Что обычно спрашивают клиенты, когда заказывают нейминг?

Задавая вопросы, клиенты ждут не только ответы. Они ждут диалога. А также по вашим ответам они определяют компетентность специалиста. Поэтому надо быть готовым к любым вопросам и к недоверию клиента. Вопросы могут быть трех типов: 1) по процессу (время, деньги, договор, регистрация), 2) по креативу (как будет проходить, сколько вариантов, какая будет презентация), 3) психологические (а если мне не понравится..., как вы думаете..., как вы оцениите...). 

Вопросы по процессу

Вопрос 1. Какие у вас условивия работы? Об этом я подробно писала, поэтому отвечу кратко. Я делаю нейминг за 3 недели (15 рабочих дней) и показываю 10 вариантов (проверенных названий). Подробнее здесь

Вопрос 2. Есть ли у вас бриф на нейминг? Бриф нужен обязательно. И нужно иметь шаблон брифа, заполненный вами или другим клиентом (как образец). Если кратко, то там нужно прописать: суть бренда, ЦА, конкурентов, требования к названию и референсы для названия. Подробнее здесь.

Вопрос 3. Сколько  времени занимает весь процесс нейминга? Сама разработка происходит не долго (15 рабочих дней). Дальше клиент должен выбрать название - и это занимает иногда от недели до нескольких месяцев. К этому добавляется детальная проверка (2 недели) и регистрация (от полугода). Поэтому если клиент хочет сделать название за неделю, то я объясняю, что это не возможно, т.к. есть этапы, каждый из которых занимает время. Подробнее здесь.

Еще хочу посоветовать по вопросам стоимости прочитать здесь. 

Вопросы по креативу

Вопрос 4. Есть ли у вас портфолио? Портфолио - это важный аргумент в пользу специалиста. Во всех творческих сферах портфолио необходимо так же, как паспорт. Если у вас нет портфолио, то вам надо его сделать. А если нет опыта? Тогда надо сделать фейковое портфолио. Придумайте названия для ресторана, для любимого продукта, для любимой сферы жизни, для какой-то интересной услуги, для социалки. И оформите это в виде презентации. 

Вопрос 5. Как будет проходить работа? Я говорю, что за 3 недели я придумаю 50 вариантов названий. Отберу 30. Отдам в предварительную проверку. И потом отберу 10 вариантов. И покажу каждый на карточке. И расскажу о каждом названии. 

Вопрос 6. Как будет проходить презентация? Я прошу по возможности сделать очную встречу со всеми, кто участвует в принятии решения. Если клиент в другом городе, то делаю встречу в онлайне и тоже со всеми "десижен мейкерами". Встреча проходит 1-1,5 часа. За это время я рассказываю о каждом названии: смысл, звучание, ассоциации, эмоции, регистрация, образ, домен и т.д. И отвечаю на любые вопросы, касающиеся нейминга. Подробнее здесь. 

Вопросы по дальнейшим шагам

Эти вопросы тоже относятся к процессу, но поскольку это уже процесс после нейминга, то я решила выделить их отдельно. 

Вопрос 7. Что будет после презентации? Это очень частый вопрос. Я отвечаю, что после презентации будет принятие решения. Потом детальная проверка. Потом регистрация. Но эти этапы проходят уже без моего участия. Моя работа заканчивается презентацией вариантов. 

Вопрос 8. Вы делаете проверку? Это очень частый вопрос. Лично я не делаю. Но работаю уже 15 лет в паре с человеком, который делает предварительную проверку. И может помочь на всех этапах проверки и регистрации как мне, так и клиенту советом, контактами, делом. 

Вопрос 9. Когда можно будет рисовать логотип и сайт? После подачи на регистрацию, когда будет понятно, что название проверено и свободно. Следовательно, можно будет приступать к визуализации. 

Подробнее обо всех моментах регистрации здесь

Вопросы психологические 

Это вопросы, связанные с недоверием к вам или к ситуации. Клиенты чувствуют себя не уверенно и поэтому ведут себя примерно так, как ведет себя, например, больной у врача. А больной спрашивает у врача: "Доктор, а мне поможет это лекарство? а мне не будет плохо? а что мне делать, если"... Важно спокойно ответить на все подобные вопросы и внушить клиенту доверие и ощущение вашей надежности, профессионализма и готовности сделать все возможное. 

