Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Правильный проект

Журнал "Эксперт"
Андрей МАрков

Слово проект уже несколько приелось. Тем не менее, вопрос: “Что представляет собой правильный проект?” — является далеко не праздным, так как на рынке, кажется, нет об этом представления. Какой проект считать правильным? Тот, что приносит деньги?
Работа компании состоит из операций и проектов. Причем эти составляющие пересекаются, например, в том, что и те и другие ограничены имеющимися ресурсами и в соответствии с этим должны быть адекватно спланированы, исполнены и проконтролированы. Однако ключевая разница между проектами и операциями в том, что операции имеют непрерывный и повторяющийся характер, а проекты уникальны и временны. Соответственно, на разных принципах базируется система управления. При возрастающей динамике и изменчивости бизнеса профессиональное управление проектами становится ключом к успеху на рынке. Итак, проект это временная задача по созданию чего-то уникального — товара, услуги, исследования.
Если для промышленной компании основа бизнеса — это операции, то есть производство, продажи, то для интернет-компании — именно проекты, так как в динамичных условиях новой экономики конкуренцию выигрывает тот, кто перманентно предлагает новые изделия, сервисы, решения.
Миссия
Проект — это миссия. Цель, время и, главное, мировоззрение — зачем это нужно: ради денег (capital gains), ради создания добавленной стоимости (value-adding purposes), ради репутации (noblesse oblige), ради предоставления клиентам дополнительных сервисов (customer relations enforcement), ради оптимизации системы поставок и расчетов (better supply chain management). Временный характер проекта означает, что он имеет начало и, — главное,— определенный и запланированный финал. Сам проект — это некое временное усилие, однако его результат чаще всего живет долго — месяцы, годы, а то и столетия (если это, к примеру, монумент). Уникальный характер проекта заключается в том, что проект нацелен на создание неординарной, новой услуги или товара. Таким образом, правильный проект — тот проект, который в наиболее короткое время наиболее последовательно создает востребованные новые товары. Управление проектами — это сложная система, ядро которой — координация деятельности разных участников, обладающих совершенно разными собственными целями и интересами. Команда, способная гармонично соединить технологическое совершенство, качественный маркетинг, эффективную систему продаж, грамотных специалистов и отличные финансы, может, как говорится, все. Качество кадров на интернет-рынке велико, и конкуренция нескольких компаний, хотя бы наполовину близких к такому совершенству, разогревает как потребительские рынки, так и рынки капиталов до очень и очень высоких температур.
Конкретно
Мы решили спросить у самих участников рынка, что есть правильный проект. Причем попросили пояснить на конкретных примерах.
Тимур Янбухтин, директор компании “Яндекс” по развитию бизнеса
Сегодня трудно выбрать самый правильный проект — удачных хватает. Один из хороших примеров — “Алор-инвест”. Компания была пионером “настоящего” интернет-трейдинга в России. Год, прошедший с момента запуска проекта, показал его полную идеологическую и коммерческую состоятельность. Что важно: компания “Алор-инвест” была традиционным брокером в течение нескольких лет. Интернет-технологии были увязаны с существующим и хорошо отлаженным бизнесом, а их использование качественно повлияло на характеристики традиционного бизнеса — доступность, возможное число клиентов, себестоимость обработки клиентского заказа. Использование преимуществ интернет-технологий в немалой степени способствовало выходу “Алор-инвеста” на первое место по обороту на ММВБ в этом году. Отработка стратегии запуска и управление проектом были на хорошем профессиональном уровне. Что касается маркетинговой стратегии, мне