Расплата за ипотеку

2012-10-31 13:27:22 2297

Бум кредитования дает свои плоды. В СМИ все чаще появляются сообщения, когда счастливые обладатели квартиры, приобретенной в ипотеку, оказываются у разбитого корыта. Пока уровень финансовой грамотности россиян не поползет вверх, процентные ставки банков, которые стремятся обезопасить себя от недобросовестных плательщиков, не уменьшатся, а число грустных историй будет расти.

В сентябре судебные приставы выселили жителей Хабаровска из двух квартир за долги по ипотеке. В Уфе мать-одиночку с тремя несовершеннолетними детьми тоже выдворили из дома за просроченный кредит. Дети без жилья и без прописки полгода ютятся в парикмахерской. В Димитровграде по решению суда из квартиры выселили местную жительницу: долги по ипотеке оказались слишком большими – женщина лишилась зарплаты, платить стало нечем. Квартиру продали с торгов, а вырученные средства направили на погашение кредита.

И это только начало: настоящие проблемы с заемщиками еще впереди. Конечно, людей, оказавшихся на улице, жалко. Но еще печальнее факт, что обладатели ипотеки стали жертвой собственной ошибки. Ипотека подразумевает взвешенное решение со стороны заемщика, за которым должны стоять и уверенность в собственных силах, и финансовые гарантии, как минимум, на год или два. Если работа нестабильна и надежда только на «авось», то не лучше ли иметь синицу в руке, чем журавля в небе?! Впрочем, желание красиво жить бросает в кредитный «омут» многих – и «похмелье» у жертв рекламы бывает тяжелым.

Хотя ипотека в России пользуется популярностью, а новостройки растут, как на дрожжах, снижения процентных ставок в ближайшем будущем ожидать не стоит. По прогнозам экспертов, размер средней ставки останется на уровне 12% годовых в рублях. Причин тому много, в том числе и стремление банков защитить себя от несостоятельных клиентов. В США средняя ставка по кредиту на жилье всего 3 – 4%, а зарплаты гораздо выше. Кроме того, в штатах давно сложилась культура ипотеки с долгосрочным планированием. Тем не менее и в этой «райской» стране за долги тоже выселяют.

Недостаточная финансовая грамотность населения в России усугубляет положение ипотечного кредитования. Интересно, что при безграмотности в финансовой сфере желания повысить уровень знаний не наблюдается. Более половины жителей страны не планируют финансы и не ведут учет расходов и доходов. Две трети россиян рассчитывают затраты только на один месяц и вообще не думают о будущем. А главное, многие заемщики уверены - в случае кризиса государство обязано компенсировать им потери.

Такой легкомысленный подход к финансовым инструментам объясняется особенностью русского человека, который рассчитывает не на свои силы, а на помощь государства, царя и Бога. Как метко заявил в эфире РБК ТВ председатель экспертной группы ФСФР по финансовому просвещению Анатолий Гавриленко, «Россия - это не немецкий бюргер, который записывает каждую копейку, которую он потратил. Сделать из российского Вани Ганса, который записывает, сколько он истратил, извините, на пиво, и на следующий день, сколько он на презервативы затратил, - ну у россиян так не получается. Это другие люди, другая национальная культура, другой образ мыслей».

Если мы хотим жить достойно, необходимо повышать финансовую грамотность. Банки организуют уроки планирования финансов в школах, проводят дни открытых дверей, рассказывают клиентам о полезных финансовых инструментах. Безграмотностью населения озабочено и государство.

Общественный фонд «Народная инициатива» этой осенью запустил масштабную социально-информационную кампанию по повышению финансовой грамотности. Партнерами проекта стали банк «Уралсиб» и Министерство финансов РФ. Социальная реклама информирует, как с умом подойти к потребительскому кредиту, автокредитованию и ипотеке. «Помните, что стоимость кредитного автомобиля со временем растет, а его цена падает», «Создайте «подушку безопасности» - отложите средства на несколько ежемесячных платежей по кредиту», «Планируя покупки, заблаговременно рассчитайте свои ежемесячные доходы», «Нарушая ежемесячные сроки оплаты, вы значительно увеличиваете процент по кредиту» - таковы некоторые слоганы кампании. Плакаты с полезными советами заставят граждан задуматься, в состоянии ли они взять на себя финансовые обязательства перед банком.

«Мы хотим повысить компетентность населения в сфере автокредитования, ипотеки, потребительских кредитов. Во всех ситуациях заемщику стоит быть осмотрительным в выборе программы кредитования и внимательно читать кредитный договор, - поделился генеральный директор общественного фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров. – Важно грамотно рассчитать нагрузку на семью и иметь запас средств на непредвиденные обстоятельства».