Виды и формы франчайзинга

2025-06-21 19:20:19 Время чтения 5 мин 425

Меня зовут Андрей Новосёлов, я с 2010 года занимаюсь франчайзингом и продажами. Мы в компании «Белый франчайзинг» помогаем создавать, упаковывать и масштабировать франшизы. В этой статье разберу простым языком и с примерами основные виды и формы франчайзинга.

Виды франчайзинга

1. Товарный франчайзинг

Франчайзи получает право продавать товар под брендом франчайзера. Это может быть продукция, произведенная франчайзером, либо сторонний товар, но с использованием товарного знака. Обычно товар поставляется по оптовой цене или под реализацию.Пример: магазины одежды  ZARINA.

2. Производственный франчайзинг

Франчайзи получает технологии, рецептуры и стандарты, по которым производит продукцию. Главное — сохранять качество, единое для всей сети.

Пример: чебуречная «ЧебурекМИ».

3. Сервисный франчайзинг

Франчайзер предоставляет бренд, методики обучения, материалы и поддержку, а франчайзи обязуется соблюдать стандарты качества и обслуживания. 

Пример: детские сады «Бэби-клуб».

Формы франчайзинга

1. Прямой франчайзинг

Компания предоставляет свою франшизу одному лицу, при этом франчайзи может использовать ее исключительно на указанной ему территории. Самая популярная форма франчайзинга. 

Пример: логопедические центры «Разноцветные цыплята».

2. Мастерфраншиза / субфранчайзинг

Франчайзер передаёт права субфранчайзеру, который получает регион и право продавать франшизу третьим лицам. Такая модель позволяет быстро масштабироваться.

Пример: Фитнес-клубы World Gym.

Первичный обладатель (Генеральный франчайзер): головная компания в Калифорнии

Вторичный правообладатель (Российское представительство головной компании): мастер-франчайзер на территории России. Обладает правами на открытие фитнес-клубов под брендом World Gym на территории РФ

Пользователь: каждый конкретный фитнес-клуб под брендом World Gym.

Задействовано 3 стороны: франчайзер, субфранчайзер, франчайзи

Франчайзи получает большую часть прав компании. Он может продавать франшизу третьим лицам и становится субфранчайзером на закреплённой за ним территории.

3. Обратный франчайзинг

Пример: сеть супермаркетов «Перекрёсток».

Франчайзи занимается дистрибуцией товаров УК и зарабатывает на проценте от оборота.

Задача – снизить расходы на закупку товаров. Отличный вариант для тех, у кого нет ресурсов на запуск.

4. Конверсионный франчайзинг

Способ расширения сети известного бренда, при котором уже действующее предприятие, ранее функционировавшее самостоятельно, становится частью крупной компании.

Пример: сеть парикмахерских «ЧИО ЧИО». Компания предлагает малоизвестным салонам присоединиться к бренду и переоборудовать точки под их фирменный стиль. Бизнес не нужно начинать с нуля — он просто становится частью крупной сети.

5. Управленческая франшиза

Управляющая компания привлекает деньги инвестора (франчайзи), но не передаёт операционный контроль новой точкой, а сама занимается этим.

Франчайзи инвестирует деньги, но не участвует в операционке. Открытие, запуск и управление бизнесом берёт на себя франчайзер. Прибыль делится по заранее оговоренной схеме.

Пример: сеть маркет-баров «Высокий градус».

Если вы задумываетесь над запуском собственной франшизы - запишитесь на бесплатный аудит в мою компанию “Белый франчайзинг” или переходите в мой Telegram, чтобы получить больше полезных материалов и советов по франчайзингу.