трудно оценить качество брэнда “Алор”, но его доля рынка пока вполне удовлетворительная. На сегодня рост проекта был обеспечен органическим ростом популярности в профессиональном сообществе. Внешняя реклама практически отсутствовала. Гораздо более сложной задачей для компании будет удержание лидирующих позиций после выхода на сегмент электронной торговли акциями раскрученных национальных брэндов типа “Альфа-банка” и агрессивной рекламной кампании в Интернете таких сильных игроков, как “Атон-онлайн”. При том, что данный проект является узкоспециализированным, важен прецедент эффективного использования Интернета традиционным бизнесом. Без этого невозможно экономически эффективное существование порталов и других интернет-бизнесов.
Игорь Василиадис, исполнительный директор и вице-президент Сибинтека
Самым правильным проектом, на мой взгляд, является создаваемый портал “Яндекс”. Я руководствуюсь следующими аргументами:
- управление проектом осуществляется специалистами высочайшего уровня компетентности, достигшими ранее серьезных результатов хоть и в родственном, но все же в другом секторе рынка. В данном случае это Аркадий Волож с командой CompTek. Это гарантирует более объемный взгляд на формируемую стратегию развития и снижает риски на начальном этапе формирования и финансирования проекта;
- финансовый и инвестиционный менеджмент ориентирован на международные стандарты формализации процессов и отчетности;
- имеется детально разработанная инвестиционная стратегия с привлечением серьезного финансового партнера, имеющего опыт работы на российском рынке (Barings Vostok, UFG);
- произведена глубокая предварительная проработка схем инвестирования с привлечением серьезного финансового консалтинга;
- имеется проработанная стратегия брэнда от момента создания до детального планирования рекламной и PR-кампании;
- начальный рейтинг проекта высок, а достигнутые темпы роста аудитории гарантируют лидерство в занимаемом секторе и повышают инвестиционную и коммерческую привлекательность проекта на втором этапе инвестирования. Это закладывает прочную основу для успешного публичного акционирования проекта и последующих котировок на западных и российских торговых площадках;
- отсутствует отрыв от реальной модели оценки бизнеса исходя из фактической прибыли по направлениям.
Джейсон Доунс, исполнительный директор ru-Net Holdings
Назвать самые профессиональные и перспективные русскоязычные проекты непросто, особенно потому что скромность не позволяет мне излишне хвалить наши собственные проекты. Это значит, что я исключаю из рассмотрения те из них, которые по определению уже проанализировал, счел наиболее перспективными и поэтому сделал инвестиции в них.
Поэтому мне, видимо, следует назвать те проекты, которые я хотел проинвестировать от имени ru-Net Holdings, но по тем или иным причинам это не удалось. Этот выбор чисто личный.
Во-первых, самой профессиональной российской интернет-компанией я бы назвал “Росбизнесконсалтинг”. Хотя эта компания начала свою деятельность в традиционном бизнесе прежде чем использовать свои навыки информационного агентства в онлайне, я полагаю, что именно деятельность, связанная с Интернетом, принесла ей наибольшую известность на рынке. Это один из немногих информационных провайдеров, которые, очевидно, хорошо поняли необходимость создать бизнес, а не просто сайт. Именно этой стратегии следовали все компании, куда мы инвестировали.
Объявленная выручка от подписки и рекламы существенно превышает показатели конкурентов и поступает как от традиционных, так и онлайновых бизнес-услуг. Даже если исключить бартер, объем которого в любом случае невелик, цифры впечатляют. Самое большое достижение компании — добиться нынешнего положения на рынке с относительно небольшими инвестициями — говорит о высоком качестве управления. Перспективы компании не вполне ясны, поскольку рынок онлайновой торговли ценными бумагами становится все теснее, а финансовая информация начинает вызывать интерес у универсальных горизонтальных порталов. В этих условиях, возможно, привлекательной стратегией является вступление в партнерские отношения, а возможно, что компания достаточно сильна, чтобы быть самостоятельной и поставлять контент остальным участникам сектора.
