Когда я только начинала свой предпринимательский путь, я быстро поняла, насколько поглощающей может быть эта роль. Работа не просто требовала моего времени — она поглощала его целиком. Мой календарь был переполнен встречами, обсуждениями, звонками, и для всего остального оставалось очень мало места. В какой-то момент мне пришлось признать неприятную правду: работа вторгалась в мою личную жизнь. И если я хотела хоть какого-то баланса, мне нужно было позволить личной жизни вторгнуться в работу.
Вместо попыток создать искусственные границы я решила объединить эти две сферы. Я стала планировать визиты к врачу в середине дня. Встречалась с друзьями за завтраком, а не за ужином, приходила в офис чуть позже, но оставалась допоздна. Это работало, потому что соответствовало реальности моей работы, а не боролось с ней.
То же самое верно и для стратегии. Слишком многие руководители считают стратегию чем-то отдельным от повседневных задач — тем, до чего они доберутся, «когда появится время». Но точно так же, как мне пришлось интегрировать личную жизнь в работу, стратегия должна стать частью ежедневного мышления. Это не просто презентация раз в квартал, это образ мышления. И если вы не практикуете его ежедневно, то на самом деле вы вообще не занимаетесь стратегией.
Один из моих коллег недавно сказал мне, что у его команды нет времени на стратегию: «Мы так загружены, все постоянно заняты. Едва хватает времени даже подумать».
Я слышала это от многих руководителей. Мой ответ всегда одинаков: стратегия не оторвана от того, что вы делаете в любом случае. Если вы воспринимаете стратегию как нечто, для чего нужно освободить время, вы уже неправильно о ней думаете.
Да, вам нужно выделять время на стратегию, но не так, как вы думаете.
Вот жесткая правда: текущие задачи поглотят всё время, которое вы им дадите. Всегда есть спринт, который нужно завершить, встреча, которую нужно провести, сообщения, на которые нужно ответить. Бизнес-машина всегда голодна. И всё же вы ведь не очищаете свою почту до нуля каждый день, верно? Как бы вы ни старались, вы не можете успеть всё, что запланировали.
Так что это вопрос приоритетов и границ.
Вместо того чтобы ждать, когда у вас появится огромный кусок свободного времени (которого никогда не бывает) для работы над стратегией, просто начните делать это — вплетайте стратегическое мышление в свою повседневную работу.
Стратегию часто считают чем-то высокоуровневым и долгосрочным — определением видения, стремлений и того, как мы изменим рынок. Но настоящее стратегическое мышление происходит на разных уровнях, в том числе и на уровне конкретных решений. Речь не только о том, куда движется компания, но и о том, чтобы каждый ваш шаг был осознанным.
Применение стратегии на уровне конкретных решений означает глубокое понимание «почему» за всем, что вы делаете. Когда вас просят выполнить определенную задачу, не бросайтесь сразу в исполнение. Сначала соедините точки. В чем настоящая цель? Является ли это решение лучшим способом ее достижения? Какие альтернативы вы рассмотрели? Как вы узнаете, что достигли цели?
Это не дополнительная работа — это и есть работа. Это ваша организация мышления, чтобы, когда вы начинаете что-то создавать, вы точно знали, что делаете. И, что еще важнее, чтобы это понимала вся остальная команда. Если все понимают цель и логику, стоящую за решением, они могут принимать лучшие решения по ходу дела, не проверяя постоянно направление.
Возьмем, к примеру, анализ конкурентов. Это одна из тех стратегических задач, на которые у вас никогда нет времени. Но если понимание конкуренции важно для проекта, над которым вы работаете, исследуйте конкурентов как часть работы над этим проектом. Делайте это достаточно часто, и со временем вы создадите сильную конкурентную аналитику, не пытаясь «найти время» для нее отдельно.
Один из самых больших врагов стратегии — иллюзия, что всё уже понятно. Я часто слышу, как руководители отвергают стратегические обсуждения словами: «Это очевидно. Все это знают». Они не могли бы ошибаться сильнее.
Иметь расплывчатую, неструктурированную мысль в голове — не то же самое, что иметь четкую стратегию. Хорошую стратегию можно объяснить. И единственный способ по-настоящему что-то объяснить — записать это. Когда вы что-то записываете, вы вынуждены компенсировать пробелы, несоответствия и предположения, которые раньше казались «очевидными».
Что еще важнее, запись заставляет всех быть на одной волне. Если вы предполагаете, что все согласны, не проверяя это, вы получите разрозненное исполнение. Когда вы излагаете свою стратегию словами, люди реагируют — и в этом суть. Если они спорят, это хороший знак. Это означает, что они вовлечены, что они видят вещи по-другому, и их точка зрения может раскрыть то, что вы упустили.
Эти обсуждения — не отвлечения, они и есть процесс. Стратегия — это не убеждение всех в своей правоте, а совершенствование мышления через обратную связь.
Применение стратегии во всем, что вы делаете, требует обязательств. Вы должны взять на себя обязательство, что прежде чем что-то создавать, вы убедитесь, что точно понимаете, что делаете и почему. Этот сдвиг мышления — первый и самый сложный шаг.
Вам придется бороться с инстинктом сразу перейти к тому, что воспринимается как действие. Со временем ваше обязательство превратится в привычку. В какой-то момент вы просто будете естественно начинать с прояснения целей, постановки под вопрос предположений и определения четкого пути вперед.
Но будьте осторожны, потому что в какой-то момент стратегия становится зависимостью. Как только вы испытаете силу четкого стратегического мышления, вы не сможете работать без него. Мысль о движении вперед без стратегии будет ощущаться так же безрассудно, как вождение с завязанными глазами.
Стратегия может звучать как чья-то чужая работа, но это далеко от истины. Как бы сложно это ни было для вас, для всех остальных это тоже сложно. Но руководство — это уникальная роль в том смысле, что именно здесь стратегия превращается в действие, и если стратегия не была сформулирована раньше, у вас нет роскоши просто идти с этой неясностью. Вы будете тратить самый дорогой ресурс компании — время на разработку — впустую.
Ваша роль не просто в том, чтобы выполнять — а в том, чтобы думать. Превращать расплывчатые идеи в нечто конкретное. Переводить смутные цели в четкие, действенные пути к успеху. Убедиться, что прежде чем кто-то что-то создает, продает или запускает, есть четкое понимание того, как выглядит успех, как к нему прийти и почему это лучший путь вперед.
Стратегия — это не то, для чего вы находите время, потому что времени нет. Стратегия — это то, что вы привносите во всё, что делаете. Начните практиковать ее каждый день, и скоро вы не сможете работать иначе.
_____________________________________________________________________________________________
Как вы интегрируете стратегическое мышление в свою повседневную работу? Какие техники помогают вам оставаться сфокусированными на долгосрочных целях в условиях ежедневной суеты? Поделитесь своим опытом в комментариях.