Авоська – в массы! В России задумались о преимуществах биоразлагаемой продукции

2011-06-06 15:45:46 3221

Раньше колбасу и масло заворачивали в обычную бумагу, в магазин ходили с вечной авоськой, и каждый знал, какое из подручных средств лучше использовать, чтобы помыть посуду в холодной воде или вывести пятно. Прогресс, неуклонно облегчая жизнь домохозяек, принес с собой и серьезные проблемы. Изобилие красочных упаковок на витринах обернулось горами отходов, серьезно угрожающих экологии, в бытовой химии сплошь и рядом находят опасные для здоровья вещества. Мировой тренд – возвращение к органике! В моду входят хозяйственные сумки и моющие средства на растительной основе. Новое для россиян понятие «биоразложение» уже набирает популярность.

Завернуть - в картошку

Люди стали жить лучше, на что указывает растущее во всем мире количество свалок. По некоторым данным, ежегодно на планете производится около 4 миллиардов тонн мусора, из которого примерно половина – бытовые отходы. Наибольшая доля мусора приходится на самую индустриальную страну - США - 1 миллиард тонн. И если еще в 1960-ые годы один американец производил 0,8 кг мусора в день, то сегодня эта цифра уже превышает 2 кг.

Как подсчитали в американской экологической организации «Co-op America», среднестатистический житель США потребляет в 53 раза больше товаров, чем житель Китая и в 35 раз больше, чем обычный индус. Современный американский потребитель наносит окружающей среде такой же ущерб, как 13 жителей Бразилии.

На фоне США ситуация с мусором в России выглядит гораздо оптимистичнее – всего-то 250 миллионов тонн в год. Но если представить, что всевозможные отходы уже занимают более 2 000 квадратных километров пространства страны, что, например, в 6 раз больше, чем территория Мальты, становится, мягко говоря, страшно.

В Европе сортируется и утилизируется до 40% мусора, еще 40% сжигается и только 20% подлежит захоронению на специальных полигонах. В России порядка 70% отходов просто-напросто закапывают и складируют на свалках. Программ по утилизации мусора у нас почти нет. Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин недавно привел довольно печальные факты. Он сообщил, что на отечественных свалках уже скопилось более 80 миллиардов тонн твёрдых отходов.

Одним из самых опасных видов отходов на сегодняшний день является пластик, который плохо или вовсе не разлагается. По предоставленным в ООН данным, пластмасса составляет от 15 до 40% муниципальных отходов в мире. По оценкам специалистов, загрязнение, например, океана пластиковым мусором оборачивается ежегодно гибелью 100 тысяч морских млекопитающих

Во многих странах мира продукцию из пластика на законодательном уровне стали ограничивать либо заменять материалами, поддающимися биологическому распаду.

Так, в Болгарии ввели потребительскую плату за самые тонкие и наиболее массовые пакеты. Эта сумма будет постепенно расти и к 2014 году достигнет порядка 25 евроцентов, что должно побудить население перейти к использованию многоразовых пакетов. По японскому законодательству, потребители сортируют выбрасываемый мусор, местные власти его собирают, а бизнес отвечает за повторное использование тары и упаковочных материалов. В Италии с января 2011 года вообще запрещено использование неразлагаемых пластиковых пакетов.

Инициативы в области биоупаковки поддерживают и первые лица нашей страны. В частности, премьер-министр Владимир Путин в марте этого года заявил, что в отношении стандартов упаковки России необходимо брать пример с Италии: «Наш друг Сильвио Берлускони (премьер-министр Италии) не только девочками интересуется, он еще и делом занимается. Самые жесткие стандарты (в области упаковки) — в Италии».

На сегодняшний день биоразлагаемая упаковка - это не только бумага. По определению Международной организации по стандартизации, биоразлагаемые пластики - полимеры, разложение которых происходит под воздействием бактерий, грибков и водорослей. Биоразлагаемую упаковку делают из нефти и прочих материалов органического происхождения. Компании, специализирующиеся на таре, разрабатывают упаковку для чипсов из картофельных очисток и обертки из кукурузного крахмала.

По данным компании «Research.Techart», российский рынок биоразлагаемой упаковки в 2010 году достиг 6,5 тысяч тонн. Уже сегодня полная мощность этого сектора - 47 тыс. тонн. Основной потребитель биоупаковки - молочная промышленность (68% рынка). Так как в России пока нет законов, регулирующих экологичность упаковки, выбор биоразлагаемого материала - социальная ответственность бизнеса.

Химия без химии

Наряду с пластиком, непоправимый ущерб человеку и природе наносит привычная бытовая химия и косметика. Оказывается, моющие средства, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, не только творят различные чудеса, но и негативно влияют на здоровье.

В состав современных стиральных порошков входят различные поверхностно-активные вещества (ПАВ), отдушки, вещества для связывания ионов кальция и магния — фосфаты, различные соли. Самыми опасными, по мнению экспертов, считаются ПАВы, превращающие грязь на белье в эмульсию, а также усиливающие действие ПАВов фосфаты. Они воздействуют на организм, подобно яду, вызывая аллергические реакции кожи, поражая дыхательные пути, иммунную систему и даже внутренние органы. Кроме того, фосфаты, попадающие в окружающую среду, приводят к загрязнению водоемов, тем самым сокращая количество питьевой воды на планете.

Необходимо не менее 15 секунд полоскать тарелку под проточной водой, чтобы полностью смыть моющее средство. Но очистить от ПАВов одежду не поможет даже многократное полоскание в горячей воде! При носке вещей молекулы ПАВ «перепрыгивают» с ткани на кожу и быстро всасываются, начиная разрушительное действие. В чистой одежде опасные концентрации ПАВов сохраняются до четырех суток.

В мире уже давно установлены жесткие требования к содержанию фосфатов в сточных водах, питьевой воде и пищевых продуктах. В конце прошлого века более 50 стран мира отказались от использования фосфатов в стиральных порошках. В Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают исключительно порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков бесфосфатные, в Дании – 54%, в Финляндии и Швеции – 40%, Франции – 30%. Законы о запрещении фосфатов в стирально-моющих средствах действуют на Тайване, в Гонконге, в Таиланде, в Южно-Африканской Республике. Взамен фосфатов производителями вводятся биологически инертные, экологически безопасные вещества – цеолиты.

В России биоразлагаемые химические продукты – порошки, чистящие средства и даже косметика незаметно присутствуют на рынке. В обществе пока нет понимания, чем вредна привычная бытовая химия, люди больше доверяют навязанным телевидением брендам, не желая переплачивать за малоизвестные, однако не наносящие ущерба здоровью, марки. Органические сумки, шампуни и прочая биопродукция ежедневного спроса - пока лишь мода, но не признанная необходимость.

Реклама биоразлагаемых продуктов в России только начинается. У истоков социального просвещения стоит фонд «Народная инициатива», который с марта 2011 года начал программу, способствующую повышению грамотности россиян в области использования биоразлагаемой продукции и ее преимуществах. Теперь в разных городах России можно увидеть баннеры с логотипом «Одобрено природой», призывающие потреблять моющие средства на растительной основе.

Сегодня популярность здорового образа жизни растет. Почти каждая семья мечтает жить в экологически чистой деревне и покупать натуральную продукцию, качество которой соответствует экологичной упаковке и наоборот. Пока российские производители на мировые экологические нормы закрывают глаза – обязательной сертификации парфюмерно-косметической и продуктов питания в нашей стране нет. Да и раньше обязательная сертификация во многом не влияла на качество продукции – сертификат всегда можно было купить. Но с 2012 года Россия переходит на техрегламенты. Единые принципы и правила технического регулирования будут действовать в странах Таможенного союза (ТС) — России, Казахстане и Белоруссии. В основу лягут международные стандарты, чтобы при возможном вступлении нашей страны в ВТО российские товары могли равноправно продаваться на европейских рынках, а значит, быть безопасными не только для потребителей, но и для окружающей среды.