Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Глобализация мирового рынка пищевой продукции

Журнал "Рынок ценных бумаг" №6 2000г
Антонов Валерий
Колосов Александр

ВОЛНА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

Наличие у самых разных компаний стремления к концентрации обусловлено конкурентными преимуществами крупных бизнес-структур перед мелкими и средними хозяйствующими субъектами:
несравнимыми возможностями в финансировании разработки новых видов продукции и внедрения их в сжатые сроки в массовое производство; относительно большей легкостью получения кредитов, доступностью облигационного финансирования, а в критических обстоятельствах и государственной поддержки; определением производственной программы в расчете на пространственно больший рынок сбыта, на котором всегда проявляется эффект усреднения колебаний конъюнктуры; возможностью диверсификации производства; экономией благодаря эффекту масштаба на издержках производства и сбыта; более высоким экспортным потенциалом не только за счет низкой себестоимости, но и за счет развитых сбытовых сетей за пределами национальной экономики; возможностью возведения стратегического планирования на высший уровень менеджмента корпорации без ущерба для эффективности ее функционирования, при сохранении за управляющими звеньями более низкого уровня оперативного контроля и руководства; способностью дольше противостоять воздействиям извне.
Все эти факторы и приводят к тому, что процессы концентрации усиливаются, одновременно переходя на новый качественный уровень.
Пережив с начала ХХ в. уже четыре волны слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому этапу - глобализации. Сделки среди авиапроизводителей Boeing и McDonnell Douglas, автомобилестроительных концернов BMW и Ro-ver Group, Daimler-Benz и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco, Mobil и Texaco, финансовых институтов Morgan Stanley и Dean Whitter Discovery, аудиторских фирм Coopers&Lybrand и Pricewater-house и компаний многих других отраслей подтверждают этот тезис.
Тенденции концентрации и глобализации не обошли стороной и компании пищевой промышленности. Уже несколько лет Западную Европу и Северную Америку потрясают сделки слияний и поглощений (M&A) в этой отрасли, при этом объемы совершаемых сделок исчисляются все более громадными суммами.
Крупнейшей за последние годы сделкой M&A в пищевой промышленности признается слияние Guinness и Grand Metropolitan в компанию Diageo. Сделка, оцениваемая в 24 млрд ф. ст., вывела объединенную компанию с годовым объемом продаж в 12 млрд долл. на один уровень с лидером отрасли - корпорацией Allied Domecq. Такие всемирно известные марки, как Gordon's Gin, Smirnoff Vodka, Guinness, Bailey's, Pillsbury и Haagen-Dazs, - только небольшая часть продукции, выпускаемой новой компанией.
Первое место по объему сделок M&A, заключенных между компаниями пищевой промышленности, принадлежит рынку США. За последние несколько лет здесь совершено более 40 сделок общей стоимостью свыше 100 млрд долл.
Наиболее заметным приобретением является поглощение гигантом хлебобулочной промышленности Grocery компании Kroger Co. за 13 млрд долл. Среди остальных сделок M&A можно выделить покупку инвестиционной компанией Hicks, Muse, Tate & Furst за 1,2 млрд долл. отделения компании American Home Products с такими широко зарекомендовавшими себя торговыми марками, как Jiffy Pop и Chef Boyardee; продолжение экспансии компании IBP Inc. на рынок мясных продуктов посредством приобретения Russer Foods - лидера США по производству мясных полуфабрикатов с ежегодным объемом продаж 150 млн долл.; поглощение в 1997 г. крупнейшим производителем куриного мяса в США - компанией Tyson Foods корпорации Hudson Foods за 700 млн долл. В ресторанном бизнесе отличилась General Mills Inc., купившая в 1997 г. сеть закусочных Ralcorp Holdings Inc. за 570 млн долл.
Европейский рынок по числу и объемам сделок пока уступает рынку США.
В качестве примера расширения и диверсификации деятельности посредством слияний и поглощений в Европе можно назвать объединение ирландских Avonmore Foods и Waterfood Foods. Объединенная Avonmore Waterfood Foods стала лидером по производству сыра и заняла четвертое место в Европе по продажам молока и молочнокислой продукции. Одна из последних сделок в странах Европейского союза (март 1999 г.) состоялась между датской компанией Danisco и финским производителем пищевых добавок - корпорацией Cultor. Поглощение последнего обошлось Danisco в 1,4 млрд долл.
Среди транснациональных сделок можно отметить покупку компанией Sainsbury (Великобритания) - крупнейшим оператором на рынке пищевых супермаркетов - американской Star Markets (60 супермаркетов в Бостоне) за 500 млн долл. и приобретение Coca-Cola Bottling (США) прав на торговые марки британской корпорации Cadbury Schweppes - третьего игрока на мировом рынке безалкогольных напитков - за 1,871 млрд долл.
На развивающихся рынках наиболее агрессивно ведет себя мировой лидер пищевой промышленности - голландско-британский гигант Unilever. За последние несколько лет компания поглотила монополистов по производству мороженого в Бразилии, Аргентине, Колумбии и Мексике.
Процессы слияний и поглощений в пищевой отрасли не ограничиваются сделками между компаниями, уже присутствующими на данном рынке. Так, после завершения одной из сделок, оцениваемой в 7,7 млрд долл., единственным владельцем крупнейшего в мире производителя семян зерновых культур Pioneer Hi-Breed International Inc. станет мировой химический концерн DuPont Co.
Представленные выше и другие сделки M&A (см. таблицу), на наш взгляд, неплохо демонстрируют масштабность и активность процессов концентрации, наблюдаемых в пищевой отрасли развитых стран. Но более важно другое: результаты сделок слияний и поглощений представляют собой лучшую основу для наиболее точного определения рыночной стоимости компании (в первую очередь приобретаемой), а также коррекции ориентиров инвесторов относительно привлекательности исследуемой отрасли в целом.
Приобретаемая компания (страна) Сфера бизнеса приобретаемой компании Компания - покупатель (страна) Дата сделки Сумма сделки, млн долл. P/S P/E
Randalls Food Market(США) Ресторанный бизнес Safeway(США) Июль 1999 г. 1,43 0,66 40,65
Cruzcampo (Испания) Пиво Heineken (Голландия) Май 1999 г. 914,6 н. д. 23,96
Alba Proteins (Англия) Корм для домашних животных IAWS(Англия) Октябрь 1998 г. 5,72 н. д. 19,07
Dean Foods Сельское хозяйство Agrilink(США) 1999 г. 400 0,71 9,85
Host Marriott (США) Ресторанный бизнес Autogrill (Италия) Июль 1999 г. 529 0,77 8,4
Hudson Foods Inc.(США) Птицеводство Tyson Foods (США) Сентябрь 1997 г. 643 0,39 -
Star Markets (США) Продовольственный супермаркет Sainsbury (Англия) Июнь 1999 г. 482 0,45 -

