Взгляд маркетолога на кондитерскую отрасль Краснодарского края. Часть 1

Кондитерская прмышленность Краснодарского края никогда не отличалась ни масштабами, ни уникальностью выпускаемой продукции. Возможно, этим и объясняется скудость информации о ней в сети Интернет. Однако недостаток актуальных данных – полбеды. Гораздо больше удручает тот факт, что некоторые «исследователи» рынка особо не заморачиваются и продолжают включать в свои рейтинги компании, которые лидерами давно не являются, а то и вовсе свернули производство!

Интерес к отрасли, тем не менее, есть. Есть и интересные кондитерские фабрики. Поэтому, как небезразличный маркетолог, попробую немного восполнить этот информационный пробел. Не претендуя на полноту данных, коротко обозначу тенденции, характерные для кондитерской индустрии Краснодарского края, и немного расскажу о предприятиях, которые лично мне кажутся заслуживающими внимания.

Вообще рынок производимых на Кубани кондитерских изделий вполне мог бы рассматриваться в разрезе хлебопекарной отрасли, поскольку его основной объем приходится на изделия из муки и злаков. Прежде всего это - печенье, пряники, вафли, кукурузные палочки, сухие завтраки, кексы, рулеты, различные виды сладкой выпечки, торты и пирожные. Многие предприятия выпускают зефир, пастилу, мармелад. Меньше – карамель. Производство шоколадных конфет и особенно плиточного шоколада практически отсутствует.

По данным Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края объем кондитерского производства в регионе с января по сентябрь 2013 года составил 60 тыс тонн, т.е. 102,4% к аналогичному периоду 2012 года. Это же источник отмечает, что прирост на 2,4% достигнут за счет увеличения выпуска именно мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных.

Собственно, в этом нет ничего удивительного. Большинство кондитерских производств сформировались на месте (или вместо) прежних хлебозаводов и райпищекомбинатов, в задачу которых входило переработать то, что выросло в регионе. А поскольку на юге России в невероятных количествах выращивают пшеницу, яблоки и сахарную свеклу, то и «кондитерка» здесь по настоящий день ориентирована именно на это сырье.

В числе основных характерных черт кондитерской промышлености Краснодарского края назову следующие:

  • «Сладкая» отрасль представлена преимущественно средними по размерам кондитерскими фабриками и небольшими цехами.
  • Нет заметных кондитерских производств с иностранными инвестициями, и практически отсутствуют предприятия, входящие в крупные кондитерские холдинги федерального или международного значения. Наверное, единственным специализированным производственным холдингом является «Юнайтед Бейкерс», но его филиал в Северском районе края выпускает лишь сухие завтраки.
  • В регионе нет производств широко известных кондитерских брендов - ни советских, ни российских, ни, тем более, мировых.
  • Как сказано выше, преобладающая доля выпускаемой продукции – это мучные кондитерские изделия, а также карамель, изделия мармеладно-пастильной группы и всевозможные восточные сладости.
  • Большинство наименований продукции – не уникальны: ни по форме, ни по составу, ни по формату упаковки.
  • Существенная доля выпускаемых объемов приходится на продукцию, не имеющую розничной упаковки, и реализуется на развес.

Продолжение читайте в следующих постах.