Вопрос 10. У нас есть уже название. Вы сможете придумать лучше? Я обычно отвечаю, что это клиентский вопрос. И если клиент уже сам все придумал, то мне здесь делать нечего. Но если есть сомнение в том, что название хорошее, то я сделаю свои 10 вариантов по брифу. 

Вопрос 11. До вас у нас был неудачный опыт работы с агентством/неймером. Вы можете посмотреть их варианты? Да, могу. Хочу объяснить свою позицию. Клиенту важно мое мнение, поэтому я его высказываю. Я стараюсь быть максимально объективной. Но часто клиент прав в том, что не принимает работу. Основных причин несколько. Часто названия делаются не по брифу и даже без брифа. Вторая причина бывает связана с однотипностью вариантов (не из чего выбирать) и с их неблагозвучностью. Третья причина - варианты не проходят проверку. 

Недавно мой клиент показал мне работу агентства - результат 5 заходов. Я даже пошутила, что клиент за такое количество вариантов уже должен сам всему научиться. Я прокомментировала варианты с точки зрения благозвучия и регистрации. А потом стала задавать вопросы по брифу: что из себя представляет ваш бизнес, кто ваши конкуренты, кто ваша ЦА, какие названия вам нравятся/не нравятся, что хочется в названии и так далее. И знаете, что сказал клиент? Теперь мы понимаем, почему у ребят до вас не получилось за 5 кругов ничего придумать - они просто не задали нам всех этих вопросов... 

Вопрос 12. А если мне не понравится? Этот вопрос самый частый и самый сложный. Поэтому я бы хотела его прокомментировать отдельно от предыдущих.

Вопрос: А если мне не понравится ни одно из названий? 

Ответ: Если честно, то для меня "нравится/не нравится" не имеет ничего общего с неймингом. Что значит нравится? Мы же не в кино и не в театре. Поэтому это не совсем "критерий". Название - это инструмент брендинга. Оно должно быть по брифу: отражать суть бренда, быть конкурентным, соответствовать ЦА. И оно должно быть свободно для регистрации. Если же речь идет о благозвучии, оригинальности, запоминаемости, то для меня это все тот же пункт "по брифу". Это все равно, что спросить у портного: а костюм будет на мне сидеть? он будет качественно пошит? он мне пойдет? 

Мой опыт около 20 лет в нейминге говорит следующее... Если бриф составлен клиентом профессионально... И если неймер профессионально по нему работает... То будет качественный результат. Т.е. одно или даже несколько названий понравятся клиенту.

Поэтому я говорю клиенту так: если вы напишите мне точный бриф, предоставите мне всю информацию о вашем товаре/услуге, ответите мне на все вопросы, то я сделаю все возможное, чтобы выполнить свою работу максимально хорошо для вас.

Если же речь идет о "магии" слова, то это нечто настолько "эфемерное", что даже не понятно, о чем речь. Я же не шаман и не волшебник. И мы имеем дело с конкретными словами. Поэтому ждать чуда от слова из 5-6-7 букв - это странно. Если хочется магии, надо участвовать в ее создании. Т.е. поверить в слово и доработать его до ТМ (лого, фирменный стиль, сайт, упаковка, реклама). Что я имею в виду? То, что магия не создается только неймингом. Это целый комплекс составляющих. А значит, в этом магическом процессе нужно собрать команду и всем стать волшебниками...

P.S.: Вопросы менеджмента - это важные вопросы. Считается, что от них зависит 40-50-60 процентов успеха. Поэтому мы будем возвращаться к этой теме. В ближайшее время я планирую рассказать о типах клиентов. И о том, как строить работу с каждым из этих типов.

Что еще почитать по теме:

Референс на нейминг, или как понять клиента 

Нейминг: ожидания и реальность 

3 правила успешного нейминга: Время, Деньги, Бриф

Этапы нейминга: бриф-генерация-отбор-запуск