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Кризис августа 1998 г. оказал на российскую пищевую промышленность в целом позитивное влияние.
Девальвация рубля резко снизила эффективность импорта продовольствия, в результате чего активизировался процесс импортозамещения на таких сегментах рынка, как пивной, кондитерский, макаронный, табачный и др. Одновременно улучшились рыночные возможности отечественных производителей по экспорту своей продукции.
Воздействие такого серьезного отрицательного фактора, как падение реальных доходов населения, оказалось значимым практически только для молочной, мясной и рыбной промышленности, снизивших выпуск продукции не только в 1998 г., но и в 1999 г.
Высокие темпы роста выпуска продукции в пищевой промышленности (в среднем на 4-6% при 25-30% по отдельным подотраслям) в 1999 г. были обусловлены всплеском инвестиционной активности в отрасли, являющейся наиболее привлекательной среди отраслей с коротким инвестиционным циклом.
Благодаря активизации инвестиционных процессов в 1998 г. по объему прямых инвестиций отрасль заняла 1-е место (35,5%). В первом полугодии 1999 г. темпы роста капитальных вложений в пищевую промышленность остались на высоком уровне и составили 45% при среднем росте инвестиций в экономике в 2%. В результате этого доля отрасли в накопленных инвестициях к июлю 1999 г. достигла 7,3% по сравнению с 3,6% годом ранее, что обеспечило ей 3-е место по данному показателю.
Инвестиционный бум в пищевой промышленности во многом был связан со стремлением иностранных производителей сохранить свое присутствие на привлекательном российском продовольственном рынке вопреки резкому ухудшению эффективности импорта готовой продукции и наметившейся тенденции формирования потребительского патриотизма россиян. Именно это стало причиной запуска в 1998-1999 гг. целого ряда новых иностранных производств на территории страны. В результате к 1 апреля 1999 г. в отрасли было накоплено более 2,4 млрд долл. ино-странных инвестиций, из которых 1,5 млрд долл. было привлечено в 1998 г., а около 0,27 млрд долл. - за I кв. 1999 г.
Отмеченные выше тенденции - стремительное восстановление позиций отечественных производителей; резкое падение импорта; ускорение непосредственного выхода на российский рынок целой группы иностранных компаний - предопределили интенсификацию процессов концентрации и интеграции в отрасли.
Основным инструментом, используемым при этом игроками рынка, стали, как и во всем мире, сделки M&A. Хотя процессы концентрации отмечены во всех подотраслях пищевой промышленности, индустриями, наиболее подверженными <мании> слияний и поглощений, на современном этапе являются все же кондитерская, пивоваренная, табачная и молочная.

