Даже если сайт добился хороших позиций в выдаче, это не гарантирует максимум кликов. А все потому, что часть трафика забирают быстрые ответы. Это блок в верхней части поисковых результатов, где показан готовый фрагмент текста. Сейчас элемент выдачи тесно связан с нейроответами. Но даже если ИИ-ответа по запросу нет и нулевая позиция представлена привычным расширенным сниппетом от поисковика, пользователи видят нужную информацию сразу. Им не надо переходить на сайт, а значит, они уходят из поиска без клика.
По данным исследования от Ahrefs, быстрые ответы есть в 12,29% всех запросов в Google. И когда на нулевой позиции есть такой избранный фрагмент, он забирает, в среднем, 8,6% кликов. В этих случаях, если пользователь и кликает на сайт, то только на тот, который находится вверху страницы. Получается, SEO-борьба теперь идет не просто за первую страницу, а за нулевую позицию. В этом материале команда digital-агентства LZ.Media собрала для вас приемы, которые помогут оказаться «на витрине» выдачи. В статье также разобраны алгоритмы поисковых систем и ошибки в текстах, которые мешают сайту подняться в выдаче.
Как уже было сказано, быстрые ответы — это выделенные блоки в поисковой выдаче, где пользователь получает ответ без перехода на сайт. В Google они называются featured snippets, в «Яндексе» — колдунщики. Также можно встретить наименования «панели знаний» и «расширенные сниппеты».
В других поисковиках выделенные блоки тоже есть. Например, существуют Bing Answers, которые формируются из данных в Wikipedia и авторитетных источников в топ-5. А «Рамблер» часто показывает карточки с информацией из собственных или партнерских сервисов.
Пользователям быстрые ответы дают неоспоримую пользу: алгоритмы собирают релевантные данные, представляют их в удобной форме и экономят время людей. Ну а для самого бизнеса, чей сайт может оказаться на нулевой строчке — это дополнительная бесплатная реклама. С быстрыми ответами можно улучшить CTR любой страницы сайта. Тем более, страница попадает в расширенный сниппет по разным запросам, если на ней достаточно контента. Дополнительным бонусом является поддержание имиджа. Чем чаще сайт в ответах, тем больше его воспринимают как экспертный источник. От этого крепнет и образ компании: срабатывают позитивные ассоциации.
Последнее, о чем стоит сказать в данном разделе, это форматы быстрых ответов. Сегодня речь пойдет о тексте, но это не всегда текстовый контент. Вы можете встретить и видео, и картинки. Да и сам текст в расширенных сниппетах может подаваться по-разному: абзац, список, таблица, «вопрос-ответ» и так далее.
Если быстрые ответы — это уже привычная часть выдачи, то нейроответы пока только вступили в игру. В «Яндексе» — это блоки в формате «Поиск с Алисой», а в Google — AI Overviews. Суть в том, что искусственный интеллект берет десятки источников и создает итоговый ответ, указывая ссылки на свои источники. Чем длиннее и, если так можно выразиться, витиеватее запрос, тем больше шансов получить на выходе обзор от нейросетей. Запросы, содержащие жаргон или отраслевые сложные термины, тоже с высокой вероятностью получают ИИ-сгенерированный ответ.
Первое отличие AI-ответов от быстрых ответов — формулирование текста с нуля. Нейросеть не копирует информацию с вашего сайта, а пересказывает ее, сокращает, добавляет данные с другой страницы и так далее. Вторая значимая особенность — плотная конкуренция. С ИИ в нулевой позиции будет уже не один сайт, а 3-5 (а иногда и 10), если на них можно найти полезную информацию по запросу пользователя. Один список в ответе нейросети состоит из фраз с разных страниц. Более того, даже одно предложение может быть компиляцией фрагментов из нескольких источников. Поисковый алгоритм распознает сложность пользовательского запроса используя технологию «query fan-out». Это метод «разветвления запросов», когда изначальный запрос пользователя автоматически порождает множество связанных запросов на подтемы.
Анализ влияния нейроответов на органический трафик демонстрирует сейчас противоречивые данные. С одной стороны, исследования указывают на снижение трафика. Например, компания Conductor зафиксировала падение органики на 60% на некоторых страницах после полномасштабного развертывания AI Overviews. Основная причина неутешительных результатов в так называемых «zero-click searches» — ситуациях, когда пользователь получает полный ответ в выдаче без необходимости переходить на сайт.
Можно сказать, что для простых запросов нейроответы дают исчерпывающую информацию, что закономерно приводит к снижению трафика. Однако для сложных, многокомпонентных запросов (например, «как выбрать лучший...» или «чем отличается...») ИИ предоставляет лишь краткую сводку. Для полного понимания темы или совершения целевого действия пользователь все равно вынужден перейти на страницу. То есть информационные и новостные сайты могут выиграть от упоминания в AI-обзорах, в основном, с точки зрения узнаваемости. А вот коммерческие сайты или сайты с экспертным и уникальным контентом чаще могут рассматривать нейроответы как дополнительную точку входа пользователей.
В отличие от расширенных поисковых сниппетов, ИИ-блоки лояльны по отношению к не первым страницам выдачи. Ahrefs сообщает, что 40% источников в AI Overviews занимают в поисковой выдаче с 11-е по 20-е место. Получается, нейроответы — классная возможность продвижения для молодых сайтов, которые не всегда могут успешно конкурировать в поиске с лидерами своего рынка, агрегаторами, маркетплейсами и так далее.
Сейчас алгоритм работы с нейроответами мало чем отличается от инструкции по попаданию в классические быстрые ответы. Поэтому рекомендации, которые вы увидите ниже, подойдут для всех случаев. Тем более что режим ИИ-поиска срабатывает не всегда, а в Google его даже можно отключить в ряде случаев. К слову, статистика говорит, что 45-55% запросов в Google имеют ИИ-обзоры, но в случае с транзакционными/коммерческими запросами статистика падает до 10%. А с локальными запросами нейрооответ срабатывает вообще лишь в 7%.
«Яндекс» продвигает нейросетевые ответы более активно. SEOnews со ссылкой на российского IT-гиганта еще в прошлом году сообщал, что 43% владельцев сайтов заявили об увеличении трафика благодаря этому блоку. А еще 50% опрошенных говорили о росте узнаваемости своего бренда. И это было еще до того, как ответы от YandexGPT «склеились» с ответами голосового помощника. Кстати, отключить «Поиск с Алисой», если он появляется автоматически на странице выдачи, нельзя.
Попасть на нулевую позицию можно, если контент на сайте идеально совпадает с логикой алгоритмов и точно отвечает на реальный запрос пользователя. Ниже — топ-5 советов от LZ.Media для попадания в выделенные блоки поисковиков:
Подбор семантики
Используйте для своих текстов ключи с длинными хвостами и вопросительные формулировки («как составить коммерческое предложение для партнеров», «что включить в договор на услуги» и так далее). Такие запросы чаще обрабатываются в формате быстрых ответов. Варианты таких фраз можно подсмотреть в поисковом блоке «Похожие запросы» и автоподсказках Google и «Яндекса».
Лайфхак: Вопросы лучше всего работают в подзаголовках. Поисковики ищут прямые совпадения вопрос-ответ, так что подобная структура повышает релевантность контента для робота. Также вы можете дополнять тексты отдельным блоком «Вопросы по теме» (FAQ), чтобы иметь больше шансов попасть в быстрый ответ. Такой подход работает и для продающего контента, и для информационного.
Ясность и четкость подачи информации
Если человек задает вопрос, он хочет увидеть конкретику в первом же предложении. Алгоритм ищет именно такие фразы, чтобы вынести их в нулевую позицию. Если робот видит короткое определение, оно идеально подходит для быстрого ответа. Сюда же — конкретные цифры, перечни фактов и так далее.
Главный принцип: пишите так, чтобы робот захотел процитировать, а человек — довериться вам. Формулируйте текст, будто это уже идеальный ключевой вывод, который кто-то выделит в статье. В частности, вам может помочь стратегия Snippet Bait. Она подразумевает, что в начале текста вы добавляете «блок-крючок» — лаконичный абзац с прямым ответом на главный целевой запрос пользователя.
Разберем небольшой пример. Если пользователь спрашивает «как составить коммерческое предложение», первым предложением должен быть ответ: «Коммерческое предложение составляют по шаблону: краткое описание услуги, выгоды для клиента, цена и контакты». Это готовая фраза, которую робот может вытащить в блок.
Альтернативный вариант, который не содержит самого запроса, но тоже структурирован и подходит по смыслу: «Коммерческое предложение состоит из четырех частей: описание, выгоды, цена и контакты». А вот если вы будете писать в духе «Коммерческое предложение — важный инструмент продаж, и о нем можно говорить долго», привлечь внимание алгоритмов не удастся.
Важно понимать, что «четкость» текста не обязательно подразумевает точечный разбор темы. Наоборот, если в одном абзаце вы показываете разные решения проблемы/несколько примеров/2-3 варианта исследования и так далее, поисковик понимает, что ваш материал отвечает на большее число запросов. То есть без дополнительного контекста не обойтись.
Оформление структуры текста
Здесь действуют классические правила создания контента в инфостиле. Делите текст на небольшие абзацы, используйте четкие заголовки H2/H3 и стройте материал по принципу перевернутой пирамиды. То есть сначала — главное, потом — детали.
Маркированные и нумерованные списки также имеют решающее значение, поскольку ИИ предпочитает краткую информацию. Списки облегчают алгоритму извлечение ключевых выводов. Например, сейчас пошаговый формат (инструкция) — один из самых любимых для поисковых систем. Он отвечает на вопросы «как?» и «что делать сначала?», поэтому его удобно вставлять в блоки ответов. Получается, алгоритму проще вытащить список шагов, чем длинный текст, а пользователю — воспринимать информацию.
Добавление мультимедиа
Поисковики любят, когда текст дополнен схемами, инфографикой, короткими роликами. Алгоритм анализирует alt-теги и контекст, к тому же такие элементы повышают ценность страницы. Кроме того, визуальные элементы делают информацию удобной и заметной для пользователей, а поисковику проще извлечь данные в виде готовых блоков. В общем, изображение с правильными мета-тегами иногда важнее, чем длинный абзац текста.
Лайфхак: Если вы в статье сравниваете что-то (например, характеристики двух смартфонов или тарифы на интернет), представьте это в виде таблицы. Поисковики часто используют их для формирования быстрых ответов.
Дополнительныe SEO-работы
1. Добавляйте на страницы микроразметку. Мы в команде LZ.Media предпочитаем использовать Schema.org. Она помогает поисковым роботам считывать тип и формат контента.
2. Следите за мобильной оптимизацией сайта и скоростью загрузки страницы. Здесь даже не надо ничего дополнительно объяснять — это база.
3. По возможности добавьте в тексты к основным ключам LSI-слова. Это латентная семантика, то есть формулировки, которые по смыслу подходят для конкретной тематики.
Наконец, помните о важности ссылочного продвижения. Поисковые алгоритмы любят авторитетные источники. А значит, надо сделать так, чтобы ваш сайт цитировали. Сильный ссылочный профиль является одним из важнейших сигналов доверия и для ИИ.
1. Сложные формулировки. Алгоритмы учитывают читаемость текста. Громоздкие конструкции и канцелярит снижают шансы попасть в нулевую позицию. С фразами в стиле «В целях оптимизации процессов взаимодействия с клиентами организация готовит документ…» далеко не продвинуться.
2. Нечеткие/размытые формулировки. Это когда вы просто пишете, что явление состоит из множества элементов или на проблему влияет ряд факторов. Отсутствие цифр и конкретики делает текст менее полезным. Алгоритмы предпочитают точные данные, а не воду.
3. Неточная или вводящая в заблуждение информация. Ложные сведения в идеале систематически избегаются ИИ-обзорами. Хотя неточности все равно встречаются.
4. Отсутствие отсылок к вашему опыту или экспертности. Это особенно важно для тем YMYL («Your Money or Your Life»). Как минимум, лучше прикладывать на страницу подтвержденные данные об авторе статьи. Как максимум — нужны примеры из практики: кейсы, результаты экспериментов, уникальные данные.
Итак, ИИ-ответы ознаменовали фундаментальный сдвиг в поисковой парадигме: от цитирования к синтезу знаний. Сейчас сайту нужно быть частью авторитетной «базы знаний», которую нейросеть использует для своей работы. Но несмотря на развитие AI-ответов, общая стратегия по продвижению через нулевую позицию остается неизменной. Нужно просто делать качественный, полезный и структурированный контент, который дает четкие ответы на вопросы пользователей. Это универсальный подход, который работает как для классического SEO, так и для новых алгоритмов.