Что такое слово? Регистрация.

Для этой серьезной темы я пригласила брендинговое агентство Linii и руководителя отдела нейминга Елену Ильину. На протяжении около 15 лет Елена консультирует меня по всем вопросам проверки и регистрации названий. А сегодня она расскажет нам о юридическом аспекте слова. 

Вопросы к Елене: Как происходит проверка? Зачем она нужна? Что нельзя зарегистрировать? Сколько по времени длится регистрация? 

Елена Ильина: "Креативный процесс — разработка названия — идет рука об руку с процессом юридическим. Ведь хорошее название должно не только отвечать требованиям брифа, но и быть пригодным для регистрации в качестве товарного знака. 

Можно ли не регистрировать? Можно. Но если вы принимаете решение не регистрировать название, то должны понимать, с какими последствиями можете столкнуться:

1. Кто-то другой подаст ваше название на регистрацию, получит свидетельство и запретит вам использовать бренд, в который вы вложили время и деньги,

2. Через какое-то время окажется, что это вы пользуетесь чужим зарегистрированным брендом и владельцы бренда вам предъявят претензии и возможно штрафы, 

3. Могут возникнуть проблемы с размещением рекламы и публикаций в серьезных СМИ, а также с поставкой продукции в федеральные сети и на крупные маркетплейсы, если не будет предоставлено свидетельство о регистрации знака.

Если же вы изначально предполагаете регистрацию наименования, то при уже на первых этапах разработки нейминга следует учитывать некоторые важные моменты, чтобы не тратить ресурсы зря.

Во-первых, некоторые названия не разрешат зарегистрировать никому и никогда. Что же это за названия? 

Описательные. Молоко нельзя назвать молоком, а маркетплейс маркетом, шопом, или магазином.

Общепринятые термины. Слова «группа компаний», «объединение», «фонд», «консалтинг» не подлежат регистрации. 

Географические название. Если только ваше производство действительно не находится в этом месте.

Цифры. Если они не символизируют что-то, что понятно всем, например: 18 - возраст совершеннолетия, 36’6 - нормальная температура.

Отдельные буквы и аббревиатуры. Аббревиатуры не подлежат регистрации, если представляют собой набор букв: ВТБ, СТС, но могут быть зарегистрированы, если образуют фантазийное слово: ТАСС, КАМАЗ.

Нельзя зарегистрировать названия противоречащие принципам гуманности и морали, вводящие в заблуждение, так же с большой вероятностью будут отклонены заявки на регистрацию наименований тождественных или схожих с именами известных лиц или названиями объектов культурного наследия.

Если вы учли все вышеперечисленное и придумали оригинальное название, то следующий важный этап — проверка названия.

Своими силами вы можете осуществить проверку в поисковиках и в открытых базах зарегистрированных знаков, например на сайте ФИПС (Федерального института промышленной собственности).

Проверка через google или Яндекс позволит убедиться, что ваше название не идентично наименованию широко известного транснационального бренда, а проверка по базе ФИПС отсеет варианты, которые идентичны или очень похожи на уже зарегистрированные знаки. 

Проверять название нужно не по всей базе, а только в тех классах, к которым относится ваш товар или услуга. 

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) состоит из 45 классов: с 1 по 34 класс — классы товаров, в 35 по 45 - классы услуг. Полный перечень классов и их описание можно найти на сайте ФИПС .

Например, вы хотите зарегистрировать название для онлайн магазина косметики. Тогда вам нужно проверять и потом регистрировать название в 35 классе, который содержит в себе все услуги по продвижению товаров для третьих лиц. Если в перспективе вы планируете запустить и одноименный бренд косметических кремов, то к списку добавится 3 класс, который содержит в себе все косметические средства. 

Если предварительные проверки названия прошло, то следующий шаг — детальная проверка. Она проводится экспертами ФИПС, которые сравнивают ваше название не только с теми наименованиями, которые имеются в базе уже зарегистрированных, но и с теми, которые еще только поданы на регистрацию. Отдавать название на такую проверку лучше через патентных поверенных. Их отчет будет содержать все найденные знаки, которые потенциально могут мешать вашей регистрации, и рекомендации по изменению наименование, если специалисты сочтут, что таким образом можно будет обойти препятствия. 

Название, которое успешно прошло все проверки, можно подавать на регистрацию. В этом помогут патентные поверенные или же можно подать заявку самостоятельно. 

Регистрация в России длится порядка 12 месяцев. Все это время сохраняется риск, хотя и очень минимальный, что названию откажут в регистрации. Поэтому юристы рекомендуют не пользоваться знаком хотя бы до тех пор, пока вы не получили решения экспертизы, о том, что знак пригоден к регистрации. Это обычно происходит через 6-8 месяцев. Но на практике, большинство компаний начинают пользоваться знаком сразу после того, как получат скан заявки с отметкой ФИПС о том, что заявка принята на рассмотрение, то есть практически сразу после подачи знака на регистрацию".

P.S.: Как видите, регистрация дело серьезное. И все, что мы видим в этой статье, - это базовые знания. А сколько еще нюансов... Если вам интересна эта тема, приглашаю всех на интенсив по неймингу. Я обещаю позвать на одно из занятий Елену и попросить ее показать нам интересные нейминговые кейсы с точки зрения регистрации. Ссылка на программу интенсива "Все о нейминге" здесь. Запись на интенсив через меня - 89166281743 (пишите на Whats app).