1. Шаг первый: попытаться рассказать о себе честно.
— У нас ИИ, который в 10 раз быстрее ChatGPT!
— Круто! А у вас есть бюджет на спецпроект?
— Нет, мы же стартап…
— Тогда приходите, когда будет. Или когда вас купит Google.
2. Шаг второй: попросить знакомого журналиста написать о вас.
— Вася, ну ты же пишешь про технологии, освети наш стартап!
— Ок, но редактор спросит: «А кто их вообще знает?»
— Ну так напиши, чтобы узнали!
— А вдруг они никчемные? Лучше я про новый ИИ от Meta* (*экстремиста) напишу — там хоть трафик будет.
3. Шаг третий: привлечь иностранных инвесторов.
— Наш ИИ-стартап получил $10 млн от венчурного фонда в США!
— О, теперь это интересно! Давайте интервью!
— А месяц назад вы нам отказали…
— Ну так месяц назад вы были «какие-то ребята из Питера», а теперь — «российский стартап, покоривший Кремниевую долину»!
4. Шаг четвертый: заставить почтенного старца похвалить ваш продукт.
— Попробуйте наш ИИ, он гениален!
— Хм… Ну ладно, если он еще и дифференциальные уравнения решает…
— Решает!
— Тогда я скажу: «Перспективная разработка».
На следующий день в СМИ: «Пионер рынка искусства высоко оценил отечественный ИИ!»
P.S.: реальный кейс из практики. Наша команда в 2021 до начала хайпа запускает собственную (то есть разработанную собственными руками) блокчейн-платформу, Inc. Russia игнорирует инфоповод, но когда хайп начинается, пишет статью "Дедушка рынка искусства затеял первую выставку NFT-искусства, ай-да молодец!" Выставка была не первой. И сейчас 2025. Объявился менеджер по рекламе Inc. Russia с коммерческим предложением. Нам - платить за возможность засветиться среди такого контента.
5. Шаг пятый: сделать вид, что вы — западный стартап.
— Мы — NeuralMind из Берлина!
— О, круто! А почему у вас все разработчики с русскими фамилиями?
— Э… Кремниевая долина же интернациональная!
— Ага, понятно. Ну ладно, давайте про вас напишем — раз из-за границы, значит, прорыв!
6. Шаг шестой: дождаться, пока о вас напишут за рубежом.
— TechCrunch назвал нас «революцией в машинном обучении»!
— Ого! Теперь мы обязаны вас осветить!
— А год назад вы нам сказали: «Малоизвестная контора».
— Ну так год назад вы не были «российскими гениями, которых заметил Запад»!
7. Шаг седьмой (крайний): сменить страну и язык.
— Мы теперь базируемся в США и говорим только на английском.
— Гениально! Теперь вы не «подозрительные ребята с своим ИИ», а «российские эмигранты, создавшие стартап-единорога»!
— А если бы мы остались в России?
— Тогда бы вам говорили: «Ну покажите хоть один кейс… Нет, не этот, а чтобы как у OpenAI…»
Финиш!
Чтобы российские СМИ написали о вашем ИИ-стартапе, нужно либо стать иностранным, либо заставить иностранцев о вас заговорить, либо найти академика, который вас похвалит. Иначе — только реклама. Дорого. Но зато «по-честному».