Свой SEO-отдел – это полный контроль и экономия? Звучит логично, но крупные компании почему-то выбирают агентства. Разбираемся, где подвох.
Вот пришла пора заняться SEO или сменить подрядчика, а вместе с этим и вопрос: «А может свой отдел открыть? Работа под полным контролем, внедрения быстро будем делать, да и специалисты максимально погрузятся в бизнес». Никаких проблем, одни плюсы, согласны?
Вообще, звучит, конечно, сладко, приятно и даже правдоподобно. Но. А есть ли вообще какие-то «но»?
Действительно ли инхаус SEO (читайте – свой отдел) – это лучший вариант? Тогда почему вообще еще существуют SEO-агентства? Давайте разбираться вместе с Александром Тимофейчиком, нашим SEO-специалистом из digital-агентства #RACURS.
Преимущества инхауса и правда очевидны, но давайте, на всякий случай, сверим наши кладовые знаний.
Понимание бизнеса
Работая внутри вашей компании, пускай и не сразу, но специалист впитывает корпоративную культуру, ценности и, самое главное, понимает вектор развития и особенности бизнеса. Такое погружение, несомненно помогает выстраивать наиболее эффективную стратегию продвижения, а также позволяет интегрировать seo в общие маркетинговые процессы, чего крайне сложно добиться при работе с агентством.
Хорошая коммуникация
Когда seo-специалист находится в штате компании, он всегда напрямую может взаимодействовать с другими отделами компаниям. Специалисту не нужно нести информацию сначала к менеджеру агентства, чтобы тот донес информацию до контактного лица вашей компании, чтобы тот донес информацию до того, кто должен получить информацию (ну или передал дальше по цепочке). Представляете какая вероятность потерять или исказить смыслы? А ведь нужно ещё по той же самой цепочке вернуть ответ.
Оперативные внедрения
Вы ведь знаете, что внедрения – это основа SEO продвижения. За счет сотен анализов сайт не вырастет в позициях, а вот за счёт парочки внедрений – вполне. Специалисту в штате компании проще понимать, какие внедрения можно сделать «хоть завтра», а что смогут сделать не раньше, чем никогда. Обладая знаниями о внутренней кухне компании, специалист правильнее распределяет свои силы и не делает работу, которая месяцами будет пылиться в ожидании внедрения, а потом ещё и вовсе окажется неактуальной.
Экономия
Специалист в штате компании, зачастую стоит дешевле услуг агентства. Даже если мы говорим о чеках в 30 тысяч рублей. Если это не разовые работы, то за 30 000 вы наймете начинающего спеца, который будет давать тот же результат, что и агентство с аналогичным чеком – никакой.
А если серьезно, то даже с учетом уплаты налогов и страховых взносов, час специалиста в штате будет существенно дешевле часа специалиста в агентстве. А вот нужно ли вам 160 SEO-часов в месяц и как они будут потрачены – это уже другой вопрос. Для справки, ставка за час работы спеца в агентствах начинается от 1000р, а еще придется заплатить за работу менеджеров агентства.
А теперь давайте рассмотрим те же самые плюсы, но с другого ракурса.
Понимание бизнеса
Да, глубокое погружение в бизнес – это ценное преимущество инхаус-специалиста, но существует риск снижения объективности. Постоянная работа над одним проектом может привести к «замыливанию взгляда», когда некоторые проблемы или неэффективные решения перестают замечаться. Специалист может неосознанно начать избегать критики существующих процессов или идей, особенно если они были инициированы им самим или его коллегами.Даже в агентстве, специалист со временем начинает отождествлять себя с сайтом клиента, ко многим ошибкам привыкает, а некоторые и вовсе ускользают из виду. У нас, кстати, для борьбы с этим регулярно проводятся кросс-аудиты, проводимые ранее не знакомым с проектом специалистом.
Важно отметить и насмотренность специалиста. SEO – не фундаментальная наука и тут нет строгих формул и констант. Чтобы оставаться эффективным, нужно постоянно видеть, что происходит в поиске. Глубокая экспертиза в одной нише – это безусловно ценно, однако несет риски сужения кругозора. Специалист, погруженный только в одну тематику, рискует пропустить интересные или нестандартные подходы, успешно применяемые в других областях, или не так быстро адаптироваться к общим изменениям в алгоритмах, что потенциально ведет к упущенным возможностям для роста.
Хорошая коммуникация
Да, но будет ли специалист также требователен и беспристрастен при подготовке очередного ТЗ на исправление косяков отдела разработки? А если отдел разработки – Ваня и Петя за соседним столом, с которыми вечером планировали идти в баню? SEO и разработка, дизайн, маркетинг часто конфликтуют между собой – то, что хорошо для одного отдела, часто просто ужасно для других. В некоторых случаях близкие рабочие отношения могут затруднить объективную критику и постановку неудобных, но необходимых задач смежным отделам.
