Платные дороги – любо и дорого

2012-03-23 17:50:40 2162

Строительство платных автострад, судя по сообщениям в СМИ, дело решенное. И многим вряд ли понравится, что дороги из национального достояния – пусть с ухабами и дураками, но общественные! - превратятся в чисто коммерческое предприятие. Все-таки это две большие разницы: массовое строительство новых магистралей и коммерческая эксплуатация уже имеющихся. За второе платить обидно, за первое - дорого,

Так, стоимость проезда из Москвы до северной столицы по платной трассе, которую обещают открыть к 2018 году, составит порядка 2800 рублей, если говорить о заявленной стоимости 4 рубля за км (поездом дешевле!!!). Как быстро окупится такая дорога, загруженность которой, по подсчетам экспертов, будет всего лишь 20%? Специалисты подсчитали - 30 лет.

Мало кто верит, что коммерческие магистрали будут соответствовать общемировым стандартам. И вовсе не без основания! Первые платные дороги появились в России еще в начале 2000-х годов. В Псковской области коммерческой стала дорога А116 от г.Остров до с.Гавры (и далее до Латвии), от Изборска до Печор (и далее до Эстонии), дорога А117 от г.Опочка до с.Долосцы (и далее до Белоруссии) и трасса Р133 от г.Невель до г.Усвяты. Как пишут в интернете автомобилисты, плата за проезд была введена с нарушениями всех федеральных законов: бесплатных альтернатив до сих пор нет, а дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Если выезжать из Латвии и Эстонии, водитель на территории России оказывается перед закрытым шлагбаумом, где ему сообщают, что надо раскошелиться. Кто не хочет платить, может либо вернуться обратно за границу, либо в качестве альтернативной дороги выбрать путь из Невеля в Усвяты через Великие Луки (около 200 км).

Жители Рязани крайне негативно отнеслись к строительству платного шестиполосного путепровода взамен железнодорожного переезда между заводом «ЗИЛ» и поселком Карцево. В интернете появилось письмо, под которым подписались более 100 жителей области. «Нас заставляют пользоваться платной дорогой, не просто не предлагая бесплатной альтернативы, а отбирая существующую. Выбор очень простой: или вы делаете крюк в 14 км через улицы с крайне напряженным движением, или платите за проезд по мосту, построенному частным инвестором», говорится в письме. Жители требовали пересмотреть проект, предлагая сделать переезд бесплатным хотя бы для жителей области. От застройщика - ЗАО «Региональные платные дороги» - пришел официальный ответ, в котором бизнесмены заявили о полном соответствии законодательству при строительстве переезда, который откроют в этом году.

Первый блин, как известно, всегда комом. Эра платных дорог в России только начинается. Сейчас строительством федеральных платных дорог занимается государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). И планов много. В 2014 году начнется строительство платного скоростного дублера федеральной трассы М7 «Волга». К 2015 году планируется построить 53 км кольца, которое соединит трассу Москва - Санкт-Петербург с дорогой М8 «Холмогоры». На дороге М1 «Беларусь» до 2015 года платными станут обновленные 200 км на территории Московской и Смоленской областей…

«Автодор» обещает строить не просто дороги, но и многофункциональные зоны дорожного сервиса. Когда можно остановиться не на обочине, а заехать в специально отведенное место, где в кафе можно выпить кофе, отдохнуть в мотеле, поиграть с ребенком на детской площадке, обслужить машину в технической зоне.

«Первые части этих зон на трассе М1 существуют на 72 километре, там слева и справа компания BP уже первую фазу построила. И вот сейчас будет доводить до полного оформления. Не будет вдоль дорог стоять вереница грузовиков, на обочине, не будет шалманов этих, прошу прощения за жаргон»,- рассказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» первый заместитель председателя правления компании «Автодор» Сергей Кельбах.

Конечно, чтобы платные дороги прижились в России, надо ломать стереотипы и во многом перестраивать психологию и самих граждан, и местных управленцев. Кельбах поделился, что в 2011 году полноценно отработал платный участок трассы М4 «Дон» на обходе Хлевного – Задонска. На бесплатном альтернативном участке стал развиваться бизнес по продаже поддельных чеков. Вместо того чтобы заплатить 220 рублей, водители грузовиков в придорожных кафе покупали эти чеки за 30-50 рублей, чтобы предъявить работодателю для компенсации затрат. Компании удалось многих водителей привлечь сниженным тарифом для ночного проезда – 100 рублей. Многие водители просто стали останавливаются на ночлег на специализированных площадках у пунктов сбора платы.

Ремонт дорог в нашей стране - проблема вечная. Латание ям требует постоянного притока средств. И платные дороги уже становятся надежными спонсорами – фактически, донорами – бесплатных. Первый заместитель председателя правления компании «Автодор» объяснил, куда идут собранные с водителей деньги: «При доверительном управлении, мы взимаем плату за пользование платных участков. Деньги, которые получаем в виде платы за проезд, мы направляем на содержание - платных участков и альтернативного бесплатного». Ну, хоть так, только б ехать.