2022 год для рынка фуд-ритейла, как и для многих других, стал переломным. Уход ряда международных компаний открыл окно возможностей локальным брендам и запустил процесс ребрендинга для западных производителей, которые остались, но вынуждены были сменить имя.
Российский рынок фуд-ритейла находится в стадии активной цифровой трансформации. Лидеры рынка демонстрируют комплексный подход, объединяющий омниканальность, ритейл-медиа, программы лояльности и инновационные технологии.
«Был запущен мощный процесс адаптации, который продолжается до сих пор, но меняет свой вектор. Если в первые годы это была адаптация с целью активной экспансии освободившихся ниш, то последние тенденции можно охарактеризовать как переформатирование, где performance-маркетинг из инструмента роста превратился в оружие выживания и завоевания лояльности на вновь сформированном ландшафте. Изменение в потребительской корзине, поиск новых стратегий коммуникации и яркие взлеты новых имен – вот ключевые векторы, определяющие сегодняшнюю цифровую гонку за покупателя»
Ключевыми трендами и стратегиями продвижения фуд-ритейл-рынка поделились эксперты из digital-агентства AMDG.
Уход западных брендов и привычных массовому пользователю продуктов, например Coca-Cola, PepsiCo, Danone, Nestle, привел к замене их на новые, значительно менее знакомые российские аналоги, спровоцировал глубокие сдвиги в потребительском поведении.
Делимся ключевыми цифрами из исследования сервиса онлайн-опросов «Анкетолог».
Отношение к российским брендам
Отношение к иностранным брендам
«Важно поддерживать в коммуникации доверие к российскому продукту при сохранении привычных форматов. Крайне важно учитывать возможный откат в потреблении отечественных аналогов при возвращении конкурентов: уже сейчас стоит работать на эмоциональную лояльность и вторичную привязку. Рекомендуем сделать упор на brandformance-кампании с доказательством качества и объяснением преимуществ „новой нормы“»
«Глубокая привязанность к конкретным брендам сильно пошатнулась, и на фоне значительного роста инфляции на первый план вышли прагматичные факторы: цена, доступность, узнаваемость нового имени и доверие к ритейлеру как гаранту качества. Потребительская корзина стала более гибкой, подверженной влиянию ситуационных предложений и агрессивного продвижения новинок. Люди чаще стали обращать свое внимание на „громких“ игроков рынка с привлекательными предложениями»
Российские бренды уходят от традиционного «широкого ТВ + полки» в сторону:
Выделили топ-3 стратегий поддержки и продвижения брендов в текущих условиях.
1. Локализация + ребрендинг
Принцип: сохранить потребительский опыт максимально неизменным, несмотря на смену владельцев или статуса бренда.
Примеры
– Rostic’s (экс-KFC)
– «Добрый Cola» (Coca-Cola HBC)
«Ключевая стратегия основана на создании „ментального якоря“ – это достигается за счет минимальных изменений в привычных атрибутах продукта, таких как вкус, цвет и упаковка. Поддержка потребителей осуществляется через ретаргетинг и работу с семантикой, например использование фраз „аналог Coca-Cola“, „тот самый вкус“ и подобных»
2. Коллаборации и лицензионное партнерство
Принцип: завоевание внимания и эмоциональная вовлеченность за счет известных персон, медиа и контента.
Примеры
– Easy Peasy (снеки) × ТНТ/блогеры
– Litvin Energy Drink
– «Московский картофель» × «Матч ТВ»
«Основу стратегии составляет „инфотейнмент“ + геймификация, где сама упаковка выступает медиа. Рост достигается через вовлечение, а не формирование привычки, с явной ориентацией на импульсное потребление и хайп. Это воплощение brandformance‑формата, в котором реклама приобретает функцию развлечения», – отметил Сергей.
3. Переориентация каналов продаж и партнерств
Принцип: уход от устаревших моделей дистрибуции, переупаковка бренда под digital-first-форматы.
