Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Неизвестная соя


В Америке ее едят богатые здоровячки, а в СССР ею кормили скот

Популярность соевых продуктов стремительно растет во всем мире. В США соевый сыр, молоко или майонез стоят вдвое дороже традиционных, поскольку считаются полезными для здоровья. В России, наоборот, продукты из сои продаются по весьма низкой цене. Для отечественного потребителя соя остается все еще непривычным и малознакомым товаром. А сам российский рынок соевых продуктов находится только на стадии становления.

Число потребителей продуктов из сои огромно: это люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом, спортсмены и вегетарианцы, а также верующие, соблюдающие пост. В соевых продуктах высоко содержание белка неживотного происхождения (до 46%), мало жира, практически нет холестерина и вредного молочного сахара - лактозы, которая, как известно, часто вызывает аллергию, особенно у детей. Испокон веков сою потребляли на Востоке - в Китае, Корее, Японии. Древние китайцы причисляли сою к священным растениям. Однако любовь к сое отличает не только народы азиатских стран - много почитателей соевых продуктов и в США. По опросам общественного мнения, 55% американских семей регулярно покупают продукты из сои, которые составляют примерно 30% от общего рациона. Американцы первыми оценили экономическую привлекательность производства продуктов из сои, равно как и полезность этого продукта.

Россия только начинает присматриваться к сое. Как показали результаты опроса, проведенного компанией «Фарго-Социо» через Интернет, лишь 28% респондентов покупают соевые продукты. Оставшиеся 72% опрошенных не покупают продукты из сои, так как либо просто не слышали о них, либо считают их - по сравнению с традиционными аналогами - более дорогими или менее качественными.

Проект «дешевые соевые продукты» развития не получил
Условно рынок сои можно сегментировать следующим образом: рынок соевых бобов, рынок продуктов переработки сои - масла, муки, текстурата, концентрата, изолята, а также рынок готовых соевых продуктов - соевого майонеза, молока, сыра и т. д.

Основными странами - производителями и экспортерами соевых бобов являются США, Аргентина и Бразилия. Из общего объема производимых в мире соевых бобов половина культивируется на полях американских фермеров. По данным Американской соевой ассоциации, плантации соевых бобов занимают в США площадь 27 млн га. В России же посевная площадь примерно в 50 раз меньше.

В прошлом году эксперты отмечали рост мирового спроса на соевые бобы, в результате чего суммарный экспорт трех стран увеличился во II квартале 2000 г. на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть объема выращенных соевых бобов уходит в Китай. По прогнозам аналитиков, экспорт соевых бобов из Южной Америки в Китай в 2001-2002 гг. составит 10,5 млн т (против 10,1 млн т в 1999-2000 гг.).

В России соя растет на Дальнем Востоке, в Амурской области, в Краснодарском и Хабаровском крае, а также в центральных областях. В течение многих десятилетий переработанные соевые бобы шли в основном на корм для крупного рогатого скота и свиней. Первые попытки по переработке сои в готовые продукты питания были предприняты в России только после Великой Отечественной войны, когда возникла острая необходимость в сбалансированном дешевом питании. Но это направление вскоре было практически заморожено. Пожалуй, единственным потребителем продуктов переработки сои в течение «советских» десятилетий оставалась рыбная промышленность, использующая соевое масло для производства рыбных консервов. Прыжок вперед российская соевая промышленность сделала после дефолта 1998 г., когда в силу низкой платежеспособности населения резко возрос спрос на дешевую продукцию. Сою стали активно использовать практически во всех отраслях пищевой промышленности.

Текстурат-хамелеон
Производство продуктов из сои - это практически безотходное производство. Существует несколько вариантов переработки сои. Путем отжима из соевых бобов получают масло. По данным Минсельхозпрода России, в 2000 г. в России было переработано на масло всего 3,304 млн т маслосемян, из которых семян сои - 177 400 т. То, что остается от боба после отжимки масла, называется шрот, который в дальнейшем перерабатывают на комбикорма для КРС и свиней. Также из шрота, в котором даже после отжима остается еще немного масла, путем химического извлечения остатков жира получают продукты с высоким содержанием белка - изоляты (содержание белка 98-99%) и концентраты (80% белка). Их активно используют в мясной и молочной промышленности. Если бобы перемолоть, удалить шелуху и зародыш, получится полножирная мука. Для производства полужирной и обезжиренной (содержание жира 1%) муки перемалывают шрот. А из обезжиренной муки делают, в свою очередь, текстурат, который выпускается в двух видах: в форме маленьких чешуек, похожих на геркулесовые хлопья, - активно используется в мясоперерабатывающей промышленности, - а также в форме кусочков, которые, фасованные в пакеты, поступают в продажу. Текстурат можно готовить с чем угодно и как угодно - нейтральный по вкусу, он способен перенимать вкус тех продуктов, с которыми его варят или жарят.

Наиболее заметными игроками на рынке производства соевой муки в настоящее время являются Иркутский масложировой комбинат, благовещенская компания «Флибустьеры» (полножирная и полуобезжиренная мука), краснодарская «АССОЯ» (полуобезжиренная соевая мука), питерские «РТС», «Диетпродукт». Стоимость продукции отечественных производителей вдвое ниже зарубежной. Средняя отпускная цена российских производителей $400 за 1 т, тогда как импортная мука едва ли не вдвое дороже.

Вездесущая соя
Соя - по-своему уникальная сельхозкультура, ведь из нее можно производить продукты, спектр применения которых очень широк. Ее используют в мясоперерабатывающем производстве в качестве пищевой добавки или основного ингредиента при изготовлении полуфабрикатов, колбас, паштетов; в хлебопекарном, кондитерском производстве, частично заменяя пшеничную муку соевой; в молочной промышленности. Использование продуктов переработки сои позволяет производителям снижать себестоимость продукции, так как замена части, к примеру, мясного сырья соевым ведет к снижению себестоимости продукта. Однако нередко это приводит и к снижению качества колбас или мясных консервов. Соевые добавки используют, как правило, небольшие компании по производству мясных продуктов, которые позиционируют свой товар в дешевой ценовой нише. Отсюда на прилавках и появляется недорогая колбаса, вкус которой лишь отдаленно напоминает мясной.

В последние три года наблюдается рост рынка соевых продуктов. Если в 1998 г. потребность в продуктах соевой переработки составляла 24 400 т, то в 1999 г. - уже 40 000 т, а в 2000 г. - 43 000 т. Сегодня по всей стране около 85% мясоперерабатывающих предприятий используют соевые добавки. Так, общий объем выпускаемой московскими мясоперерабатывающими предприятиями продукции составляет порядка 300 000 т в год, при этом объем расходуемого соевого белка равен 8000 т. Большие поставки соевого концентрата, изолята и текстурата наблюдались в 2000 г. на предприятия в Амурской, Челябинской, Омской, Иркутской областях.

Статья публикуется в сокращенном варианте.
Полный ее текст читайте в журнале "Русский фокус".


Юлия Алюдина
21.11.2001  Русский Фокус №32

21.11.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов