Немцы не нашли золота в России. И продали свой покровский шоколад американцам .
Американская компания Kraft Foods Inc. и немецкая Stollwerck AG подписали соглашение о передаче прав на производственные мощности и брэнды последней в трех странах: России (Покров), Польше (Познань) и Венгрии (Будапешт). В минувшем году совокупно эти три фабрики увеличили доходы Stollwerck на $150 млн. Среди купленных брэндов — Alpen Gold, "Покров", Americana и Tibi. Причем российские шоколадные брэнды Alpen Gold и "Покров" — одни из самых сильных, а завод в Покрове — одно из крупных кондитерских предприятий страны, в которое с 1997 г. было инвестировано $35 млн.
По данным маркетинговой компании Business Analytica, доли брэндов Alpen Gold и "Покров" на рынке шоколадных плиток в России в июне этого года составили соответственно 19,3% и 11,5%. При этом торговая марка "Покров", присутствующая также на рынке шоколадных конфет в коробках, занимает на нем лидирующие позиции: ее доля рынка в июне этого года составляла 12,6%.
Фабрика в Покрове сегодня выпускает около 60 наименований шоколада и конфет, в 1999 г. выпустила 20 000 т, а ее потенциальные производственные мощности — 35 000 т шоколада ежегодно. Эта сделка дает возможность Kraft Foods увеличить свое присутствие на кондитерских рынках Центральной и Восточной Европы, а также расширить бизнес в России. "Это часть нашей стратегии по расширению портфолио продуктовых брэндов на быстрорастущих рынках", — заявил по итогам достигнутого соглашения Роджер Деромеди, президент Kraft Foods International.
Другой высокопоставленный представитель американского гиганта Маурицио Каленти, президент подразделения Kraft Foods по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке, отметив лидерство Stollwerck AG в России, заявил, что покупка позволит Kraft впервые "серьезно присутствовать на российском кондитерском рынке". Правда, сумма, за которую Kraft удалось осуществить давнюю мечту, держится в тайне, а хранить ее обязались оба концерна. Kraft Foods продвигает на рынок более 70 брэндов продуктов питания и напитков в 140 странах мира, среди которых такие известные, как сыр Kraft, кофе Jacobs и Maxwell House, печенье и крекеры Nabisco, шоколад Milka. Годовой оборот компании составляет $34 млрд. В Центральной и Восточной Европе Kraft держит первенство по производству кофе, на Украине, в Литве, Болгарии и Словакии находится в авангарде производителей шоколада.
В России Kraft уже пробовала себя в роли производителя кондитерских изделий. В 1995 г. компания купила в Петербурге предприятие по производству печенья и бисквитов "Петроконф", а в 1997 г. продала его холдингу "Красный Октябрь". Тогда бисквитный бизнес для Kraft Foods в Центральной и Восточной Европе не был приоритетным. Но зато кофейное и чипсовое направление в России Kraft осваивала с энтузиазмом. Сейчас она продвигает здесь кофе Jacobs, Maxwell House и Carte Noire и картофельные чипсы Estrella. С ноября 2000 г. произведенный на заводах Англии и Германии растворимый кофе фасуется под торговыми марками Jacobs и Maxwell House на заводе в Ленинградской области. В эту фабрику было инвестировано $15 млн, а ее мощность составляет 5000 т в год.
Когда в начале года об интересе Kraft к бизнесу Stollwerck в России еще никто не догадывался, компания запустила пробные шары на отечественный кондитерский рынок: шоколадки Milka, Cote d'Or, Mozart, Toblerone и Marabou. Поэтому неудивительно, что после оглашения сделки со Stollwerck появились предположения о том, что на новой российской фабрике Kraft Foods будет производиться шоколад Mozart и Toblerone. Но о своих маркетинговых и производственных задумках в России Kraft рассказывать не спешит. "Никаких решений по существующим торговым маркам и ассортименту, а также по запуску какой-либо продукции под торговыми марками компании Kraft Foods пока не принято", — заявил в интервью "Фокусу" Юрий Снегирев, глава отдела маркетинга ООО "Крафт Фудс", российской дочки американской Kraft Foods International. "Пока есть единственный план — это интеграция производственных мощностей Stollwerck в бизнес-структуру Kraft Foods, а на это нужно какое-то время", — добавил Снегирев. "И только после можно говорить о другом", — подчеркнул он. Но, видимо, хорошо осведомленное о бизнес-плане покупателя руководство Stollwerck AG, отказавшееся, правда, комментировать сделку, в своем пресс-релизе докладывает, что "брэнды Alpen Gold, "Воздушный" и "Покров", права на которые переходят к Kraft Foods, будут развиваться дальше наряду с появлением новых сильных позиций в ассортименте".
В отличие от скрытных американцев немцы с радостью извещают о своих планах после сделки. Согласно пресс-релизу от Stollwerck компания хочет сосредоточиться на своих традиционных марках и до боли знакомом рынке Западной Европы. В пресс-релизе от Stollwerck также сообщается, что передача компаний в собственность Kraft Foods состоится 1 января 2002 г. Но до этого времени сделка должна быть одобрена антимонопольными органами трех стран. По российскому законодательству о конкуренции на товарных рынках компании обязаны подавать ходатайство в Министерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства РФ (МАП) при сделках, соответствующих следующим двум условиям. Во-первых, если покупаются голосующие акции или доли уставного капитала, превышающие или в совокупности составляющие более 20%, а во-вторых, если совокупные активы участников данной сделки (покупателя и продавца) составляют более 100 000 МРОТ.
Фиксированного срока, в течение которого компания после объявления о покупке должна представить документы в МАП, не существует. Как сообщил "Фокусу" источник в министерстве, пожелавший остаться неизвестным, ходатайства от Kraft Foods об одобрении сделки пока в МАП не поступало. Видимо, документы все еще готовятся. И несмотря на то что "антимонопольное министерство" в устах представителя Kraft Foods звучало как "возможные форс-мажорные обстоятельства", компания уверена в успехе. "Мы уверены, что данная сделка пройдет апробацию в антимонопольных комитетах всех трех стран", — сказал "Фокусу" Юрий Снегирев.
Лариса Вострякова
15.08.2001
Pынок продуктов питания