Медиатренды
с Андреем
Мирошниченко

Эй, журналист! А есть ли у тебя план Б?

В Facebook есть группа, которая помогает журналистам найти занятие после ухода из профессии. Она так и называется: What’s Your Plan B?. Ее создатель Рас Кендэл сам работал в газете, но занялся пиццерией. В июле 2014 года, когда очередного бывшего коллегу Раса сократили, он создал закрытую группу «Какой у тебя план Б?». Через два дня в группе было 400 журналистов. Через год – 2678. Сейчас, спустя три года почти 11 тысяч.
Бывших и еще действующих работников СМИ в группе призывают делиться идеями и опытом чем можно заняться после журналистики. Люди обсуждают новости о сокращениях, делятся вакансиями. И, конечно, многие рассказывают свои истории. 

У Раса Кендала история такая. Всю жизнь он работал фотожурналистом и фоторедактором. Работа была увлекательной, но в 2012 начались сокращения. Люди были деморализованы. Однако сам Кендал уже знал, каким будет его план Б. Его дедушка был профессиональным шефом и научил Раса готовить. Еще работая в газете, Кендал построил дома печь для пиццы и кормил друзей и коллег. Затем он начал свой бизнес. Дела пошли настолько хорошо и ему так нравилось, вспоминает Рас, что он даже ждал сокращения с нетерпением. Сейчас он зарабатывает в два раза больше, чем в редакции. А давление, наоборот, снизилось.

Тех, кто приходит в группу, просят рассказать свою историю и свой план Б. Там набралось уже немало успешных «выходцев из журналистики». Среди участников есть даже бывшие журналисты из пресс-пула Белого дома. Группа призывает участников приглашать коллег, предлагать им подумать наперед. «Есть жизнь и после журналистики», говорит Кендал.

Кстати, тема «После журналистики» была бы актуальна и для российского рынка. Чаще всего «после журналистики» наступает PR и маркетинг. Но бывают и другие траектории. Описать наиболее типовые или выдающиеся из них — получился бы интереснейший проект.