Чтоб финансы не пели романсы

2011-10-06 13:37:19 2064

После ряда громких афер 90-х любителей «халявы» у нас, может, и не поубавилось, но доверять свои сбережения разного рода добрым дядям, обещающим превратить их в Большие Деньги, народ стал куда меньше. Пережив ваучеризацию, «Хопер-инвест» и Леню Голубкова (да гореть ему в аду со всем семейством и новыми сапогами!), россияне вернулись к дедовскому способу хранения наличности – в банках. А равно и в других предметах домашнего обихода, пригодных для заначивания. По опросу исследовательского центра «Ромир», 79% наших граждан держат деньги дома - так надежнее. Приумножить свои финансы люди стараются сами, в основном ориентируясь на колебания курса любимых валют. Только в массе своей индивидуальные операции, основанные на практической сметке, приводят к панике на рынке. Почему? Да потому, что, когда доллар падает, его активно продают, а не покупают, как это должно было быть. И наоборот.

Единицы россиян занимаются планированием бюджета, даже долгосрочного. Увидели рекламный плакат о быстром кредите, красивом отпуске и счастливой ипотеке, бросились на горячее предложение - и лишь потом осознали, что платить-то по займам нечем. Но уже поздно…

Итак, чтобы распоряжаться финансами – скудными или не очень – должна быть голова на плечах. Например, вкладывая деньги в банки, мы неустанно ждем ловушек. И это справедливо, реалии наши таковы, что не расслабишься. Но взаимоотношения с банками – наше будущее, которое мы должны научиться выстраивать, если уж идти по пути цивилизации. А прогресс на этой дороге есть, что подтверждает все увеличивающееся число банковских продуктов.

От мошенников на любом рынке никуда не деться. И важно понимать, куда нести свои деньги. Не стоит попадаться на высокий процент вклада – велик риск навсегда расстаться с деньгами и остаться с носом. Как говорят специалисты, в надежных финансовых организациях доходность вклада обеспечена ставкой Центрального банка плюс три-пять процентов. Если процент выше – возможно, с банком что-то не так.

По мнению руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, главной причиной конфликтов между гражданами и банками является недостаточная правовая и финансовая грамотность населения, из-за которой растут жалобы граждан на неправомерные действия финучреждений. С 2008 года только в центральный аппарат ведомства поступило более 40 тысяч обращений. Причем в 2010 году по сравнению с 2009 число обращений выросло в 9,3 раза, привел данные Онищенко. Не доверяя банкам, россияне в то же время не читают договоры об оказании банковских услуг и вслепую их подписывают. Отсюда и проблемы.

Финансово просвещаться в России начали совсем недавно. И то инициатива идет не от народа, а сверху. Раньше народ учили сажать картошку, теперь показывают, как вырастить доход – совсем недавно стартовал проект Минфина по повышению финансовой грамотности населения. Роспотребнадзор будет давать разъяснения по защите прав граждан в финансовых вопросах. Ответы на вопросы высылают в электронном виде, а также предоставляют в информационных центрах территориальных управлений ведомства. На реализацию проекта планируется выделить 113 млн. долларов на 5 лет. Сумма большая. Но если удастся достучаться до населения - проинформировать обо всех тонкостях финансовых договоров, в том числе кредитных, пропагандировать внимательное отношение к документам и к своим правам, то можно сказать, что деньги будут потрачены не впустую. Внимательность обещают всячески стимулировать социальной рекламой, кроме того, предполагается создание «горячих линий» и консультационных центров.

Работа по повышению финансовой грамотности – монотонно-многолетняя. Так делают во многих странах мира. В США и Европе крупные финансовые институты финансируют подобную деятельность, так как растят «своего» клиента. Это и часть бизнес-стратегии и своего рода социальная ответственность. По мнению экспертов, финансовая грамотность на сегодняшний день в мире - единственный способ уберечь от мошенничества потребителей финансовых услуг. Пока население будет полагаться в этих вопросах исключительно на государство, до тех пор оно будет терять сбережения.

Показателем успешной реализации просветительских усилий министерства финансов будет рост числа россиян, научившихся пользоваться широким спектром банковских услуг, в том числе банковскими картами и электронными платежными системами. Пока же для большинства общение с этой «заоблачной» сферой ограничивается обналичиванием зарплаты. Согласно всероссийскому опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований, 74% россиян пользуются пластиковыми картами, но 92% из них открыты по инициативе работодателя. К кредитам прибегают лишь 24% россиян, вклады осуществляют 18%. В Европе же большинство одновременно использует 2-4, а многие даже 5-6 финансовых продуктов! Вот так: у кого Греция, а у кого рубль падает.