Какие задачи решает PR в СМИ, чего ждать не нужно, а также примеры релизов, которые обречены на провал, и чек-лист хорошего инфоповода от коммуникационного агентства 2L.
Иллюстрация от Kandinsky AI
Начнем от обратного. PR – это не маркетинг, и он не направлен непосредственно на продажи. Поэтому не нужно идти в СМИ, чтобы получить:
- Моментальный приток заказов/лидов: это как пытаться получить готовое блюдо через минуту после включения духовки.
- Точечное воздействие на целевую аудиторию: пресса – это ваш громкоговоритель, а не снайперская винтовка.
- Близкий контакт с клиентом: для этого создайте блог/аккаунт руководителя компании в соцсетях.
- Эффект сразу после старта: репутацию зарабатывают годами (а вот теряют порой в считанные часы).
Иными словами, надо понимать, что медийная активность не панацея: она не закроет собой все задачи и другие каналы продвижения.
Соответственно, какие цели правильно ставить, планируя работу со СМИ, и каких результатов справедливо ожидать:
- Заработать доверие, репутацию: особенно важно для новых игроков рынка, стремящихся утвердиться в глазах покупателей.
- Создать устойчивый интерес: привлечь внимание к новым товарам или услугам, вызвать любопытство и желание попробовать.
- Доказать жизнеспособность инноваций: показать рынку преимущества и перспективы новинок, подтвердить их реальную пользу.
- Укрепить позицию в конкурентной среде: повышать узнаваемость бренда и лояльность аудитории.
- Вернуть утраченное доверие: исправить негативные последствия ошибок или кризисов, восстановить репутацию.
Работа со СМИ – это не «дополнительная опция», а инвестиция в будущее компании. Если вы планируете быстро заработать и уйти, вам не нужны СМИ. Но если хотите развиваться, оставаться на рынке и строить доверие, то без PR не обойтись.
Информационный повод – это событие или месседж, который должен заинтересовать сначала редакторов СМИ, а затем их читателей. Это спичка, от которой в итоге разгорается пламя вашего PR в медиа. Только хорошая спичка разожжет костер, а иная сломается или погаснет, едва пустив дым.
- Открытие 85-го филиала. Вот это да! (сарказм)
- Мы запустили новую линейку продукции (если это не уровень лекарства от рака или машины времени – неинтересно)
- Наш сотрудник стал победителем профессионального конкурса (внутренний повод)
- Наш директор получил диплом MBA (не более интересно, чем грамота сотрудника)
- У нас обновился дизайн сайта (не повод для широкой аудитории)
- Наша компания стала партнером крупной выставки (обычная практика, которой никого не удивишь)
Такие события не привлекут внимание широкой публики и не станут предметом активного обсуждения. СМИ возьмут подобные новости только за деньги, и то не все. Но какой смысл размещать на коммерческой основе материалы, которые и читателям не будут интересны? Формальное упоминание в ленте того не стоит.
- Компания в том или ином ключе стала первой на рынке (например, «создали первое мобильное приложение для навигации глухонемых туристов»).
- Вы провели интересное исследование и делитесь эксклюзивными данными (например, «каждый третий покупатель выбирает товары по рекомендации виртуальных ассистентов»).
- Продукт помог решить серьезную социальную проблему или оказался полезен известным людям (например, «благодаря сверх высокому разрешению камеры смартфона на заднем плане любительского видео удалось распознать преступника»).
- Откровенный рассказ о серьезном просчете компании – умение признавать ошибки вызывает доверие и уважение («почему проект по созданию автономного автомобиля провалился и чему мы научились»).
- Своевременный комментарий к важному событию дня (например, экспертный комментарий к законодательной инициативе, которая стала предметом общественных дискуссий).
Заинтересовать СМИ помогут не только уникальные темы, но и правильная, направленная подача. Ниже аккумулировали все важные моменты в единый чек-лист. Итак, качественный питч контента для СМИ:
- Попадает в актуальные для аудитории темы.
- Несет в себе нечто новое, а не общеизвестные факты.
- Имеет действительно важное значение для конкретного рынка или для широкой общественности.
- Информативен, без «штампов» и «воды».
- Все факты и данные проверены и достоверны.
- Соответствует конкретному медиа, интересам его читателей.
- Разработан в формате и стилистике того СМИ, в которое направлен.
- Материал уникальный, эксклюзивный (НЕ массовая рассылка).
- Присутствуют факты, данные, цифры, цитаты.
Чтобы получить хорошие результаты, важны не только качественные инфоповоды, но и понимание принципов, механизмов, по которым работает PR в СМИ.
- Закон критической массы. Первый контакт с брендом часто остается незамеченным. Но второй, третий – и пользователь не только запомнит, но и невольно задумается: «Наверное, серьезная компания, стоит присмотреться».
- Параллельность каналов. Один инструмент тоже красиво, но совсем другое дело, когда играет оркестр. Сообщение звучит громче, если оно транслируется параллельно из разных источников. При этом в идеале каждая площадка раскрывает бренд с уникальной стороны: бизнес-издания подчеркивают цифры и стратегию, lifestyle-ресурсы показывают внутреннюю атмосферу, отраслевые издания рассказывают о технологиях.
- Нелинейность восприятия. Нельзя заранее предсказать, какая публикация привлечет наибольшее внимание – первая, третья, десятая... Просто одни читатели отреагируют на статью о финансах, другим окажется важна культура компании.
- Накопительный эффект. Результат кампаний проявляется постепенно. Однократная публикация редко привлекает значительное внимание, а успех складывается из множества мелких шагов.
- Непрерывность. Только постоянное присутствие в информационном пространстве удерживает аудиторию. Сойдёте на остановке, и поезд потом не догнать.
- Передозировка опасна. Чрезмерное количество публикаций может привести к негативу и раздражению аудитории. Оптимальная частота – 1-3 раза в месяц, исключая случаи значительных событий.
Ирина Буренина
Ведущий проектный менеджер агентства 2L
«В России PR все еще воспринимается как нечто абстрактное, хотя на Западе – это признанный инструмент наравне с финансовым анализом и рекламой. Работа со СМИ дает не мгновенные продажи, а доверие, лояльность и репутацию, что становится основой стабильных продаж».
Понимание механизмов PR и активная работа пресс-офиса способствуют значимым успехам, достижению новых рекордных планок. PR создает сильные бренды, которые обладают неоспоримым преимуществом и выигрывают в кризисы, в отличие от тех, кто делает ставку только на маркетинг и рекламу.