Дефицит квалифицированных кадров для российской промышленности – тема не новая и в последние пару лет активно обсуждаемая на самом высоком уровне. Объявленная политика модернизации экономики и развития «внесырьевых отраслей» требует массы специалистов, которых сейчас нет, и до сих пор непонятно, каким образом их подготовить.
На «Иннопроме-2012» Дмитрий Медведев напомнил о том, что правительство поставило задачу к 2020 году создать порядка 25 миллионов новых эффективных рабочих мест в ключевых отраслях экономики, не связанных с добывающей сферой - судостроении, авиастроении, автомобилестроении, металлургии, фармацевтике. Новоиспеченный полпред Холманских активно печется в СМИ о повышении престижа рабочих специальностей – квалифицированные рабочие также нужны, заменить их таджиками, которые могут копать или не копать, не представляется возможным.
Самое неприятное, что масса этих правильных деклараций совершается на фоне падений отечественных спутников, проблем с «Суперджетом» и вступления страны в ВТО. Проект отечественной «Силиконовой долины» все это время развивается сугубо как девелоперский, а «Кьюриосити» шлет новые фото и видео с Марса.
Впрочем, «подготовительные работы» по ликвидации пропасти между выпуском необходимых специалистов и потенциальными работодателями идут по расписанию. К примеру, строится новая система профессиональных стандартов, которая в итоге должна стать основой для разработки образовательных стандартов всех уровней: начального, среднего и высшего. На создание национального реестра профессий должно уйти всего два года и жалкие по российским меркам 400 миллионов рублей. Экономисты уже шутят, что главной из восьми сотен стандартизированных специальностей станет профессия «специалиста отверточной сборки».
«Стандарты», задаваемые в рамках ЕГЭ, уже сократили число потенциальных «технарей». Выпускники отказываются сдавать физику, потому что сдать ее на высокий балл гораздо труднее, чем, скажем, естествознание. И тут педагоги с учениками солидарны – ведь школе низкие баллы также не нужны, сверху ругать будут. А почему бы просто хорошо не научить физике или математике – и пусть сдают на сто баллов? Для этого требуется современное оборудование и опять же – кадры, кадры, кадры...
Не хотелось бы, чтобы этот замкнутый круг как гордиев узел разрубило вступление в ВТО, которое, по выражению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, добьет отечественного производителя. Совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин рассказывает, что в Ростовской области на всех крупных предприятиях уже запущены программы по сокращению персонала – местами до 70%!
«В разгар сезона мы продаем 1,5 комбайна в день. Для сравнения в прошлом году продавали 20 штук в сутки. В июне завод будет остановлен на 2 недели, в июле – еще на две», - рассказал владелец «Ростсельмаша». На городских форумах уже составляют карту депрессивных районов Ростова-на-Дону, где локально живут потенциальные безработные. Обсуждается их судьба: кто-то эмигрирует, кто-то пойдет в бандиты.
Зачем свои кадры, если чужие все сделают быстрее, лучше и дешевле? Зато проведение модернизации на бумаге решает проблему дефицита умных голов и умелых рук.