Пивоваренная промышленность

Производство пива можно признать наиболее успешным сегментом отечественной пищевой промышленности.
Рост выпуска продукции в этой подотрасли продолжается уже 5 лет, причем темпы подъема постоянно нарастают: с 5% в 1995 г. до 30% в 1999 г. Заметно перекрыв в 1999 г. рекордный уровень 1985 г. (420 и 350 млн декалитров соответственно), отечественные пивовары существенно продвинулись в реализации планов по доведению в течение ближайших нескольких лет годового выпуска ячменного напитка до 550-600 млн декалитров. Эта величина эквивалентна среднедушевому потреблению россиян на уровне более 40 л пива в год, что почти вдвое больше, чем в советские времена.
Позитивное влияние на динамику выпуска отечественного пива оказали и девальвация рубля, резко сократившая долю импортного ячменного напитка до исчезающе малой величины - 2-4%, и серьезное улучшение качества в сочетании с кардинальным расширением ассортимента, и <европеизация> пьющих россиян, в массе своей медленно, но верно двигающихся от водки (основного спиртного напитка в рационе) к пиву.
Однако использование данных факторов в полной мере стало возможным именно благодаря концентрации, развернувшейся в отрасли с середины 90-х годов и позволившей российским пивоварам воспользоваться эффектом экономии на масштабе производства и привлечь значительные ресурсы для модернизации. Формирование двух крупнейших игроков пивного рынка базировалось на приобретении иностранными компаниями российских пивоваренных заводов и их последующей модернизации.
Скандинавский концерн Baltic Bevera-ges Holding (BBH) приобрел акции пяти российских пивоваренных заводов - <Балтики> (С.-Петербург), Ярославского пивзавода, завода <ТАОПиН> (г. Тула), Красноярского пивзавода <Пикра> (сделка 2000 г.) и <Челябинскпива>. Первоначальная доля BBH в последнем составила, по итогам сделки в январе 1999 г., 20%, в дальнейшем она должна быть доведена посредством дополнительной эмиссии до 75%.
Полный контроль над дочерними компаниями достигается посредством построения многоуровневой иерархии: компания <Балтика> в настоящее время уже контролирует около 75% акций ОАО <Донское пиво> (Ростов-на-Дону) и приобретает за 20 млн долл. 50% акций завода <ТАОПиН>. Интересно, что в результате новой сделки поглощения тульского предприятия фактически происходит усиление контроля BBH, хотя его собственная доля и снижается вдвое (до 25%).
Демонстрируя впечатляющие темпы роста объемов производства (57% в 1998 г. и около 20% в 1999 г.) и придерживаясь агрессивной стратегии поглощения региональных компаний, тандем BBH - <Балтика> первым в России приблизился по производству к достижению рубежа в 100 млн декалитров. При этом объем инвестиций только со стороны <Балтики> (с учетом 45 млн долл., полученных при продаже контрольного пакета BBH) превысил 150 млн долл.
Холдинговая компания Sun Interbrew (SI) была образована весной 1999 г. за счет объединения активов, которыми владели в России и странах СНГ бельгийский пивной концерн Interbrew и компания Sun Brewing, входящая в Sun Group (Индия). Сделка по слиянию конкурентов, оцениваемая в более чем 300 млн долл., стала ответом на активные действия BBH - <Балтики>.
К моменту слияния Sun Brewing контролировала шесть небольших по мощности региональных предприятий, включая петербургскую <Баварию> (63% акций) и <Поволжье> (75% акций). Общий объем средств, инвестированных Sun Brewing на этапе приобретения пивзаводов, превысил 25 млн долл. Вклад Interbrew во вновь образованный холдинг составил 130 млн долл. - 40 млн долл. денежными средствами плюс акции омского завода <Росар> и черниговской <Десны>.
Слияние вывело SI на второе место по объему выпуска пива в России (60 млн декалитров в 1999 г.), а осуществленные инвестиции позволяют рассчитывать на рост производства в 2000 г. как минимум на 15%. Последним приобретением уже объединенной компании стала покупка 50% акций <Клинского пивзавода>.
Высокая активность процессов концентрации, наблюдаемых на пивном рынке России, позволяет утверждать, что сделки M&А останутся основным инструментом реструктуризации отрасли еще в течение нескольких лет. И конкуренцию лидерам в этом могут составить как <Очаково>, так и закрепившиеся на российском рынке датская Carlsberg Group, владеющая 66% акций петербургской <Вены>, турецкая <Эфес> и южноафриканская SAB с новыми заводами под Москвой и в Калуге.