Кроме этого, среди новичков я хотел бы отметить успех компании SpyLOG.
Ей удалось выйти на очень конкурентный рынок интернет-рейтингов и в очень краткий срок занять на нем ведущую позицию. Хотя ее статистика иногда противоречива и некоторые части технологии нужно отладить, высокая прозрачность, независимость и техническое мастерство привели компанию к успеху. Будет интересно видеть, как этой молодой компании удастся превратить успех в настоящий, самодостаточный бизнес.
Тимур Аитов, руководитель проекта “ГУМ-Интернет”
Если не говорить о своих проектах,то хочу отметить следующее. Российский Интернет развивается прежде всего как СМИ и как средство развлечений. Ничего серьезного в коммерческом плане нет. Имеющиеся попытки “раздуть кадило” на пустом месте выглядят нелепо. Если это непонятно студентам, домохозяйкам, может быть даже технологам и финансистам, то профессиональным торговым работникам это очевидно. Через год подавляющее большинство “чистых” интернет-магазинов развалятся, деньги инвесторов кончатся и больше некому будет “дурить голову” читателям вашего уважаемого журнала. Но кто-то, конечно, останется.Это важно. Число покупок превысит в каждом из оставшихся магазинов критическую отметку (при которой доходы равняются расходам, это примерно 5-10 тыс. покупок в день). И вот только тогда, через год-полтора, и можно будет назвать десятку “правильных проектов” по электронной коммерции. Выбор будет очевидным. Сейчас просматриваются “кандидаты” в эту десятку, но все может очень быстро измениться.
Думаю, ясно, что сегодня однозначно можно говорить только об успешных проектах из области СМИ и развлечений. Прежде всего это образцовый проект РБК. Его знают даже те, кто не то что “сидит” в Интернете, но даже не умеет включать компьютер! Прекрасно раскрученный брэнд, четкая стратегия и ясное позиционирование. Все оценки на “пятерку”.
В области развлечений я бы отметил Fomenko.ru. Сам я на этот сайт не хожу, но у меня нет никаких сомнений в гигантских показаниях его счетчика. Fomenko.ru — “народный” сайт, и высший балл ему поставили не эксперты, а пользователи Сети. Простая идея, ясное позиционирование и, думаю, хороший менеджмент NetBridge — неплохие слагаемые успеха.
Анна Горохова, менеджер, консультант A’Lions
Невозможно объективно выбрать “самый правильный проект” русского Интернета, особенно с точки зрения “сочетания факторов”. Сама среда Интернета устроена так, что любой успех довольно быстро можно повторить, поэтому очень трудно быть лучшим. С точки зрения завоевания рынка, скорее, главное значение приобретает преимущество первого движения, либо, как, например, в случае BeeOnLine, эксклюзивное партнерство в горизонтальной цепочке создания добавленной стоимости.
Даже, например, в автомобильной промышленности, где несравнимо меньше игроков, невозможно однозначно определить “лучшего” по всему комплексу критериев. Сравнение интернет-проектов в какой-нибудь определенной области, например в фармацевтике, возможно, так как примерно ясны показатели, по которым сравнивать, и их “целевые” значения. Но “лучший” web-проект вообще можно выбрать только субъективно, например: “Мне приятнее всего заходить на сайт Abcdef.ru, потому что там фон напоминает занавески в комнате сына”.
Илья Пономарев, президент компании Arrava IMC
Если не считать нашу компанию, которую я по определению считаю лучшей (иначе зачем бы мы ее делали?), то выделил бы два проекта — впрочем, оба имеют свои плюсы и минусы:
- Port.ru — упорядоченная корпоративная юридическая структура, внимание к западным рынкам, агрессивность, хороший PR. Компания анализирует и использует существующие возможности по зарабатыванию реальных денег, а не мечтает о будущем. Слабость компании — в отсутствии менеджеров со значительным опытом работы в крупных предприятиях и самостоятельным именем вне интернет-тусовки. Это пока не дает им перерасти в нечто большее, чем чисто интернет-компания, хотя потенциал явно присутствует.
- RuNet Holdings — единственный проект, который сделан и структурирован полностью по западным канонам венчурного бизнеса. Весьма внятная команда финансистов — первых лиц холдинга. Тем не менее, объекты инвестирования выбраны в областях, которые не дают очевидного экономического эффекта, и проект рассчитан больше на рост капитализации, чем на операционную прибыль. Поэтому значительные средства используются с отдачей, оставляющей желать лучшего.
В целом же лучший проект в России в области информационных технологий, с моей точки зрения, — Cybiko Давида Яна, по целому ряду причин:
- наличие явного успеха на Западе, как с точки зрения объема продаж и прибыли, так и с точки зрения инвестирования;
- наличие реальной базовой технологии, экспортированной из России;
- сильная, сыгранная менеджерская команда.
Евгений Гордеев, генеральный директор Dot.ru
Наиболее правильно построенным проектом в русском Интернете я считаю Price.ru. Аркадию Морейнису удалось за рекордно короткие сроки качественно захватить достаточно интересную нишу компьютерного информационного рынка, несмотря на то, что на момент запуска проекта эта ниша была занята — существовало как минимум 3—4 больших игрока. Это было достигнуто путем четкого планирования программы развития. Что мне очень нравится — это то, что Price.ru с самого начала был доходным, т. е. проекту не понадобились гигантские инвестиции на содержание. Войдя в холдинг “КонсультантПлюс”, проект получил доступ к одной из самых многочисленных региональных сетей, возможность быстро разворачивать региональные представительства, а также частично использовать инфраструктуру сложившейся компании. Ведь у “КонсультантПлюс” по России имеется более 530 офисов и свыше 10 000 сотрудников, основная часть из которых — агенты. Это одно из самых больших конкурентных преимуществ для Price.ru.
Павел Нефедов, журналист, редактор “Ведомостей”
Самым правильным проектом я считаю Port.ru. Сразу должен оговориться, что не пользуюсь никакими сервисами “Порта” и по большей части считаю их совершенно ненужными. Поэтому смотрю на все это дело со стороны. Правильным этот проект делает его удивительная адекватность самой природе интернет-бизнеса, которая состоит в том, чтобы создавать максимум ажиотажа практически из ничего. При этом в Интернете удается тратить в несколько раз больше денег, чем потребовалось бы на аналогичные проекты, не связанные с Интернетом.
По-моему, “Порту” все это удается замечательно. Во-первых, они эксплуатируют чисто интернетовские потребности безо всяких там привязок к материальной действительности. Во-вторых, им удается собрать внутри и вокруг компании максимально амбициозную и, так сказать, “продвинутую” публику. И, наконец, вся их стратегия (включая историю привлечения инвестиций) тоже как будто взята из учебника. Они правильно играют именно по тем правилам, которые установлены для подобных проектов. “Порт” многим не нравится — потому что эти люди ведут себя вызывающе, неумеренно хвалят себя, гордятся достижениями, суть которых невозможно объяснить обычным бизнесменам. Но именно таков интернет-бизнес. Я желаю им успеха.
Есть в России и другие проекты, которые построены очень грамотно. Но они, как правило, просто используют Интернет для передачи информации, не пытаясь как-то одухотворять эту среду. Поэтому такие проекты я бы не называл интернет-проектами. Речь совсем о другом.
Игорь Коцманек, директор iXcelerator.com
Наиболее привлекательным, с моей точки зрения, является онлайновый проект “Голден Телеком” — эта компания сделала несколько поглощений (в том числе купила поисковую систему “Апорт”), имеет хороший портфель. Провайдерский и собственно онлайновый бизнес “Голден Телеком” тесно связаны и хорошо дополняют друг друга. К тому же они строят сильный хостинг, который так нужен России.
Стратегии
“Инвестиции получают те, кто может жить и развиваться без них. С пониманием этой простой истины будет меньше разочарований и пессимистических оценок со стороны как предпринимателей, так и финансистов.
Залог успеха интернет-бизнеса — в успешном управлении таким сочетанием, как идея, предпринимательская команда и создающее добавленную стоимость инвестирование, что в итоге создает высокий барьер вхождения в бизнес, — говорит Салават Резбаев, директор компании “Веста Евразия”. — В известном смысле, создание такого барьера и является целью интернет-инвестора”.
Андрей Зотов, управляющий директор компании “Веста Евразия”
На мой взгляд, лучший российский интернет-проект— “Яндекс”. “Яндекс” ярко выделяется качественным менеджментом, наличием точно сформулированной и последовательно проводимой в жизнь стратегии. В проекте использованы перспективные собственные разработки, применяется разумная схема лицензирования. Особенно привлекает наличие маркетингового анализа, обоснованный выбор способов продвижения проекта. Изначально “Яндекс” развивался по шагам, с разумным использованием выделяемых средств, причем характер развития был поступательным, без резких шатаний и стремительных “улучшений” концепции, чем грешили некоторые его конкуренты. Прекрасно продвигается брэнд, который сохранил свою самостоятельность и узнаваемость, не пострадал в результате поглощений и объединений с другими проектами. Дополнительным признаком благополучия “Яндекса” является способность команды финансировать новые технологические направления (например, подпроект “Гуру”). На благо проекта пошло также его четкое выделение “из тела материнской компании”. И даже нарочитая прямолинейность дизайна не мешает положительному восприятию экранных форм “Яндекса”!
Ольга Исса, менеджер компании “Веста Евразия” по маркетингу
и связям с общественностью
На мой взгляд, наиболее “правильным” проектом в настоящий момент является новостной сайт Lenta.ru. Новостной сайт — потому, что именно в такого рода виртуальных “продуктах”, как мне кажется, наиболее эффективным образом используются “фирменные” преимущества Интернета: сочетание высочайшей оперативности передачи информации с “мультимедийной подачей”, а также возможность мгновенной и обширной справки по рассматриваемой теме. В самом деле, далеко не каждое каждое печатное издание может непрерывно “вести” тему в течение нескольких дней (а если может — информация будет квантованной от номера к номеру), а, скажем, телетайпная лента и другие подобные источники не в состоянии обеспечить тематические ссылки и т. п.
Для качественного же новостного интернет-проекта, образно говоря, каждым номером газеты является весь связанный с темой Интернета контент.
Почему именно “Лента” — среди нескольких лидирующих проектов такого рода? На мой взгляд, в данном проекте наиболее гармонично сочетаются удобство интерфейса и достаточное (но не избыточное) количество тем, ранжированных в соответствии с их значимостью. Проект адекватен в выборе тем, насыщен, но не перегружен, своевременно обновляется, и все его материалы написаны в хорошей стилистике.
Поле
Чтобы говорить о рынке проектов, надо знать объем того рынка, на который эти проекты запускаются. Во-первых, это позволит лучше оценить возможности самих проектов, во-вторых, трезво смотреть на заявления пиарщиков. Статистика о российском интернет-рынке достаточно скудна и очень противоречива. Ведущие инвестиционные компании и банки дают полярные оценки — команда интернет-аналитиков “Альфа-банка” во главе с Андреем Богдановым, к примеру, достаточно оптимистична, а, скажем, Том Эдсхэд, эксперт “Тройки-Диалога”, настроен весьма скептически. Соответственно, и назывались аналитические отчеты показательно — “Победитель забирает все” (The Winner Takes It All) от “Альфа-банка” и “Нам предстоит еще долгий путь” (A Long Way To Go) от “Тройки-Диалога”. Есть свои оценки у всех консультативных компаний, включая Arthur Andersen, KPMG, PricewaterhouseCoopers, McKinsey&Co., A.Partners (точнее, консультативное подразделение A’Lions), iGroup, Platzdarm. К сожалению, исследовательские фирмы вроде ACNielsen, eMarketer, Forrester Research пока не уделяют особого внимания российскому рынку. В общем, резонно, ведь он меньше, чем интернет-рынок, скажем, небольшого американского штата.
Однако при всей сложности оценок можно вывести некие средние показатели, которые, скорее всего, будут близки к реальности. В первую очередь нас волнуют три ключевых рынка — электронной коммерции (“бизнес-потребитель”, “бизнес-бизнес”), интернет-маркетинга и интернет-консалтинга. По оценкам PricewaterhouseCoopers, рынок интернет-консалтинга составит в 2001 году 10-15 миллионов долларов, рынок интернет-маркетинга, по оценкам Arthur Andersen, — 25-30 миллионов долларов в 2001 году, в том числе, по данным StockAccess.com, 10 миллионов в онлайновой рекламе. Электронная коммерция — самый сложный момент в оценке, но большинство аналитиков, включая экспертов “Альфа-банка”, PwC, StockAccess.com, склоняются к показателю 30-40 миллионов. Таким образом, рынок растет, есть за что бороться. Бернард Люке, директор по маркетингу ru-Net Holdings, утверждает, что в США стоимость двух крупнейших ресурсов составляет 80% общей стоимости рынка в сегменте интернет-порталов, или 50% в области электронной торговли. Если учесть, что русскоязычных порталов, претендующих на лидирующие позиции, как минимум шесть, то в недалеком будущем мы все, вероятно, станем очевидцами драматических событий. И навыки управленческих команд здесь далеко не самое последнее дело.
Отдельная тема — оффлайновые компании, которые строят бизнес в Сети. Прошлой весной, да и летом по рынку гуляли разговоры о том, что вот-вот в Сеть придут оффлайновые монстры и всех задавят. Однако, даже нанимая ведущих консультантов — Arthur Andersen, Andersen Consulting, McKinsey&Co., PricewaterhouseCoopers, KPMG, оффлайновые компании сталкиваются с массой проблем. Самое главное — несоответствие корпоративной культуры, методов принятия решений и ведения бизнеса в оффлайновых компаниях потребностям И-бизнеса. Создание же отдельных компаний, со своим менеджментом, системой управления, маркетинга — дело слишком дорогое. Вряд ли даже несколько десятков сэкономленных в результате внедрения интернет-технологий сподвигнут крупную промышленную корпорацию с миллиардными оборотами совершать столько лишних телодвижений, считает Михаил Ходорковский, президент ЮКОСа. На сегодняшний день успешных примеров не так много. Что касается России, то у нас пока мало число компаний, для которых внедрение интернет-технологий действительно критично.
Интернет-Холдинги и управляемые компании
A.Partners:

Pharmazone
BeeOnLine
Internet-Incubator
Agama/WebTech:

Апорт
@Rus
Ayaxi:

TenderOnline
Poll4All
Golden Telecom
Internet Division:

Россия-Онлайн
netBridge:

Молоток.ру
24х7
Red-Stars.com
Data AG:

SkateFN.com
Remedicus.com
StockAccess.com
ru-Net Holdings:
Яндекс
Озон
iXcelerator.com
Port.ru:

Mail.ru
Torg.ru
Travel.ru
The Independent Media:

TheMoscowTimes.com
eStart
Business.ru
Ведомости
Rambler Internet
Holding:

Рамблер
Лента
IXBT
eHouse:

Болеро
Доставка.ру
Megashop
Vesta Eurasia:

Будут анонсированы
Sputnik Technology Ventures:

Афиша
Комкор-ТВ
Город-Инфо:

Weekend.ru
Menu.ru
Фонд эффективной политики:

СМИ.ру
Вести.ру
Независимые:

XXL.ru
РБК
Газета.ру
eMax
ГУМ-Интернет
Рамстор-Интернет

21.02.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2018, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов