Лена Ревенко: "Первый гонорар я получила в 14 лет за портрет покойного раввина"
| Лена Ревенко, 30 лет. Живет в Тель-Авиве и работает в израильской студии Baruch Naeh Creative Branding. |
1.
Я переехала в Израиль, когда мне было 14. После советской художки училась в израильской, где все три года удивлялась, почему меня заставляют рисовать "абстракт". В армии служила дизайнером, потом училась четыре года в Иерусалимской академии художеств
Бецалель, на факультете Visual Communications.
2.
У нас в семье в каждом поколении проклевывается какая-нибудь творческая личность. Мои дядя и сестра - архитекторы, тетя - дизайнер, прадед - художник. Но самое большое творческое влияние оказал на меня дед-инженер. Он по-советски пер с помойки разный интересный мусор и переделывал его, чтоб "пригодился в хозяйстве". Однажды из досок от шкафа и фанеры он сделал потрясающую складную двухэтажную кровать для моих братьев. С тех пор я смотрю на мусор с профессиональным интересом, как на потенциальный материал для работы.
3.
Уже шесть лет работаю дизайнером и арт-директором в студии Baruch Naeh Creative Branding, ведущей студии в Израиле. Точнее, пять, если быть честной. После первого года работы впала в депрессию с мыслями по кольцевой: "Что, и для этого я столько лет училась?" и "Теперь до старости этикетки хренячить?" Бросила работу и уехала на год в Юго-Восточную Азию. Насмотрелась там всякого, поняла, что мне крупно повезло и что у меня есть выбор, соскучилась по работе до чертиков, вернулась на то же самое место, но уже совсем с другим подходом. Последний год позиционирую себя еще и как художник: рисую миниатюры.
4.
Мне повезло, работа у меня разнообразная: то иллюстрация, то дизайн, то брендинг. Я могу пробовать себя в разных стилях, это только приветствуется. Некоторые идеи я разрабатываю в студии вместе с индустриальным дизайнером для независимого бренда студии, который пока только в проекте. Очень интересно, как из каких-то моих каракуль вдруг получается мебель, посуда, аксессуары. А в свободное время я могу заниматься миниатюрами, и тогда я точно знаю: это только мой мир, без клиентов и Баруха. К сожалению, все, что делается в студии, является ее собственностью, вывешивать в инете очень проблематично, особенно в процессе.
5.
Наверное, это бы удивило моих коллег, но я очень многому научилась от своего босса, Баруха Наэ. Вообще-то, в Израиле он слывет тяжелой натурой и самодуром, но чего у него не отнимешь, так это желания постоянно искать новые формы, пробовать себя в разных областях дизайна, концентрироваться на нескольких проектах сразу и продавать клиенту не то, чего тот ожидает, а то, что сам Барух считает правильным.
6.
Своими первыми гонорарами могу считать сразу два случая:
- Первые 100 $ я получила в 14 лет за портрет раввина, покойного дедушки моего соседа. Дедушку я изобразила по фотографии, маслом на большом холсте. Сосед пришел в неописуемый восторг, заверил, что дедуля вышел как живой и вывесил портрет в магазине. Его друзья и клиенты тоже имели дедушек-праведников, и заказы на портреты посыпались, как манна небесная. В то время, когда мои сверстники промышляли уборкой подъездов и бебиситтерством, я наяривала покойных праведников и уже почти разбогатела по тогдашним моим запросам, если б не досадное происшествие. Один клиент, принесший сильно размазанную фотографию, дедулю на портрете не признал и платить отказался. И рассвирепела и поклялась, что больше никаких праведников рисовать не буду. К тому времени они мне, кстати, порядком поднадоели.
- Первый гонорар за фриланс (200 $) я получила, когда была в армии. Наш программист Ури адаптировал телевизионную игру "Линго" для арабских стран, и ему нужен был дизайнер, чтобы нарисовать арабские буквы в разноцветных квадратиках. Вот я их по пикселю и нарисовала. Арабского ни я, ни Ури не знали, срисовывала я буквы из детской азбуки. Игру мы делали по ночам, но в сроки не уложились, и доделывала я ее втихаря в армии, была поймана и получила строгий выговор. С тех пор сделала вывод: фрилансами лучше на работе не заниматься.
7.
Когда я получаю заказ, я, прежде всего, пишу список ассоциаций по теме и ищу их в
"вижуале" и
фликре. Первые идеи у меня самые банальные, от них необходимо избавиться как можно скорее. То, что нахожу, часто кидает совсем в другую сторону, наводит на новые мысли. Картины вначале мысленно представляю до деталей, затем ищу референс.
8.
Когда у меня творческий блок, я иду на "мозговой штурм" со своими коллегами. Если есть время, иду в бассейн, пока плаваю, очень хорошо думается. Иногда даже жаль, что нельзя плавать со скетчбуком под рукой. Еще копаюсь в штуках, привезенных мною из разных стран и в своей коллекции детских книг.
9.
Я ни с чем так не парилась, как с мультипликацией в Академии на первом курсе. Терпеть не могу исправлять иллюстрации, мне легче придумать заново, и перерисовывание кадра за кадром с мелкими изменениями было для меня сущей пыткой.
10.
Для работы мне обязательно иметь скетчбук и черную ручку. И желательно фотошоп, иллюстратор, музыку, интернет, кофе с молоком, окно, кондиционер, сканнер, принтер и более-менее приличное настроение.
11.
Мое рабочее место меня слегка удручает: теоретически я люблю творческий беспорядок, но раздражаюсь оттого, что вещи нагромождаются и лежат друг на друге месяцами, собирая пыль. Дома я работаю так:
12.
Здесь - несколько моих любимых работ:
для газеты "Маарив". В качестве рекламной кампании газета продавала смарты со своим дизайном на 2000 $ дешевле
для выставки в Токио. Миниатюра "Моя семья". Акрилик и акварель на старом форзаце
эта тоже для выставки. "Синяя гейша".
13.
Лучше всех в моей области - коллеги из проекта
"Пиктоплазма". На мой взгляд, эти люди сейчас задают тон в иллюстрации и дизайне.
14.
Жалко, что эту иллюстрацию нарисовала не я:
что-то в ней есть "мое", но только гораздо лучше
Еще жаль, что не я придумала эти чудесные надувные
штуковины:
15.
Мечтаю сделать коллекцию авторских игрушек для
kidrobot. И еще что-нибудь эдакое, после чего сразу бы стало ясно, что жизнь прожита не зря.
16.
Хочу, чтобы после меня осталась гора скетчбуков:
17.
Все новое в профессиональном мире я узнаю из дизайнерских блогов:
notcot,
mocoloco,
designboom,
designsponge,
trendir и журнала
pingmag. Ну и, конечно, ЖЖ.
18.
Дизайном будущего я считаю японский дизайн. По-моему, они уже ушли на десять лет вперед.
19.
Я хочу научиться не уставать как можно дольше. И еще смотреть на мир, как смотрят на него дети.
20.
Кто мне больше всего нравится в моей области на западе, так это
Klaus Haapaniemi. Из израильских иллюстраторов мне очень нравится
Руту Модан. Но больше всего люблю дизайнеров японских корней:
Akinori Oishi,
Radical Suzuki,
Audrey Kawasaki и
Yayoi Kusama.
21.
Я никогда не буду работать с тем, кто мало платит за малоинтересующий меня проект. Одно из двух: либо суперинтересный заказ, либо огромная куча денег. В идеале, конечно, хорошо и то и другое вместе. Также никогда не буду работать с людьми, распространяющими враждебные мне идеи: террористами, неонацистами, катасатанистами и остальными педофилами.
22.
Если я не уверена на 100%, слушаю всех и каждого, чье мнение мне интересно или кто просто мимо проходил. Чаще всего полагаюсь на свою интуицию. Прислушиваюсь ко мнению своего босса - у него глаз-алмаз (кроме того, это он мне платит за работу). С картинами не слушаю никого. Это - мое, посторонним вход воспрещен.
23.
Если бы я не была дизайнером, я бы была писателем детских книг и дегустатором шоколада.
24.
Меня расстраивает, когда в моей профессии посредственность получает дизайнерский приз. Я тогда думаю: интересно, а что, лучше этого никто не подал работ в номинации? Или, может, это я чего-то в дизайне не понимаю?
25.
Меня раздражает, когда вместо симпатичных уличных кафе вырастают старбаксы и макдональдсы. Еще больше меня раздражает мысль, что я к этому косвенно причастна. Меня раздражает, когда клиент дает конкретные указания для исправления работы, а потом удивляется, что вышла какая-то хренотень. Еще меня раздражает откровенное хамство. Лучше не хамите мне, когда я не в духе, - мало не покажется.
26.
В личной жизни бренды меня совершенно не интересуют - "переела" их на работе. В одежде я ценю личный вкус и персональный стиль, а уж откуда майка и поддельная ли сумочка, мне все равно. Исключение составляют разве что ручки Pilot 0.4, без которых у меня сразу же начинается творческий застой.
27.
Мои любимые друзья-коллеги - это
Марина Сурис, которая проработала иллюстратором три года в нашей студии и, о горе, недавно уволилась, стилист
Белла Рудник, человек с отличным вкусом, острым взглядом и замечательным чувством юмора и потрясающая художница
Зоя Черкасски, основатель
Madbox.
28.
Чтобы обо мне узнали в профессиональном сообществе, я завела себе ЖЖ. Еще я когда-то вступила в израильский Союз иллюстраторов, но ничего интересного там для себя не обнаружила, и со временем меня выкинули за неуплату членских взносов.
29.
Почему-то некоммерческие проекты ко мне не клеятся. Разве что мелкие, типа
хоровода.
30.
Из нетрудовых увлечений я очень люблю плавать, длинные путешествия и толстые книги. После рождения дочери Мишель список увеличился: теперь я люблю строить из деревянных кубиков высокую башню, запускать светящиеся игрушки в теплой ванне и слопать на ночь детский ванильный йогурт "Гномики".
31.
Иногда я хулиганю, переделывая фотки свои и своей семьи под ретро. Мечтаю сделать "старинный" альбом.
32.
Мои работы можно посмотреть тут:
http://len-tiger.livejournal.com/ и тут:
http://lenarevenko.com/.
33.
Пользуясь случаем, хочу тут сказать вот что:
Мишель, хватит рисовать на стенках маминым ай-лайнером! И еще: дорогие клиенты! Больше доверяйте своим дизайнерам!
34.
Если у вас есть вопросы ко мне, задавайте их здесь: lena.revenko {@} gmail.com
Ведет проект Юлия Богатко