Туризм возвращается домой

Проблемы ряда крупных туроператоров, которые омрачили отпуск многих россиян, наряду с неспокойной общественно-политической ситуацией на популярных в народе маршрутах и усложнением въезда в ряд стран дают право говорить о том, что внутренний туризм будет активно развиваться. Одним из центров притяжения станет, безусловно, Москва. Проект «Знак качества столичного гостеприимства», организованный общественным фондом «Народная инициатива», помогает туристам подбирать сервисные услуги по оптимальному соотношению качества и цены, а также планировать увлекательный досуг в большом городе.

Это лето омрачило отдых многим россиянам. Одни пострадали из-за банкротства турфирм, других испугала напряженная ситуация на популярных курортах, третьи в силу ряда причин не смогли получить визу. Однако самые предприимчивые не остались в отпуске дома, а отправились познавать свою страну.

Главной новостью жарких месяцев стало банкротство туристической фирмы «Асент Трэвел», которая работала на рынке с 1992 года. Вначале компания отменила туры в Хорватию и Черногорию, а затем полностью приостановила деятельность. К счастью, судьба 150 туристов, оставшихся в Италии без обратных билетов, разрешилась благополучно. По данным Ростуризма, путевки «Асент Тревел» на конец июля, август и сентябрь купили около 3 тысяч человек. Если деньги горе-путешественникам удастся вернуть при помощи механизма страховых выплат по фингарантиям, то каникулы их все равно останутся безнадежно испорченными.

Сложности на самих курортах тоже заставили ряд туристов отказаться от поездок. Спрос на пляжный отдых в Египет резко сократился на фоне новой волны массовых беспорядков. Из-за событий в парке Гези упал интерес туристов к красотам Стамбула. Кроме того, Турция граничит с Сирией, где в данный момент неспокойно. Некоторые эксперты прогнозируют, что из-за волнений и политического кризиса, расколовшего Тунис на сторонников исламского и светского государства, также может пострадать туризм.

Хорватия с 1 апреля 2013 года ввела для россиян визовый режим и потеряла 20% наших туристов. Польша усложнила порядок выдачи многократных виз. По новым правилам многократные туристические визы сроком от 6 месяцев до года будут выдаваться гражданам, которые в течение последних 2 лет имели хотя бы 2 шенгенские визы, одна из которых - польская.

Что делать гражданам, предпочитающим недорогой и качественный отдых? Многие среднестатистические россияне из городов Урала или Поволжья, которые сегодня покупают дешевые туры, никогда не были в Москве – ведь там все дороже. Однако, как считают отдельные эксперты, на фоне сложившейся ситуации в туристической отрасли внутренний туризм будет набирать силу. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что 75 процентов россиян организуют отпуск сами, без участия турфирм. Так почему бы гражданам не обратить внимание на внутренний туризм?!

Вопросом доступности услуг, предоставляемых гостям столицы, общественный фонд «Народная инициатива» озаботился два года назад и в прошлом году выступил инициатором конкурса, определяющего лучшие предложения на рынке туристической инфраструктуры среди гостиниц, турагентств, музеев, такси, кафе и ресторанов. В этом году фонд принимает заявки на второй конкурс «Знак качества столичного гостеприимства», проходящего в рамках программы «Культура и искусство».

«Мы рады, что в Москве успешно реализуется наш проект, его задача – дать систему координат каждому интересующемуся человеку с любым уровнем доходов, как провести время, где остановиться и покушать. Мы хотим обеспечить туристам комфорт в Москве, ведь это их родной город, тут нет языкового барьера, как за рубежом, сложности оценки цен в другой валюте и т.п., - сказал генеральный директор общественного фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров. – На конкурс любая организация в сфере туризма может направить заявку. По соответствующим критериям качества компании, как и в прошлом году, будет оценивать организованный нами пул экспертов в составе ведущих представителей индустрии туризма и гостеприимства, преподавателей, представителей гостиничного бизнеса, культурологов и историков».

Что дает этот проект? Участникам со стороны бизнеса он обеспечивает внимание туристов к тому или иному продукту инфраструктурного рынка столицы – победа в конкурсе, партнером которого выступает Комитет по туризму города Москвы, дает значительно больший эффект, чем коммерческая реклама. А туристы получают доступную информацию и приемлемые цены без потери качества обслуживания.

В прошлом году дипломы - своего рода аналог гостиничных «звезд», гарантирующих качество и доступность для потребителей – на конкурсе «Знак качества столичного гостеприимства» вручали в нескольких номинациях. В номинации «Гостиницы бизнес-класса» лучшими стали гостиница «Садовое кольцо», отель «Бородино», гостиничный комплекс «Измайлово». Среди «Средств малого размещения» победили хостелы «Шелтер», «Чилакс», «А ля рюсс», мини-отель «Булгаков». Лучшими «Объектами туристского показа» стали музей-заповедник «Царицыно», Музей имени М.А.Булгакова, Ботанический сад МГУ. ЦДХ, СК «Лужники», Семейный Центр «Ого-город», развлекательный комплекс «РоллХолл» признаны лучшими культурно-развлекательными комплексами. Дипломы за «Образование в сфере туризма» достались МГИИТ им. Сенкевича и географическому факультету МГУ им.М.В.Ломоносова. Всего победителями стали 42 предприятия гостиничного хозяйства, специализированные учебные заведения, музеи, спортивно-зрелищные комплексы.