Что такое антикризисный пиар, в каких ситуациях он может спасти компанию, а когда бесполезен - в блоге пиарщиков Mediacom.Expert
15 лет назад ученые проанализировали опыт 4,7 тысяч публичных компаний и выяснили, что только у 9% после кризиса начался бурный рост. На практике историй, когда кризисные ситуации на грани с закрытием бизнеса в итоге приводили к стремительному взлету, не так много. И, чаще всего, они связаны с перепродажей компании или приходом новых инвесторов. Да и полноценным взлётом их назвать сложно - это, скорее, попытка остаться на плаву и взять спасательный круг.
Помните стартап WeWork? Нашумевшая история с арендой коворкингов, которые взлетели в Штатах в 2010-х. WeWork казался многим «идеальным» бизнесом, который оценивали в $47 млрд. Крутое пике компания совершила в 2019-ом, когда открылись финпоказатели проекта и одновременно вышли несколько разоблачительных публикаций о главе компании Адаме Нойманне, после чего случился пандемийный локдаун. В 2022 году владелец компании объявил об открытии стартапа Flow (сервис аренды жилья), который сложно назвать полноценным взлетом до уровня WeWork, но уж точно не 100% падение.
Чаще всего из кризисных ситуаций компанию вытаскивает сформированная репутация и та самая сила бренда, которая буквально как барон Мюнхгаузен вытаскивает бизнес из болота.
Так было в 2008 году с убыточными Jaguar и Land Rover, которые перешли к индийскому Tata Motors - компании нашли международных инвесторов на свои активы, а поклонники марок остались верны любимым брендам. Люди были готовы платить за логотип и силу бренда. Кейс не про взлёт, но про спасательный круг. Правда, Tata Motors не раз испытывали финансовые трудности от объединенного бренда Jaguar Land Rover.
Для пиарщиков ошибки бизнеса могут быть фатальными и не поддающимися антикризисному управлению, а бывают и те, которые корректируются в моменте отработкой негативной информации и засеиванием других, позитивных, новостей.
Может ли спасти компанию антикризисный PR? Может. Но не всегда.
PR поможет в решении проблем бизнеса когда кризис вызван репутационными рисками:
Например, если на компанию нагнали хейтеров и бизнес подвергся черному пиару от конкурентов, о руководителе распространяют недостоверную информацию. В этом случае работа юристов и грамотный антикризисный PR может оперативно опровергнуть ложные сведения или отстроиться положительными новостями о компании, восстановить доверие и предотвратить негативный фон о бренде для партнеров и клиентов.Негативные отзывы и критика непростая история для пиарщиков. Если компания столкнулась с волной лже-отзывов в социальных сетях или СМИ, антикризисный PR поможет выявить причины и каналы распространения информации, обнаружить источники проблем, разработать план действий по их решению и донести до общественности информацию о предпринятых мерах. В сложных случаях компании помогает включение в процессы SERM-команды, юриста и пиарщика.
В случае любых форс-мажоров антикризисный PR помогает компании оперативно информировать клиентов и партнеров о состоянии дел, оказывать помощь пострадавшим и демонстрировать свою социальную ответственность.В условиях экономического кризиса антикризисный PR может помочь компании сохранить лояльность клиентов, оптимизировать коммуникацию и донести до общественности информацию о мерах, предпринимаемых для преодоления возникших трудностей.
Если компания или бренд столкнулись с проблемами поставок или качества товаров и услуг, антикризисный PR поможет максимально оперативно разработать план по устранению ситуации и рулить всеми процессами в коммуникационном поле.
Если компания столкнулась с финансовыми трудностями, антикризисный PR может помочь компании донести до инвесторов, партнеров и клиентов информацию о планах по выходу из кризиса и до разрешения ситуации контролировать дальнейшее распространение негативной информации.
Важные условия успешного антикризисного PR - оперативность, открытость, последовательность и эмпатия по отношению к заинтересованным лицам и участникам процесса.Чем быстрее компания реагирует на кризис, тем больше шансов на его успешное преодоление. В ряде случаев важно не только быстро, но и прямо рассказывать о случившемся, признавать ошибки, если они действительно есть и демонстрировать готовность их исправлять.Компания должна придерживаться единой стратегии в коммуникациях с внешним миром и не допускать противоречивых заявлений. Проявлять заботу о клиентах, сотрудниках и других заинтересованных сторонах.
Да, антикризисный PR не волшебная палочка для бизнеса, которая может в любой момент спасти компанию от краха. Если проблемы носят глубокий системный характер, пиар здесь не поможет. Однако в тех случаях, когда кризис вызван репутационными рисками, внешними факторами или внутренними проблемами, которые можно решить с помощью эффективной коммуникации, антикризисный PR может сыграть решающую роль в восстановлении доверия, стабилизации ситуации и спасении бизнеса.
Взлеты после свободного падения бывают в случае, когда «отключены» алгоритмы земного притяжения и у бизнеса есть веревка, которая как в известном аттракционе, в какой-то точке резко возвращает вверх. Такой верёвкой бывают инвесторы и в некоторых случаях антикризисный PR.
Нужна консультаци по антикризисному PR? Пишите pr@mediacom.expert или нам в Telegram Mediacom.Expert | PR в медиа, YouTube и подкастах
Рассказываем в блоге: