Уважаемые коллеги! Приглашаю вас в новый Telegram-канал компании ArtCollecting: ссылка. Мы будем публиковать афишу выставок и фестивалей, новости искусства, инсайды арт-бизнеса. Есть чат с экспертами искусствоведами, которым можно задать вопросы по аутентификации искусства, ценообразованию, ввозу и вывозу. А пока - читайте, куда сходить в эти выходные! Подборка на 24 и 25 мая!
Выставки в музеях и арт-центрах
Авангард в объективе: Родченко, Игнатович и революция советской фотографии
1920–1930-е: время экспериментов и манифестов. «Октябрь» бросает вызов традиции — резкие ракурсы, смелая композиция, взгляд сквозь призму будущего. Их оппоненты, РОПФ, делают ставку на документальность, но и здесь — энергия новаторства. Журнал «Советское фото» становится полем битвы идей, переименовываясь в «Пролетарское фото».
Центр «Зотов» представляет выставку, посвященную легендарным фотообъединениям «Октябрь» и РОПФ — двум полюсам конструктивистской эстетики. В экспозиции — работы Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа и других мастеров советской фотографии из собраний ведущих музеев и частных архивов. Выставка продлится до 11 июня.
«Изображая воздух»: русский импрессионизм в новом свете
Музей русского импрессионизма представляет масштабную выставку, раскрывающую феномен «русского импрессионизма» во всем его многообразии. На трех этажах — более 150 работ из 76 собраний страны: от шедевров Коровина, Жуковского и Грабаря до новаторских этюдов Левитана.
Импрессионизм в России — это не просто влияние французской школы, а самостоятельное явление. Темные тона ночного Петербурга, «черный импрессионизм», демократичные сюжеты — пикники, чаепития, уездные улочки — все это создало уникальный национальный стиль.
Кураторы предлагают взглянуть на свет, воздух и цвет через призму экспериментов русских мастеров. Современное искусство дополняет диалог: инсталляция Ирины Кориной и аудиоспектакль от «Сцены 23» погружают в атмосферу эпохи.
Выставка продлится до 1 июня.
Борис Кустодиев: праздник цвета
Яркий, сочный, бесконечно русский — таким предстает мир Бориса Кустодиева в масштабной выставке в Третьяковке. Художник, создавший свою «Страну Кустодию» с пышными купчихами, шумными ярмарками и уютными провинциальными сценами.
Экспозиция раскрывает многогранность мастера: от изысканной графики до театральных эскизов, включая легендарные работы к спектаклю «Блоха». Здесь и трогательные семейные портреты, и праздничная вакханалия красок, и та самая «Русь», которую Кустодиев писал с любовью и иронией.
Его искусство — это диалог традиции и новаторства, где реализм встречается с импрессионизмом, а народный лубок — с символизмом.
Танец ХХ века: искусство и хореография
Еврейский музей и центр толерантности превратился в эпицентр художественно-танцевального эксперимента. Выставка «Танец ХХ века» объединила более 200 работ Матисса, Малевича, Кандинского, Бакста и других мастеров, чье творчество переплелось с миром хореографии.
Экспозиция, созданная при участии Большого театра, предлагает нестандартный взгляд на искусство: супрематические композиции оживают в танце. От революционных идей Айседоры Дункан до авангардных постановок Малевича — каждый зал рассказывает свою историю движения.
Особое внимание — костюмам и эскизам легендарных художников: Бенуа, Гончаровой, Делоне. Их работы доказывают: танец — не просто искусство, а визуальный манифест эпохи.
Новые выставки современного искусства и мероприятия в музеях и галереях
Галерея Мамонтовых представляет эксклюзивный каталог выставки «В свете рампы» — изысканный альбом с работами Рериха, Бакста и редкими антикварными находками. Среди жемчужин коллекции — эскиз костюма «Прекрасного принца» Бакста и раритетные издания из библиотеки князя Ласкина-Ростовского.
В Sistema Gallery – сразу три новые выставки. «Пересчет» Магомеда Кажлаева построена на попытке найти, как говорит художник, «пластически оправданную пространственную логику» в произведениях разных лет. «Совокупность случайностей» Кати Шинкаревой: превращение личного опыта в таинственные пейзажи на грани абстракции. «Хрусталя угасающий звон» Кристины Павловов — переосмысление советского хрусталя.
Московский музей современного искусства представляет пронзительную выставку-посвящение Елене Суровцевой (1952–2025). Впервые более 100 работ художницы — включая никогда не выставлявшиеся скульптуры и графику — вступают в диалог с произведениями пяти ярких современных авторов: Алины Бровиной, Вероники Малякиной, Нурии Нургалиевой, Алисы Смородиной и Никиты Темеева.
ММОМА и «Свободные мастерские» открывают персональную выставку Оксаны Афанасьевой «Ослепительно-белый и угольно-черный» — интимное исследование детства через призму искусства. Более 40 работ — от хрупкой керамики до многослойных фотоколлажей — создают пространство для диалога со зрителем. Афанасьева не просто воссоздает воспоминания, но и предлагает встретиться с их тенями, чтобы обрести новую цельность.
Alina Pinsky Gallery представляет проект, исследующий границы портретного жанра. Выставка «Persona» — это диалог художников разных поколений, работающих с живописью, скульптурой и фотографией. Отсылающий к юнгианской концепции «маски» и культовому фильму Бергмана проект раскрывает тонкую грань между внутренним «я» и внешним образом. В экспозиции — работы Наталии Турновой, Льва Повзнера и редкие фотографии Василия Кравчука 1950-70-х годов.
В новой серии чёрно-белых работ Константин Батынков вновь играет с восприятием, превращая «Animals» в интеллектуальный ребус. Его узнаваемая стилистика — лёгкость тона, виртуозность рисунка — раскрывается в миниатюрных форматах, где каждая деталь становится намёком, а не прямым высказыванием. Посмотреть работы можно на выставке в галерее «Крокин».
Биеннале, фестивали
Alexander Tito: калифорнийские вибрации в Yauza Place
Стрит-арт-художник и мультидисциплинарный творческий деятель Александр Тито приглашает окунуться в атмосферу калифорнийского побережья середины 90-х. В программе — выставка его работ, диджей-сеты от резидентов московской андеграунд-сцены: Superhouse, Raflifeyo, Sugar Tito, Pointofyou, Saynomo, Saga, Spaida, Easy Fresh, Podlesnov и Lyolya Ro. Дополнят вечер кинопоказы, лекторий Film Festival («Первый») и тату-спот от Systema Tattoo — микс искусства, музыки и городской культуры.
Чеховский фестиваль: театр без границ
До 25 июля в Москве проходит XVII Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова, объединивший 13 постановок из 12 стран. В мае не пропустите:
«Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» (Государственный Кремлёвский дворец) — визуальный спектакль, стирающий границы между хореографией и живописью.
«Основание» (МТЮЗ) — философская притча о поиске истоков.
«Сон в летнюю ночь» (Московский ТЮЗ) — шекспировская комедия в современной интерпретации.
Telling Stories Fest: будущее креативных индустрий
Факультет креативных индустрий и Школа дизайна НИУ ВШЭ при поддержке DAFES представляют масштабный Telling Stories Fest — фестиваль о нарративах в искусстве, медиа и дизайне. В программе:
— Индустриальные панели и дискуссии с Ильёй Учителем, Денисом Власенко, Феликсом Умаровым, Дмитрием Барбанелем и другими.
— Партнёрский лекторий — разбор кейсов от ведущих экспертов.
«Win City — город в Зените»: 100 лет легендарному клубу
25 мая в «Севкабель Порту» откроется иммерсивное пространство «Win City», посвящённое вековому юбилею футбольного клуба «Зенит». В день рождения команды на «Газпром Арене» пройдёт «Матч легенд» с участием звёзд прошлых лет, а после — выставка об истории клуба и музыкальный фестиваль с Биртманом, «Кирпичами», «Танцами Минус» и Alblak 52.
Профессиональные мероприятия
Арх-Москва
На «Арх-Москве» традиционно обсуждается облик современных городов. Среди участников выставки: государственные ведомства, архитектурные студии, дизайн-бюро, профильные учебные заведения, девелоперы, производители и дистрибьюторы строительных материалов, окон, дверей, напольного покрытия, ковров. Но посетить ее стоит не только профессионалам отрасли.
На «Арх-Москве» показывают «Бозон Хиггса» Николая Полисского. Николай Полисский — российский художник и скульптор, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области. Известен масштабными ландшафтными инсталляциями из природных материалов (дерево, лоза, снег), часто создаваемыми вместе с местными жителями. Ключевые проекты: «Бобур», «Маяк», «Вселенский разум». Родился в 1957 году, умер в 2024.
Еще один интересный проект «Арх-Москвы» — «Футуратор». Это ключевая площадка выставки, призванная осмыслить актуальные вызовы в архитектуре и предложить возможные пути их решения в российском контексте. Здесь могут быть заложены концепции, способные повлиять на вектор развития отечественной архитектурной школы. Курируют пространство перспективные архитекторы нового поколения, которые не ограничены жесткими рамками. Первым «футуратором» выступила архитектурная студия Katarsis.
Интермузей
24 мая — последний день работы форума «Интермузей». Фокус внимания — на темах, связанных с работой с аудиторией. Среди тем: технологические решения, которые усиливают содержание, улучшают коммуникацию с посетителями, служат стратегии музея и остаются значимыми даже спустя годы; правовые вопросы в культурных коммуникациях; как писать об арт-коллаборациях и зачем это нужно.
Завершит программу выступление Соланж Фаркас — создательницы Культурной ассоциации Videobrasil, художественного руководителя одноименного фестиваля с момента его основания в 1983 году. Ранее Фаркас была директором и главным куратором Музея современного искусства Баии в Салвадоре (Бразилия) и приглашенным куратором таких крупных международных проектов, как tфестиваль видео-арта FUSO (Португалия), Биеннале в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты), Биеннале современного африканского искусства Dak’Art (Сенегал) и Международный фестиваль видео-арта в Джакарте (Индонезия). Фаркас, автор множества выставок, входит в правление Международной ассоциации биеннале, а в 2017 году была удостоена премии Montblanc за покровительство искусствам (Montblanc Arts Patronage Award). Соланж расскажет про медиа-арт в Бразилии — от его зарождения в условиях военной диктатуры до становления как платформы для художественных экспериментов, политического высказывания и международного культурного обмена. Особое внимание будет уделено тому, почему именно в Бразилии это направление обрело столь мощный отклик, и как оно взаимодействовало с технологиями и политической ситуацией.