Кондитерская промышленность

Спад рынка кондитерской продукции (в целом на 40% от дореформенного уровня), продолжавшийся вплоть до 1995 г., был вызван в основном резким падением реальных доходов населения.
С середины 90-х годов ситуация постепенно начала выправляться: сначала - за счет массированного импорта, а затем - за счет роста производства на отечественных предприятиях и начала выпуска продукции иностранными компаниями, завершившими строительство собственных фабрик в России.
Итоги 1999 г. позволяют рассчитывать в ближайшие несколько лет на преодоление рынком докризисного уровня, тем более что российский рынок кондитерских изделий признается по потенциалу вторым в мире.
Влияние девальвации российского рубля на кондитерскую промышленность не может быть оценено однозначно. Резкое сокращение доли импорта кондитерской продукции (с 30% в 1998 г. до 7% в 1999 г.) сочетается с невозможностью в полной мере воспользоваться эффектом импортозамещения в силу высокой зависимости от импорта сырья.
Важными особенностями российского кондитерского рынка являются:
определяющая роль отечественных крупных бизнес-структур в процессе концентрации производства; преобладание у иностранных производителей стратегии проникновения на рынок путем строительства собственных фабрик, а не скупки уже существующих предприятий.
Начиная с 1995 г. на территории России введены в эксплуатацию уже три предприятия: кондитерские фабрики компаний Mars (США), Cadbury Schweppes (Великобритания) и Stollwerck (Германия).
Политика остальных крупных игроков носит ярко выраженный экспансионистский характер и строится на поглощении как столичных, так и региональных кондитерских фабрик и проведении их коренной модернизации после включения в состав холдинга.
Так, <Концерн Бабаевский>, сумевший взять под свой контроль <Южуралкондитер> (г. Челябинск), новосибирскую и сормовскую (г. Н. Новгород) кондитерские фабрики, а также московский <Рот Фронт>, занимает 1-е место на российском кондитерском рынке.
Холдинг, формирующийся вокруг АО <Красный Октябрь>, в настоящее время включает 8 предприятий из разных регионов России. В последние годы <Красный Октябрь> купил коломенскую, рязанскую, тамбовскую, пензенскую, йошкар-олинскую кондитерские фабрики, тульскую <Ясную Поляну> и петербургскую компанию <Кондитерская фабрика им. Самойловой>, выкуп 99% акций которой у американской фирмы Kraft Jacobs Suchard стал первой сделкой, возвращающей собственность в российское владение из иностранного. В настоящее время на базе обанкротившегося биробиджанского <Кондитера> создается еще одно подразделение холдинга.
Швейцарский концерн Nestle стал единственным иностранным производителем, использовавшим для утверждения в России тактику своих основных местных конкурентов - метод слияний и поглощений. Приобретя в 1995 г. 75% акций самарской кондитерской фабрики за 23,6 млн долл., а позднее - 88% акций самарского же <Кондитера>, Nestle слил их воедино в <Кондитерское объединение "Россия">. Выбранная Nestle стратегия наращивания активов в кризисный период (в 1998-1999 гг. были приобретены контрольные пакеты акций кондитерских фабрик <Алтай> (г. Барнаул) и <Камская> (г. Пермь)) оказалась выигрышной. Она позволила группе Nestle занять 3-е место на рынке и стать владельцем одной из наиболее престижных национальных марок в момент поворота российского потребителя в сторону отечественных товаров.
Укрупнение производства в отрасли далеко от завершения. Подтверждением этого тезиса является сообщение о намерении компаний <Конфи> (г. Екатеринбург), <Волжанка> (г. Ульяновск) и <Заря> (г. Казань) в начале 2000 г. войти в состав нового кондитерского холдинга, создаваемого владельцами контрольных пакетов перечисленных предприятий - инвестфондами Baring Vostok Capital Partners и Capital International.

Табачная промышленность

По оценкам экспертов, отечественный табачный рынок является одним из самых крупных в мире и уступает только китайскому, американскому и японскому. Потребление россиянами табачной продукции составляет около 250-275 млрд сигарет в год и продолжает ежегодно прирастать, по данным ассоциации российских производителей сигарет и папирос, на 8-12%.
Табачная индустрия по праву может считаться самой быстроразвивающейся отраслью в России.
Накопленные к концу 1999 г. инвестиции в табачный бизнес составили 1 млрд долл. При этом инвестпрограммы крупнейших производителей сигарет предусматривают дальнейшее увеличение капиталовложений - на 600 млн долл. в период до середины 2001 г. Активизация инвестиционного процесса после кризиса 1998 г. позволила нарастить выпуск табачной продукции в России со 137 млрд сигарет в 1996 г. до 230-235 млрд сигарет в 1999 г.
Стремительное увеличение производства в стране, перекрывшее как рост потребления, так и снижение импорта (со 100 млрд сигарет в 1996 г. до 40 млрд сигарет в 1999 г.) уже привело к возникновению излишка предложения табачной продукции и началу ценовых войн. Первыми жертвами этого противостояния неминуемо станут самостоятельные российские фабрики, рыночная доля которых по итогам 1999 г. опустилась до 20%. Однако даже это незначительное влияние на собственный рынок в ближайшие год-два будет утрачено вследствие достижения иностранными компаниями суммарного объема выпуска, равного общей потребности российских курильщиков.
Особенности процессов концентрации, проходящих в российской табачной промышленности, связаны с двумя аспектами:
одинаковой активностью иностранных корпораций как в поглощении российских компаний, так и в возведении производств с <нуля>; влиянием на российскую ситуацию новой волны слияний и поглощений среди мировых лидеров.
В настоящее время крупнейшим производителем сигарет в России является Phillip Morris. Доля компании на рынке достигает 25%, она владеет ОАО <Краснодартабакпром> и фабрикой в С.-Петербурге <Филлип Моррис-Нева>, приобретенными в процессе приватизации. Кроме того, в 2000 г. Phillip Morris рассчитывает ввести в эксплуатацию возводимую в Ленинградской области фабрику <Филлип Моррис-Ижора>.
К Japan Tobacco по наследству перешли армавирская, елецкая табачные фабрики и <Р.ДЖ.Р. - Петро> (бывшая фабрика им. Урицкого), поглощенные и модернизированные в свое время группой R.J. Reynolds, а также новое производство, организованное на площадях купленного в 1997 г. на аукционе за 25 млн долл. петербургского оборонного завода <Электронмаш>. Благодаря активности R.J.R. доля японского табачного гиганта на российском рынке составляет около 20%.
Поглощение группы Rothmans концерном BAT позволяет российскому подразделению объединенной компании рассчитывать на продвижение вверх в табели о рангах российских табачных производителей с занимаемого в настоящее время 3-го места. После поглощения Rothmans производственные мощности BAT, владевшего приобретенными ранее и полностью переоснащенными саратовской табачной фабрикой и фабрикой <ВАТ-Ява> в Москве, увеличились за счет построенной с <нуля> фабрики <Ротманс-Нева>.
Проявляют себя в плане использования инструментов M&A и более <мелкие> иностранные компании. Шестая по величине и старейшая в Америке Western Tobacco Investments LLC. удвоила производственные мощности контролируемой российской фабрики <Дукат>. Немецкий концерн Reemtsma Gmbh к 2001 г. планирует довести объем инвестиций в Россию до 100 млн долл. с целью увеличения мощностей приобретенной в июне 1998 г. компании <Реемтсма-Волга> (г. Волгоград).
Из самостоятельных российских производителей можно отметить лишь <Донтабак>, сумевший в 1999 г. совместно с заводом <Новосибметалл> организовать новое производство <ДонНовосибТабак>.

Молочная промышленность

Отечественная молочная отрасль относится к стагнирующим сегментам пищевой промышленности: уровень, до которого опустился выпуск молочной продукции к 1995 г. (30-35% от дореформенного объема), сохраняется без особых изменений все последние годы. При этом среднедушевое потребление молочной продукции снизилось до 115 кг по сравнению с 300 кг в 1990 г. Однако общая по отрасли негативная динамика не отражает всей картины.
Согласно исследованию специалистов компании <Атон>, при падении совокупного объема продаж молочных комбинатов в 1997 г. (в долларовом выражении) на 16% объем продаж 10 крупнейших предприятий увеличился на 10%. Более того, несмотря на падение суммарных объемов продаж по группе средних и крупных предприятий с объемом продаж более 20 млн долл. на 9-12%, средние обороты компаний даже выросли на 6-26%. Такой результат может быть объяснен сокращением общего числа средних и крупных молочных предприятий за счет выбраковывания слабых компаний при одновременном расширении оставшимися своих рынков сбыта.
Девальвация российского рубля инициировала процесс восстановления российскими комбинатами собственной сырьевой базы через финансирование модернизации молочных хозяйств и пересмотр иностранными компаниями отношения к непосредственному присутствию на российском рынке. Если раньше собственное производство иностранцев ограничивалось лишь заводом Danone в Тольятти и приобретенным Parmalat молочным комбинатом в Белгороде, то уже в самое ближайшее время к ним добавятся еще три завода в Подмосковье, возводимые Ehrmann, Danone и Campina.
Концентрация в отечественной молочной промышленности имеет свою особенность. Существующие технологические ограничения (срок хранения большинства молочных продуктов не превышает двух недель) и значительное удорожание продукции при перевозке на большие расстояния снижают эффективность простого наращивания мощностей на крупнейших предприятиях. В связи с этим основным направлением концентрации в отрасли должно стать поглощение лидерами рынка компаний в других регионах. И такой процесс уже начался.
Сделки слияний и поглощений в отрасли пока носят единичный характер и почти все связаны с продвижением на рынке холдинга Вимм-Биль-Данн - Лианозовский молочный комбинат (ВБД - ЛМК).
В московскую группу холдинга входят 4 предприятия: Лианозовский, Царицынский и Раменский молочные комбинаты и завод детских молочных продуктов. В регионах группа ориентируется на покупку компаний, обслуживающих потребности населения крупнейших городов. К концу лета 1999 г. в собственности группы было сконцентрировано 77,4% акций АО <Сибирское молоко> (г. Новосибирск), 93% акций Нижегородского молочного комбината и 97% акций Владивостокского молочного комбината, а к середине декабря были приобретены ЗАО <Карасукское молоко> и 42% акций <Альбумина> (оба - г. Новосибирск).
Хотя реальной конкуренции в продвижении по стране ВБД-ЛМК на сегодня составить пока не может никто, но первые признаки подключения других производителей к движению в этом направлении уже появились. Петербургский <Петмол> взял под свой контроль 3 молочных завода в Вологодской и Тверской областях; столичные Останкинский и Очаковский молочные комбинаты создают совместную с компанией <Новозеландские молочные продукты> дистрибьюторскую сеть; вновь начинают циркулировать слухи о возможной скорой продаже крупнейшего в Европе (по проекту) молочного предприятия - петербургской компании <Роска>.

