Лечение инкогнито

Категории: Прочее

Буквально через неделю врачам запретят писать в рецептах название лекарств – они будут указывать лишь главный компонент. Эксперты уверены, что лекарства не станут от этого более качественными, а запрет на рекламу препаратов, о котором в последнее время много говорят, не отменит самолечение и только усугубит ситуацию.
Так сложилось, что в России любят ходить в аптеки – по поводу и без. Насмотревшись рекламы, граждане накануне отпуска закупают не только необходимые средства от комаров, головной боли, ожогов и метеоризма, но и снадобья для повышения потенции, похудания и прочие витамины для здоровья. Ну а если человек заболел, то готов купить по списку буквально все, что назначил врач. Так как попасть на прием в поликлинику непросто (талонов почему-то в разы меньше, чем желающих) - срабатывает реклама или совет фармацевта. Расцвету рекламы способствует обилие аналогов (дженериков): можно купить таблетку за сто рублей, а можно такую же, но под другим названием и в десять раз дороже – все равно потребитель, как правило, не разбирается.
Вот и получается, что фармацевтический рынок в нашей стране – «золотое дно». По некоторым данным, только в прошлом году российский фармрынок составил 922 млрд рублей. Значительная доля (49%) продаваемых лекарств относится к безрецептурным.
С 1 июля вступает в силу приказ Минздрава и врачи будут указывать в рецептах не название препарата, а главный компонент. Судя по всему, нагрузка ляжет на фармацевтов, которые будут рекомендовать пациентам тот или иной препарат, соотнося цену и качество. Получается, сегодня с фармацевтическими компаниями «повязаны» врачи, прописывая больным то или иное средство, завтра этим будут заниматься продавцы аптек.
Все разговоры о повышении качества лекарств к 2025 году преждевременны. Во-первых, коррупциогенность преодолеть непросто. Во-вторых, самолечением пытливые россияне будут заниматься всегда. И полный запрет на рекламу лекарственных средств, если вдруг и будет, окажется скорое негативным для общества, чем позитивным. Важнее думать не о запрете рекламы, а о четком ее регламентировании. Чтобы люди, выбирая безрецептурное средство, могли принять ответственное решение и положиться на добросовестную рекламу. Потребителям трудно ориентироваться в медицинских терминах и инструкциях к лекарствам, поэтому реклама является важнейшим источником информации.
Отсутствие рекламы затруднит внедрение инновационных препаратов: не у всех врачей есть интернет, да и не все посещают конференции - узнать о новых лекарствах многие специалисты смогут лишь из справочников.
А вот жесткая регламентация рекламе (в том числе, и БАДов) не помешает. Сейчас, посмотрев в перерыве бодрый ролик, можно подумать, что таблетка – панацея от всех болезней, хотя это далеко не всегда так. Недавно выяснилось, что «Бронхолайн», которое рекламировали в одном крупном издании, не лекарство, лечащее бронхо-легочные заболевания, а всего-навсего пищевая добавка. И не более. На самом деле список такого «бронхолайна для чайников» весьма длинный. И опять приходится вспоминать Европу, где контролю над рекламой медикаментов уделяют самое пристальное внимание.