Почти 63% россиян старше 19 лет сегодня имеют избыточный вес — эту тревожную цифру подтверждают данные Росстата за 2023 год. Эксперты RQ Index решили глубже изучить проблему через призму общественного мнения, проанализировав более миллиона сообщений в соцсетях за год (март 2024 — март 2025).
Тема ожирения постоянно присутствует в цифровой повестке: ежемесячно ей посвящено 7–11% всех сообщений. Наибольший всплеск интереса зафиксирован в июле 2024 (10%) и январе 2025 (11%). Минимальные колебания активности в течение года подчеркивают устойчивую значимость темы для общества.
Стоит отметить, что подобные непростые для исследования темы действительно можно рекомендовать к изучению посредством анализа мнений в соцсетях. Пользователи зачастую более открыто обсуждают околотабуированные проблемы, чем делают это на опросах и фокус-группах.
Говоря о сезонности обсуждений тематики ожирения, можно констатировать, что она здесь слабовыраженная. Данная категория людей не готовит свое тело к пляжу на море, а обсуждает реальные проблемы. В этом смысле выстраивать с ними коммуникацию можно круглогодично.
Тональность общей выборки сообщений неоднозначная. Позитивных сообщений лишь 8%, в то время как негативных — 43%. Критический тон преобладает над поддержкой более чем в пять раз. Такая атмосфера формирует дополнительную психологическую нагрузку для людей, столкнувшихся с проблемой.
В статье делимся ключевыми инсайтами исследования:
При анализе ленты обсуждений первое, что бросается в глаза, — активность женщин. Именно они составляют 62% авторов, поднимающих тему лишнего веса. Мужчины пишут реже (38%), но их сообщения значительно критичнее: 51% мужских постов содержит негатив против 35% у женщин.
Наиболее вовлеченной оказалась аудитория в возрасте от 26 до 45 лет — вместе они генерируют 50% всех обсуждений. Интересно, что тон высказываний не сильно зависит от возраста автора. Географически лидируют Москва (16,4% сообщений с указанием локации) и Санкт-Петербург (10,9%).
Чаще всего за поддержкой к специалистам обращаются люди в возрасте от 30 до 50 лет — именно в этом периоде проблема ожирения становится особенно ощутимой и влияет на качество жизни.С проблемой ожирения идут к эндокринологу, диетологу, записываемся в спортзал — а вот к психологу приходят в последнюю очередь. И очень напрасно. Лишний вес — это не просто "малоподвижность и обжорство". Зачастую он — манифестация глубинных психических и поведенческих нарушений. Любая диета или спортивные упражнения, без решения стоящих за перееданием психологических проблем, буду или малоэффективны, или бесполезны вообще. Сброшенные пару килограммов будут вскоре набраны, а добавленное вследствие этого чувство вины и стыда лишь усугубит ситуацию с перееданием.
Какие же способы похудения обсуждают россияне? Удивительно, но лишь каждое десятое сообщение из общей выборки (10,5%) касается методов борьбы.
Доминируют два пути.
Значительно реже упоминаются спорт (14%), лекарственные препараты (10%) и травы с БАДами (всего 1%). При этом спорт вызывает один из самых позитивных откликов (27% позитива), а вот диеты и хирургия чаще сопровождаются негативом (24% и 26%).
Причин редких обсуждений эффективности БАДов для похудения масса. Это и недостаток высококачественных клинических исследований, подтверждающих эффективность препаратов, и переизбыток отзывов о плацебо-эффекте, и то, что в современном обществе БАДы стали частью лайфстайла многих людей, поскольку считают БАДы более безопасными и натуральными, в отличие от фармацевтических препаратов – хотя это не всегда соответствует действительности.Как врач-эндокринолог и диетолог, считаю, что основой борьбы с лишним весом должны оставаться сбалансированное питание, физическая активность и изменение образа жизни.
Есть также различия в выборе методов похудения между авторами разного пола. Мужчины предпочитают диету, хирургию и спорт (23%, 21% и 22% соответственно) лекарственным препаратам, травам и БАДам (14% и 10%). Женщины чаще выбирают травы и БАДы, препараты и хирургию (90%, 86% и 79%).
Поскольку лекарства остаются одним из популярных методов (особенно у женщин — 86%), эксперты RQ Index детально изучили обсуждения медикаментов, разделив их на российские и зарубежные.
Российские препараты чаще обсуждают «ВКонтакте» (41%), а зарубежные — в Telegram (33%).
Но главное — разница в восприятии: российские лекарства упоминаются позитивно в 2,7 раза чаще (41% против 15%), а негатив в два раза чаще связан с зарубежными препаратами (32% против 15%).
Статистика неумолима: 62,5 % россиян сталкиваются с проблемой избыточного веса. Однако исследование ярко демонстрирует критический разрыв между масштабом проблемы и качеством информации о путях ее решения.Всего 10 % из миллиона сообщений касаются методов борьбы с лишним весом, и лишь часть из них — медикаментозных. При этом инфополе насыщено мифами, некорректными дискуссиями и испытывает острый дефицит проверенной медицинской информации. Это создает серьезные барьеры для людей, ищущих эффективную помощь.
Лишь 3,6% пользователей делились своим путем похудения. Среди них:
Оптимизм характерен для тех, кто уже похудел или худеет сейчас (35% и 32% позитивных отзывов). Те же, кто только собирается, настроены куда сдержаннее (всего 18% позитива). В частности, те, кто описывает свой прошлый опыт в негативном ключе, составляют 21%.
Наиболее активно личным опытом в теме похудения делятся люди 26–45 лет. Если рассматривать различия по возрасту, то те, кто имел опыт уменьшения веса или в настоящее время находится в процессе, чаще встречаются среди возрастной группы 26–45 лет (55% и 60% соответственно). Те, кто только планирует похудеть, больше всего представлены в категории 46–55 лет (46%).
Люди, стремящиеся избавиться от лишнего веса, делятся своими результатами по-разному. Это зависит от личных целей, мотивации, уровня комфорта и особенностей характера.Некоторые начинают рассказывать о своих успехах с первых шагов, чтобы получить поддержку близких и мотивировать других. Это укрепляет их уверенность в себе и помогает не сбиться с пути. Другие предпочитают делиться прогрессом постепенно, отмечая промежуточные достижения и видя, как приближаются к цели. Это помогает им оставаться на верном пути и сохранять свою мотивацию.Однако большинство людей предпочитают раскрывать свои результаты только после достижения значимых целей. Это не только подтверждает их успех, но и приносит внутреннее удовлетворение и признание.
Один из самых шокирующих выводов исследования — распространенность буллинга. Почти половина (47%) всех сообщений об ожирении именно про буллинг! При этом 62% таких упоминаний носит негативный характер.
Мужчины чаще выступают агрессорами (53% сообщений с буллингом) и чаще выражают негатив (56%). Женщины в этой непростой теме по большей части стараются поддержать (63% их релевантных сообщений позитивны). Самый высокий уровень буллинга зафиксирован среди авторов 26–45 лет (48%), но он также значителен среди молодежи 18–25 лет (16%).
Анна Стадольник-Богуминская, руководитель отдела репутации RQ agency, резюмирует:
Цифры по ожирению — лишь верхушка айсберга. Люди сталкиваются с дефицитом знаний и давлением соцсетей, что часто приводит к опасным экспериментам со здоровьем.
С полными результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.