Прежде чем начать разбираться в этом вопросе, стоит признать факт: в нашей культуре не так много праздников, которые объединяли бы людей вокруг одной идеи. К примеру, на Западе существует традиция Рождества как дня, когда все собираются вместе за одним столом, вспоминают прожитый год, благодарят друг друга и дарят подарки. В нашей культуре функцию данного праздника взял на себя Новый год. Это период, когда мы согреваем друг друга теплом и вниманием. И это касается не только личных отношений, но и бизнеса. Бренды, как и люди, имеют возможность сказать спасибо тем, кто был с ними (клиентам, партнерам, команде).
Для меня в этом есть очень важная философия. Мы часто живём в спешке, не успевая замечать добро вокруг и, тем более, благодарить за него. Но в праздничный период для этого существует традиция обмена подарками. Действительно ли это работает, или такой способ коммуникации давно превратился в тренд, которому просто принято следовать?
Что такое хороший подарок?
В бизнесе Новый год — это ежегодный инфоповод, вокруг которого строится коммуникация с клиентами. Давайте рассмотрим новогодние подарки как инструмент лояльности. Ведь такая форма контакта может стать чем-то намного большим, чем просто элемент маркетинга. Новогодние подарки — не только способ сказать спасибо, но и возможность стать причастными к особой праздничной магии, которая окружает всех в этот период. Мандарины, елка, фейерверки, милые детские утренники и шумные семейные застолья. Когда компания дарит подарок, она автоматически становится в ассоциативный ряд со всеми вышеперечисленными светлыми образами. Главное, чтобы подарок был по-настоящему теплым и искренним, а не холодным и коммерческим.
Лояльность к бренду или компании выстраивается на доверии и ощущении, что тебя видят и ценят. Новогодний подарок в этом смысле — повод показать, что наши хорошие отношения — нечто большее, чем просто бизнес-проекты.
Продуманный
подарок:
- фиксирует благодарность — помогает подвести эмоциональный итог года;
- возвращает внимание — напоминает о бренде, но без давления;
- создает эмоциональную привязку — ассоциацию с жестом заботы.
Искренность против шаблонности
Некоторые до
сих пор подходят к вопросу очень формально: заказывают стандартные боксы и
рассылают их всем клиентам. Это быстро и просто. Но и эффект будет таким же
быстро забывающимся и «никаким».
Совсем другое дело — подойти к созданию подарка креативно и с душой. Когда в нем есть интересная идея и уникальные решения. Когда клиент или партнер получает не просто очередную красивую коробку, а знак: «Мы хорошо вас знаем и очень ценим. Этот подарок — специально для вас». Презент должен вызывать эмоцию и нести нужный смысл, иначе он превращается в красивую, но бесполезную и пустую форму.
Что говорят тренды?
К 2025 году около трети компаний увеличили бюджеты на новогодние подарки, а значит, это направление активно развивается и растет.
Последние несколько лет, в соответствии с
глобальной направленностью на экологичность, подарки такого рода были (и будут) уместны. Они не только могут быть полезными в быту, но и показывают социальную ответственность компании. Однако трендовыми такие подарки назвать уже сложно. Сейчас время
дарить эмоции и уникальный опыт. Без креатива здесь не обойтись. Так, например, интересное решение — настольная игра на основе запущенных проектов в уходящем году.
Еще можно отметить, что всё популярнее в подобного рода проектах становятся
коллаборации с местными брендами. Можно создать линейку стильного
мерча из нескольких айтемов: оверсайз-футболки, шарфы, шапки. Главное, чтобы ваш
брендинг на вещах был лаконичным и уместным.
Главные тренды
к концу 2025 года — началу 2026 года:
- подарки с
пользой и эмоцией. Сейчас важно дарить то, что получатель сможет применить с
удовольствием, а не будет обреченно ставить на дальнюю полку;
- умеренное брендирование.
Всё чаще компании выбирают аккуратный и неброский дизайн. Подарить кружку или
рюкзак с огромным логотипом бренда — моветон в 2025 году;
- неброский люкс. Компании чаще ориентируются на теплую и душевную упаковку. Пестрящие цвета могут быть лишними.
Грамотное и гармоничное цветовое сочетание — ключ к лаконичной и
праздничной упаковке (если только гротеск и китч не являются вашей визитной
карточкой).
В России более
половины компаний готовят подарки к Новому году не только для клиентов и
партнеров, но и для своих сотрудников. Однако самые дорогие и оригинальные
презенты бизнес по-прежнему адресует в первую очередь партнерам и ключевым
заказчикам, а не рядовому персоналу. Такие данные следуют из обзора
корпоративных новогодних трендов.
Согласно исследованиям в топе подарков для сотрудников остаются:
- продуктовые корзины (46 % компаний);
- подарочные сертификаты (40 %);
- сувениры и канцтовары (38 %);
- алкогольные напитки (33 %).
При этом около трети российских компаний в этом году увеличили бюджет
на новогодние подарки. Основной причиной роста расходов бизнес называет
инфляцию.
Главный тренд сезона — гиперперсонализация. На смену коробкам со
стандартным набором приходят подарки, подобранные на основе анализа
данных об интересах получателя. Задача — чтобы презент не пылился на полке, а
был полезным в повседневной жизни.
Как бренду действовать
Новогодние
подарки — это целый отдельный проект, требующий внимания. Нельзя просто
выделить бюджет с расчетом позитивного фидбэка. Нужно думать стратегически.
Несколько
простых принципов:
1. Сегментация. Подарки лучше всего
адаптировать под разные типы клиентов.
2.
Релевантность.
Подарок должен быть практичным и нужным, даже если о его «нужности» клиент не
знал до этого.
3.
Искренность.
Поздравление должно быть душевным. Несмотря на массовость рассылки, клиент
должен ощущать, что это послание адресовано ему.
4. Тайминг. Готовиться нужно заранее. В спешке
реализовать крупный проект получается плохо, тем более когда это конец года.
Вывод
Так являются
ли новогодние подарки просто ежегодным трендом? Да, если речь о массовой и
бездумной рассылке. Но подарки могут стать эффективным инструментом лояльности,
если будут сделаны осознанно и с глубоким пониманием своих клиентов и партнеров.
Когда бренд говорит не «С Новым годом!», а «Спасибо, что мы вместе», связь
формируется крепче и надежнее.
Мы не просто
работаем с клиентами — мы строим отношения. И Новый год — это повод их
укрепить. Если подойти к разработке подарка стратегически, с вниманием к
деталям и креативным подходом, то он может стать тем самым «контактом», после
которого захочется возвращаться к вам снова и снова.
Изображения сгенерированы нейросетью