Примеры
– «Avon Россия»
– SPLAT
– Synergetic
«Успех кампании обеспечивается развитой цифровой инфраструктурой, включающей динамический ремаркетинг, контент-платформы и CDP (Customer Data Platform). Приоритетное направление – community-led-рост, с фокусом на создание и развитие сообществ, таких как комьюнити родителей, экопотребителей и других целевых групп»
«Российские ритейлеры активно используют ВКонтакте, Telegram и другие платформы для создания лояльных сообществ. Для соцсетей мы применяем следующие стратегические подходы: создание контента, ориентированного на тренды, объединяющего пользователей общими ценностями; фокус на вовлечение и удержание аудитории»
1. Ритейл-медиа как главный драйвер роста
Согласно New Retail, по итогам 2025 года объем рынка ритейл-медиа достигнет 495 млрд рублей, демонстрируя годовой прирост 34%. Этот показатель почти в два раза превосходит общие темпы роста рекламного рынка в России, составляющие 18%.
Драйверы роста
Ключевые изменения в особенностях performance-стратегий
2. Омниканальность как стандарт
Согласно исследованию Omni Retail Rating 2024, лидерами омниканальности стали «ВкусВилл» и «Перекресток». Компании с эффективными омниканальными стратегиями сохраняют 89% клиентов против 33% у конкурентов.
Основные элементы омниканальности
3. Гибридные стратегии (performance + brandformance)
Чистый performance (погоня за немедленными продажами) уже недостаточен, так как данный инструмент только обслуживает спрос, но не формирует его.
Ключевые особенности
«Новые российские бренды, заменившие ушедших игроков, изначально не обладают узнаваемостью. Их путь в корзину потребителя лежит исключительно через цифровые каналы, а именно brandformance- и performance-инструменты: контекстную рекламу по категориям и интересам, таргетированную рекламу в соцсетях, агрессивное продвижение на маркетплейсах с акцентом на отзывы и рейтинги. Потребитель часто пробует новый бренд именно под влиянием точечного рекламного воздействия, а не многолетнего доверия»
4. Программы лояльности нового поколения
По мнению Любови Артюшиной, руководителя отдела стратегий AMDG, современные программы лояльности в фуд-ритейле характеризуются высокой степенью персонализации и интеграции с цифровыми каналами.
Ключевые особенности
«Использование CDP (Customer Data Platforms) и AI для анализа поведения покупателя (онлайн и офлайн) вышло на новый уровень. Ритейлеры и бренды простраивают подробную сквозную аналитику, собирают и сегментируют аудиторию не только по демографии, но и по реакции на смену брендов, чувствительности к цене, лояльности к СТМ, предпочтениям в категориях. Это позволяет показывать максимально релевантные предложения: акции на аналоги ушедших брендов, знакомство с новыми СТМ в любимых категориях, кешбэк за пробные покупки новых марок, стимулирование покупок за счет сезонных предложений, тематические мероприятия (например, „Итальянские недели“, „Пасхальные выходные“ и т. д.)»
5. «Проблематика» поиска
Потребители столкнулись с необходимостью заново искать замену любимым товарам.
Ключевые особенности
6. Рост важности PL (Private Label)
Собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров, активно развивавшиеся и до 2022 года, получили мощнейший импульс. Если говорить в цифрах, то доля СТМ в выручке десяти лидеров FMCG-сегмента в 2024 году составила 24,9%, в 2025 году ожидается дальнейший рост и развитие, пусть и с меньшими темпами.
Среди игроков, которые развивают СТМ, крупнейшим является «ВкусВилл» – по итогам 2024 года доля СТМ в выручке у него составляет 95%. Далее следует торговая сеть «ДА!» с долей 50%. Третью позицию занимает «Чижик» – 47%.
Ключевые особенности
Основные вызовы
Возможности для развития
«Как итог: ключевые игроки активно инвестируют в технологии, развивают собственные медиаплатформы и создают персонализированные программы лояльности. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост значимости ритейл-медиа и углубление интеграции между онлайн- и офлайн-каналами»
2025 год подтверждает тенденцию: в российском фуд-ритейле performance-маркетинг перестал быть просто каналом продаж. Он является важным языком коммуникации с потребителем в условиях кардинальной перестройки рынка.
Успех теперь определяется способностью:
«Бренды, овладевшие этим новым цифровым ландшафтом, не просто выжили – они активно растут, формируя вкусы и привычки российского потребителя в новой продуктовой реальности. Гонка за корзиной продолжается, и ее главное топливо – умный, адаптивный performance»
«Успех в диджитал-продвижении определяется способностью создать единую экосистему взаимодействия с клиентом, где все каналы работают синхронно для обеспечения бесшовного пользовательского опыта»