Как научиться видеть и передавать смыслы? Лайфхаки пиарщика

2023-12-15 11:55:37 Время чтения 6 мин 956

Специалист, отвечающий за смыслы - на одном месте работы мне встретился такой коллега. Для меня звучало дико, что бывают такие должности. Кстати, справлялся он с ней плохо, поэтому скоро его сократили. А я, спустя несколько лет, поняла, что не такая уж это плохая была затея…. Потому что на digital-рынке реально мало людей, которые МОГУТ правильно передавать смыслы и идеи брендов/экспертов. И это настолько печально, что я решила об этом написать. На связи я, Юлия Шуберт, PR-директор экспертов и компаний. 

Вместо теста на IQ

Как-то в сторис у Ирины Подрез я увидела, что в своей компании при отборе они проводят для кандидатов тест на IQ и на понимание и передачу смыслов (не помню точно, как называется). И суть его в том, что человек слушает или читает текст и потом должен пересказать с выделение основных моментов. Если он провалит этот тест, на работу его возьмут. И это очень правильно, на мой взгляд. Потому что я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди, называющие себя копирайтерами и сммщиками, очень часто не могут передать суть даже уже готового текста. И знаете, в целом складывается ощущение, что будто бы эти профессии и вовсе не предполагают таких навыков… И именно поэтому крутые “смысловики” сегодня стоят очень дорого. И на всех их, увы, не хватает. От этого мы постоянно видим на просторах соцсетей и интернета тексты написанные, чтобы просто быть написанными. Какой уж тут эффект для бизнеса и экспертов? Просто белый шум. 

Как я развивала свои навыки? 

В PR я работаю уже 15 лет. Но пришла я сюда из журналистики (специальность получала соответствующую). И этот бэкграунд дает мне крутое преимущество. Сегодня, общаясь с клиентов/экспертом, я уже сразу в ходе беседы выделяю для себя ключевые моменты для статьи и в голове формирую заголовок. Звучит как фантастика? Ни капельки! Это просто навык, который я в свое время развила. Про важность высшего образования и умения учиться, находить и перерабатывать информацию я промолчу. А расскажу, как работала в информационного агентстве. 

Быть информационщиком - значит уметь быстро передавать информацию. Например, ты сходил на пресс-конференцию, вернулся и через час тебе надо выпустить новость. Тут уж не до диктофона (конечно, их всегда брала для страховки). Сидишь, в моменте выписываешь ключевые смыслы, а потом уже их раскрываешь. И навык этот оттачивается с каждым мероприятием. Помню, ехали с крупного мероприятия, так журналисты Интерфакса и РИА Новости прямо из машины диктовали новости коллегам. Вот это высший пилотаж, думала я:) 

Зачем все это копирайтерам, пиарщикам и сммщикам? 

И может показаться всем, кто работает в digital - мы же не журналисты. Зачем нам все это? Для того, чтобы быть востребованными на рынке, дорого стоить и выделяться среди всех, кто работает в вашей профессии. Поверьте, специалиста, который схватывает на лету и умеет делать контент не ради “галочки”, будут ценить и будут им дорожить. И напротив, в поисках “того самого” классного спеца будут перебирать разных людей и тратить свое и ваше время. 

Как развить в себе этот навык?

Многие думают, что достаточно прочитать книгу Ильяхова “Пищи, сокращай” (которая, безусловно, полезная и нужная). Но перед тем, как сокращать, надо научиться вникать и понимать. И здесь на помощь придут наши старые и добрые пересказы в школе:) Ну правда, раньше это казалось бесполезной тратой времени. А сейчас я как все поняла:) Если же серьезно, то я бы тренировалась следующим образом. Записывала общение с экспертом на диктофон, расшифровывала его, потом делила весь текст на смысловые части. А уже из этих частей выделяла нужные фразы и тезисы. Сложно? На первом этапе точно. Но это хорошо оттачивает навык. Плюс можно попросить кого-то прочитать текст-исходник, а потом вашу интерпретацию, чтобы убедиться, что вы все правильно донесли. 

Еще при общении или прослушивании записи стоит взять ручку и сразу выписывать ключевые смыслы + тайм-коды. У меня всегда автоматически появляются записи в тетрадях, если я с кем-то общаюсь. Издержки производства:) 

И, конечно, же стоит развивать свою насмотренность. И для этого отлично подходит… нет, не инстаграм. А деловые издания: РБК, Известия, Коммерсант и другие. Почитайте только их заголовки - обычно это высший пилотаж. И подзаголовки, которые всегда четко отражают всю суть написанного. Не лишним будет и чтение художественной литературы. Как бы банально это не звучало. Это будет куда эффективнее, чем проходить очередной марафон по ведению инстаграма и иже с ним.