РЕЗЮМЕ

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что отечественной пищевой промышленности, так же как и мировой, свойственны стремление к укрупнению бизнеса и активное применение в процессе концентрации сделок слияний и поглощений.
Существенные отличия исследуемых процессов в развитых странах мира и в России обусловлены низким первоначальным уровнем концентрации отечественной пищевой индустрии. Это обстоятельство, с одной стороны, предопределяет несопоставимость масштабов сделок (на мировом рынке сейчас превалируют сделки между компаниями, занимающими значительные, вплоть до монопольных, доли национальных рынков или даже ТНК, тогда как в России концентрация проходит пока на уровне в лучшем случае региональных монополистов); а с другой стороны, гарантирует отечественной пищевой отрасли высокую частоту прохождения сделок M&A в ближайшие несколько лет.
К сожалению, провести качественный сравнительный анализ сделок M&A в России и за рубежом не представляется возможным: и без того низкая информационная открытость российских компаний сменяется полной секретностью, если дело касается приобретения какого-либо бизнеса, причем данные по параметрам сделки не раскрываются даже после их реализации. Анализ же доступной информации позволяет сделать следующие выводы:
средний уровень показателя P/E, достигаемый в результате сделок M&A в мировой пищевой индустрии, в несколько раз превышает соответствующее значение по России (оценочно 20 против 4). Кроме того, для приобретаемых российских компаний значения данного индикатора значительно чаще, чем в развитых странах, попадают в силу убыточности деятельности в отрицательную область; хотя разрыв по соотношению капитализации компании к объему продаж (P/S) не так велик, все же стоит отметить, что если в развитых странах капитализация очень часто превышает годовую выручку, то в России пищевые компании редко демонстрируют значение P/S выше 0,2-0,3; стремительное изменение ситуации на фондовом рынке в конце 1999 г. - начале 2000 г., означающее начало этапа восстановления доверия к российским предприятиям как потенциальным объектам инвестиций, позволяет рассчитывать на сокращение разрывов в значениях рассмотренных показателей. Рост рыночных оценок акций российских предприятий, в свою очередь, раскроет перед ними широкие возможности не только по инвестированию в модернизацию производственных мощностей, но и по активизации процессов слияний и поглощений, так как при их осуществлении можно будет гораздо шире использовать вариант обмена акций компаний - участников сделки, что существенно сократит потребность в привлечении внешнего финансирования для рыночной экспансии высокоэффективных компаний.

21.02.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов