Нужно ли стартапам тратиться на геймификацию

27 Мая Время чтения 8 мин 326

Руководители стартапов обычно перегружены задачами, поэтому редко задумываются о геймификации — внедрении в работу игровых механик. Кажется, что выгоднее вложить бюджет в более традиционные средства — разработку продукта, маркетинг или расширение команды. Расскажем, как геймификация решает проблемы начинающих предпринимателей. 

Вовлекает зумеров

В стартапах часто работают представители поколения Z. Они родились и выросли в цифровой среде, где игровые механики  — это не столько развлечение, сколько фундамент большинства процессов. Поэтому им привычнее, когда и в рабочем процессе есть игровые элементы:

  • прогресс-бары;
  • мгновенные награды;
  • квесты;
  • челленджи;
  • статусы и уровни.

Такие механики помогают удерживать внимание сотрудников, которым сложно поддерживать концентрацию.

Зумеры хорошо вовлекаются в проекты с яркой идеей и смыслом. Поэтому через геймификацию можно раскрыть миссию компании, вводя соответствующих героев, ранги и достижения.

Например, концепцию компании по кибербезопасности можно выстроить вокруг идеи сопротивления цифровому злу: вирусам, взломам, кражам данных. Тогда сотрудник — не просто рабочая единица, а защитник и борец за справедливость. Выполняя такую роль, становится гораздо интереснее решать рутинные задачи. Результат: сотрудники больше продают, реже допускают ошибки и активнее участвуют в жизни компании.

Снижает стресс

Начинающие компании часто работают в условиях неопределенности и рисков, а отсюда — стресс и тревога. Из-за этого руководители сталкиваются с желанием отказаться от идеи стартапа, а сотрудники — уйти в компанию, где может быть спокойнее и стабильнее.

Геймификация помогает бороться со стрессом, так как создает быстрый способ выработать дофамин. Например: сотрудник заходит на платформу, проходит игровое обучение, выполняет небольшие задания и сразу получает награды. Это дает ощущение удовлетворения, контроля над ситуацией, перезагружает мозг. 

Игровые элементы помогают разбивать объемные задачи на несколько небольших этапов. Сотрудник концентрируется на конкретных шагах, получает за них награды и постепенно выполняет всю задачу целиком. Это позволяет комфортно распределять нагрузку, вызванную огромным масштабом работы, а также убирает страх перед большой, на первый взгляд невыполнимой задачей.

Все это повышает мотивацию и укрепляет эмоциональную вовлеченность.

Адаптирует новых сотрудников

У действующих сотрудников стартапа часто нет времени на полноценное обучение новичков. Геймифицированная платформа поможет решить эту проблему.

Например: есть стартап из 30 человек, для которого уже разработана базовая программа онбординга. Когда новичок приходит на платформу с геймификацией, он выбирает квест по адаптации и последовательно проходит все необходимые этапы. В итоге руководитель получает уже более подготовленного сотрудника, а сам сотрудник чувствует себя увереннее и понимает свою роль в компании.

Кроме того, после прохождения адаптации можно давать задания и опросы на обратную связь. Так сотрудники сами совершенствуют процесс онбординга, основываясь на собственном опыте. Такой подход особенно важен для начинающих компаний, которым нужно оперативно выявлять и исправлять ошибки.

Поддерживает командный дух

На начальных этапах развития у стартапа, как правило, еще нет больших ресурсов. Как поощрять сотрудников, если бюджет ограничен? С помощью нематериальных стимулов.

Рейтинг и бейджи за достижения — это соревновательные игровые механики, которые подстегивают амбиции. Для лидеров это возможность укрепить статус и получить привилегии. Для отстающих — стимул к развитию.

Денис Нечитайло, эксперт в построении отделов продаж, РОП Gamification Lab, поделился статистикой: «Только меньше, чем у трети стартапов, с которыми мы работали, в отделах продаж уже были системы рейтингов и уровней. Но именно такие механики добавляют азарт и структуру в рабочий процесс. Например, превращают рутинные холодные звонки в соревнование за лидерство».

Также мотиватором продуктивности становится сплоченность команды. И здесь помогают игры, которые создают ощущение единства: «Мафия», «Что? Где? Когда?», командные квесты и совместные онлайн-игры в нерабочее время. 

Но не стоит превращать геймификацию в принудительный инструмент. У сотрудников должна быть возможность как присоединиться к игре, так и отказаться от участия. Не забывайте стимулировать активность, поощряя участников бонусами или корпоративной валютой.  

Эти механики полезно внедрять уже на начальных стадиях, например, в команде из 30 человек. Когда стартап начнет расти, новички будут ориентироваться на действующих сотрудников, вовлекаясь в командные активности. И в будущем вы получите компанию с уже развитой корпоративной культурой. 

Улучшает HR-бренд

Перед каждым стартапом стоит задача выделиться среди конкурентов, чтобы со старта набирать лучших. Геймификация может сформировать уникальное торговое предложение компании. Это привлечет соискателей, которые устали от стандартных рабочих процессов.

Как мы уже выяснили, стартапы обычно привлекают зумеров. Представьте, что такой потенциальный соискатель выбирает между двумя вариантами. В одной компании — скучные отчеты, монотонные бюрократические процедуры, однообразные тренинги в устаревшем лекционном формате. Во второй — возможность соревноваться с коллегами, получать моментальные награды за успехи, обучаться на интерактивной платформе. Скорее всего, зумер выберет именно второй вариант — такая организация рабочего процесса для него привычнее и интереснее. 

Как подготовиться к запуску геймификации

Чтобы геймификация стала рабочим инструментом, а не пустой тратой времени и денег, важно грамотно подготовиться к старту проекта. Объективно оцените на какой стадии находится ваша компания. Пробуйте новые механики только в том случае, если стартап уже прошел точку безубыточности. 

Также важно оценить, готов ли персонал к внедрению новых методов. Искренне поговорите с командой — расскажите про механики и пользу для бизнеса.

Если вы не встретили открытый негатив, а только осторожность и сомнения, то попробуйте внедрить базовые элементы геймификации и оцените вовлеченность персонала. Сотрудники участвуют в необязательных активностях, с интересом тестируют новые возможности, предлагают улучшения? Значит, можно активнее продумывать детали будущего проекта. Планируйте бюджет и подбирайте подходящие игровые механики, ориентируясь на запросы и потребности сотрудников.

Геймификация — это выгодная инвестиция для стартапа. Она помогает предотвратить выгорание сотрудников и последующую текучку кадров. Но лучше внедрять игровые методы уже в начале: создавать систему геймификации для большого коллектива сложнее, чем развивать ее поэтапно. Можно начать с простых механик и масштабировать их по мере роста компании.

Категории: Кейсы
Комментарии
Написать комментарий...