Вы же тоже замечаете, как сейчас параллельно живут две ужасающие реальности?
С одной стороны это истории, от которых мороз по коже: пожилые люди, признанные мошенниками, которые теряют не только квартиры, но и уважение к возрасту. Взрослые люди, которые остаются без денег и жилья.
С другой стороны у нас рынок, который будто сидит на чемодане и ждёт: «Подожду, пока ветер сменится» уже который месяц…
И самое страшное, что обе ситуации лечатся одними и теми же действиями.
Вне политики и экономики – сервисом и прозрачностью, будем смотреть как!
1. Практика «второго мнения», обязательная двойная проверка сделки сервисом, а не человеком.
Проблема «бабушки = мошенницы» выросла не из-за злых людей, а из-за отсутствия дублированных точек контроля (ну и пространства для манёвра, конечно же).
Когда эксперт один, всегда есть риск ошибки, давления, халатности, человеческого фактора и манипуляций любого вида и формы.
Что нужно внедрить?
[В идеале сделать формат сделок полностью без человека, без его субъективного вмешательства, но пока..]
- Вторую проверку на каждой высокорисковой точке: история квартиры, продавца, основания права, долги, перепланировки, запреты, доверенности.
- Вторую независимую экспертизу модели сделки.
И да, это можно (и нужно) делать на стороне сервиса, а не «я спросил у знакомого юриста».
Так клиент понимает, что его не ведут в туман, а сделки не встают из-за страха.
Относиться к этому можно по-разному, но мы предлагаем рассматривать ситуацию как серьёзный диагноз от врача. И когда один Вам даёт одно заключение, стоит сходить к другому и узнать мнение второго.
Совпадает? – Прекрасно.
Не совпадает? – Прекрасно, и возможность задать правильные вопросы.
2. Прозрачный путь клиента, когда человек заранее знает, что будет, сколько стоит и что ему проверять.
Знаете, почему рынок стоит? Потому что он чувствует себя небезопасно.
Любая сделка в неизвестности – страшная сделка. И даже если она юридически чистая и без бабушек [да простят нас бабушки].
Что нужно сделать?
Прописать публичный маршрут сделки:
- Что будет происходить по шагам.
- Где возможны риски.
- Что стоит денег, а что бесплатно.
- Что сервис гарантирует на каждом шаге.
- К кому обращаться, если возникли риски.
Это уменьшает тревогу, а значит увеличивает скорость принятия решений.
3. Предсказуемость.
Сервис должен становиться источником спокойствия, а не шумом. Большая часть рынка сейчас говорит как брокеры конца прошлого века:
«Ну посмотрим… возможно… скорее всего, но не точно… обычно так бывает…»
А клиенту нужно:
- конкретные сценарии: «Если А, то мы делаем В, но в случае чего С, это зависит от…»
- чёткие сроки
- понятная ответственность
- прогноз последствий
То есть сервис должен быть тем, кто объясняет неопределённость, а не создаёт её. И когда клиент знает, что «соломку подстелили» для него, он принимает решения быстрее.
4. Публичная политика против серых схем, в качестве обязательной части сервисного пакета.
Хотите рынок, где не страшно покупать и продавать?
Тогда сервис должен чётко, жёстко и конкретно обозначить следующее:
- какие схемы он не проводит никогда
- какие документы считаются критическими
- что считается недопустимым поведением сторон
- как сервис защищает клиента в сомнительных ситуациях
Когда у компании есть официальный стоп-лист, клиент чувствует, что здесь думают не только о прибыли, но и о людях.
А следовательно, когда рынок чувствует безопасность, он начинает двигаться.
Итого:
Мы можем сколько угодно говорить про ставки, экономику, законы, но две самые страшные параллельные истории – это «бабушки» и онемение сделок, рождаются в непрозрачности + непредсказуемости = недоверие.
А доверие это всё ещё не продукт рынка, а продукт сервиса. И тот, кто сделает сервис безопасным, прозрачным и понятным будет не просто «выживать», а управлять рынком, пока остальные ждут когда всё стабилизируется.
Всем добра!