Тема, нужно ли маркировать розыгрыши и репосты розыгрышей как рекламу, сегодня вызывает много вопросов — особенно после обновлений закона о рекламе и разъяснений ФАС.Разберемся простыми словами, в каких случаях конкурс — это просто игра для аудитории, а в каких уже реклама, за которую можно получить штраф.
Давайте разберемся, что говорят законы, как избежать ошибок, чтобы не попасть под штрафы и приведем примеры по наиболее часто встречающимся непростым случаям, когда нужно определить статус (рекламный он или нет) публикуемого материала на примере методичек ФАС
1. Розыгрыши собственных товаров.Если вы проводите розыгрыш, где в качестве подарков используются ваши товары, и делаете призыв участвовать в конкурсе, этот пост не считается рекламой. Важно, чтобы не было призывов к покупке, описания характеристик товара, акций или скидок. Это просто информация о вашем товаре, и она не подлежит маркировке как реклама.
2. Репосты розыгрышей.Что касается репостов розыгрышей, то если вы делаете репост конкурса, который проводит другой пользователь или бренд, то такой репост не будет являться рекламой, если это не связано с рекламой товара или услуги, а просто информирует о конкурсе.
3. Призывы подписаться на свои соцсети
Также на своем официальном сайте ФАС отвечал на аналогичную тему таким образом:
ФАС официально подчеркнул следующее, что призыв подписаться на свои интернет-ресурсы (в том числе с указанием ссылки), который опубликован на собственных интернет-ресурсах не является рекламой
4. Призыв подписаться на чужие интернет-ресурсы
Такой призыв не является рекламой, если не указывать: товар либо услугу, призыв купить и заказать, характеристику товаров и услуг, цены, скидки, акции, промокоды, телефоны и адреса чужих магазинов либо кампаний.
Однако, встает вопрос где та грань, которая не позволит ФАС трактовать ваш пост у себя в соцсетях про призыв подписаться на чужой интернет ресурс как рекламу. Поэтому лучше такие действия все-таки не применять. Во всяком случае пока не сформирована правоприменительная практика по данным кейсам.
1. Розыгрыш с товарами сторонних компанийЕсли розыгрыш включает в себя призы от других компаний или магазинов, и вы призываете людей подписываться на их страницы, то такой пост будет считаться рекламой и должен быть помечен как реклама. Это связано с тем, что вы в таком случае рекламируете чужие товары или услуги, что прямо подпадает под требования закона.
2. Публикация розыгрыша на чужих интернет-ресурсах.Если вы публикуете информацию о розыгрыше на чужих платформах (например, в соцсетях, которые не принадлежат организатору розыгрыша), это также будет считаться рекламой и должно быть помечено как таковое. Особенно это касается упоминания товаров, услуг, призывов к покупке, либо ссылок на сторонние интернет-ресурсы.
3. Призыв подписаться на чужие соцсети с указанием товары/услуги/объекта рекламы.Прямые призывы подписаться на чужие страницы, участвовать в розыгрышах с чужими товарами или услугу — это не только нарушение закона, но и повод для привлечения внимания со стороны ФАС. Лучше ограничиться информацией о конкурсе без указания, что нужно делать для получения товара.
1. Если вы публикуете розыгрыш у себя — маркировка не нужна.Когда организатор размещает у себя (в соцсетях, на сайте и т.д.) пост про собственный розыгрыш — это не реклама, а просто информация о деятельности компании.Важно: не закрепляйте такой пост в ленте и не делайте баннер на сайте — в этом случае ФАС может посчитать, что вы специально продвигаете этот контент.
2. Если публикуете розыгрыш на чужих площадках — это уже реклама.Когда информация о розыгрыше размещается не на ваших ресурсах (например, у партнеров, блогеров или в сторонних пабликах), — она подпадает под статью 18.1 закона «О рекламе» и требует маркировки.
Исключение: если вы просто упоминаете партнеров без призывов купить/заказать/перейти по ссылке без указания цен, акций и промокодов — маркировка не нужна.
3. Партнеры тоже могут публиковать посты про розыгрыш — без маркировки.Если розыгрыш проводится совместно, партнёры и спонсоры могут размещать информацию у себя, ведь это тоже часть их деятельности. Главное — не добавлять туда продажные элементы: цены, ссылки на товары и т.д.Можно указать, какой подарок предоставляет партнер — но без описания его характеристик.
Пример: «Подарки — набор косметики от X» — допустимо. А вот «Подарки — набор косметики X с увлажняющим эффектом, скидкой 20% и доставкой по всей России» — уже реклама.
С 1 сентября 2025 года бизнесу важно пересмотреть стратегию работы в Инстаграм*. Прямая реклама будет считаться нарушением, однако брендыпо-прежнему могут использовать площадку как информационный и коммуникационный канал. Важно отделить рекламный контент от информирования и грамотно адаптировать формат взаимодействия с аудиторией.
SMM в новых условиях — это стратегия с пониманием ограничений и законов. Мы разрабатываем такие стратегии и помогаем брендам вести соцсети легально, эффективно и без рисков, сохраняя связь с клиентами и лояльность аудитории.
Оставьте заявку на сайте — и получите бесплатную стратегию продвижения для вашего бизнеса
*Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