10 ошибок начинающих неймеров, или что НЕ надо делать

В этом году мои студенты заказали мне раскрыть тему ошибок. Что "НЕ" надо делать? Обычно я рассказываю о правилах профессии. А тут - наоборот - возник интерес к нарушению правил. Ну, что ж... Ира и Камила, спасибо за эту идею и давайте поговорим об ошибках в нейминге. Пусть это будет 10 самых типичных ошибок и 10 советов, как их избежать.

1 ошибка: Не надо начинать делать нейминг с нейминга!

1 совет: Как это? А это значит, что начинаеть работу над названиями надо не с придумывания, а со сбора информации. Посмотрите, что делают конкуренты. Посмотрите, что делает клиент. Поговорите с ЦА бренда. Т.е. неделю НЕ надо ничего придумывать. Надо думать и собирать информацию.

2 ошибка: Не начинайте генерировать названия с придумывания названий!

2 совет: Такое утверждение тоже может показаться странным. А как же тогда придумывать? А сначала надо не придумывать, а собирать слова и словосочетания. Т.е. создавать лексическое поле. Оно должно быть большим - минимум 100, а лучше 200 или 300 слов. Подробнее об этом я писала в статье о лексическом поле.

3 ошибка: Не делайте нейминг за один день!

3 совет: Выделите 3, а лучше 5 дней. Хотя бы по полчаса. И поработайте с лексическим полем в разные дни и в разных настроениях. Так у вас получится много и очень разных заходов. Работая в разные дни, вы сможете посмотреть на саои ранее придуманные названия свежим взглядом. 

4 ошибка: Не  отбирайте названия в тот же день, когда вы их придумывали!

4 совет: Селекция вариантов - это отдельная работа - критическая (т.к. приходится решать, что взять, а что выкинуть). И выполняет ее другое полушарие мозга. Т.е. придумываете вы одной частью мозга, а отбираете - другой. Чтобы отобрать правильно, должен быть критический взгляд, а чтобы придумать, - должен быть творческий порыв. И поэтому эти два важнейших этапа лучше не смешивать... 

5 ошибка: Не надо отобранные названия сразу ставить в презентацию!

5 совет: Зачем же мы их тогла отбирали? Чтобы получить лонглист. И потом его доработать. Все, что отобрано, надо погуглить и проверить. А вдруг есть бренд с таким названием. И даже если клиент не думает о регистрации. И даже если у вас сделана предварительная проверка. Я всегда отобранные варианты набираю в поисковике. И смотрю, нет ли такого нейма еще у кого-то... А если есть? Такое название я не показываю. 

6 ошибка: Не отправляйте презентацию с названиями по почте!

6 совет: Даже если клиент говорит, что ему некогда, он заболел, он настаивает... Никогда не отправляйте названия по почте. Нейминг презентуется в живую. Надо рассказывать о словах. Показывать слова на карточках. Зажигать. Влюблять в слова клиента. Как бы ни настаивал клиент, вежливо объясните, что у вас так не принято. И вы так не делаете. И он уступит и назначит вам живую встречу.

7 ошибка: Во время презентации названий не должно быть много текста!

7 совет: Тексты отвлекают от названий. Поэтому я не показываю на живой встрече написанную презентацию. Я ее рассказываю. Что я показываю? Слово на карточке. 1 название = 1 карточка А4 с написанным крупно словом. В результате, вся презентация у меня помещается на 10 карточках. Зато названия максимально привлекают внимание. 

8 ошибка: Не обвиняйте в неудачном результате клиента!

8 совет: Почему так все плохо? Скорее всего, вы просто не договорились. Вас заставили сделать 2 круг? Варианты не понравились клиенту? Вам не заплатили? Вам надо было до начала работы договориться, сколько будет заходов и сколько названий в каждом заходе, сколько денег, как они будут выплачены, сколько времени вы будете работать над названиями и что будет, если названия не понравятся. Если вы не договорились, значит, клиент прав. 

9 ошибка: Не обвиняйте в неудачном результате себя!

9 совет: Вам не заплатили, т.к. ничего не понравилось? "Нравится/не нравится" - очень субъективный критерий. И скорее всего, проблема в брифе. Возможно, бриф был поверхностный. Или его не было. Или клиент вам не сформулировал своих пожеланий . Или "хотелок" было очень много. Или они были не совсем реализуемые. Все это надо было на стадии брифа проговорить, записать, утвердить и уточнить. 

10 ошибка: Не показывайте никому выбранное название!

10 совет: Запомните: это запрещено! Даже если не подписан NDA. Даже если клиент сам рассказывает своим коллегам и проводит опросы в офисе. Вы этого НЕ должны делать. До каких пор это под запретом? Пока название не будет зарегистрировано и обнародовано публично. Только тогда вы можете похвастаться, что год назад вы это придумали. 

P.S.: Как видите, большинство ошибок начинающих неймеров связаны с процессом и этапами работы. Есть также ошибки, связанные с регистрацией. Об этом мы тоже поговорим. Надеюсь, это буду не я, а эксперт, которого я к вам приглашу. До встречи.