Отсюда может быть замалчивание не особо критичных проблем, дабы не обидеть коллег. И сокращение объема конкретных задач, чтобы «сегодня пойти отдохнуть с ребятами».
Оперативные внедрения
Да, но не хорошо всегда делать только то, что 100% может быть реализовано в ближайшие сроки. Задачи, которые делаются в стол, позволяют проводить ретроспективы и параллели, а также могут всплыть в ситуациях требующих экспериментов и неординарных подходов.
В общем, глобальные работы, которые нет возможности внедрить в ближайшее время – тоже нужны. На их основе можно строить будущие стратегии, планировать развитие сайта, да и просто держать про запас на случай экспериментов.
Будет ли делать такие задачи специалист зная, что они пойдут в стол и пролежат там может месяц, а может 2 года? Может и будет, но вот самоотдача специалиста в таких задачах и его эмоциональное состояние явно пострадают.
Экономия
Да, но действительно ли вашему сайту нужно 160 SEO-часов в месяц (один спец на 5-дневном режиме)? Не утонет ли ваш сотрудник в рутине и задачах ради задач (отрабатывать то 160 часов надо)?
Если у вас крупный сайт, где тысячи страниц, сильная конкуренция и поиск – основополагающий источник трафика, который невозможно заменить рекламой и другими каналами. Тогда да, вам однозначно имеет смысл создавать инхаус отдел, но будет ли это дешевле агентства? Нет не будет. Одного спеца вам не хватит, а двое уже дороже, чем агентство.
А еще, инхаус SEO - это не только нанять человека (найм, кстати, тоже не без издержек). Это оплата софта, копирайтеров, ссылок, подключение дополнительной экспертизы (UX, UI, аналитика). Да и одного человека едва ли хватит для отдела. Заболеет, уйдёт в отпуск, кто будет работать?
Потому экономия в инхаусе – это скорее заблуждение и стереотип, чем реальный факт.
Что же вы получаете обратившись в seo агентство, почему они вообще существуют и успешно конкурируют с инхаусом?
Экспертиза
Погружение в бизнес важно. И да, в агентстве оно не так глубоко, но опыт продвижения ваших прямых конкурентов позволяет специалисту агентства быстрее находить эффективные решения для вашей ниши.
А если вдруг у специалиста нет опыта в вашей нише, ничто не мешает ему пойти к коллеге, который прямо сейчас удерживает вашего прямого конкурента в ТОП-3 выдачи.
Инструменты и сервисы
Здесь, кстати, можно ещё раз развеять миф об экономии в инхаусе. Знаете сколько стоит набор базовых инструментов специалиста? От 20 тысяч рублей в месяц (keys.so, ahrefs, лимиты в сервисах автоматизации) и это действительно минимальный набор. Есть еще множество других инструментов и сервисов, которые реально нужны в работе. И все эти передовые инструменты специалист агентства использует при работе с вашим сайтом.
Грубое сравнение: SEO-продвижение без софта это как строить дом без строительных инструментов. В теории можно, но сложно и, скорее всего, не надёжно.
А еще в крупных агентствах часто развивают собственные инструменты и сервисы, автоматизируют рутину. На выходе всё это позволяет дать более качественный результат.
Масштабируемость и адаптивность
Ваша компания активно растёт и нужно больше трафика? Хотите запустить новое направление? Может поэкспериментировать? Сообщите об этом своему агентству и оно с радостью увеличит ваш чек, добавив туда больше задач и подключив новых специалистов.
Выдался тяжелый квартал, SEO пока не в приоритете? Тоже не проблема. Вам не нужно увольнять сотрудников, платить неустойки и нести прочие обременения от резкого сокращения штата. Вы просто сокращаете покупаемый объем услуг у агентства. Да можно вообще приостановить услуги на какой-то срок и остаться на минимальной seo-поддержке.
Объективность и результативность
В противовес замыливанию взора и рутине в инхаусе, агентство чётко нацеленно на KPI и зачастую, берёт оплату в зависимости от конкретных результатов. К чему это? К тому, что здесь в интересах агентства выполнять работы, которые дадут наибольший результат. А непредвзятость специалистов позволяет выявить скрытые точки роста и незамеченные проблемы сайта.
Да, можно возразить, что ничего не мешает делать агентству работы ради работы и слать отписки в стиле “вот сейчас всё будет, подождите”. Да можно. Но это плохое агентство и никто не заставляет вас сотрудничать с агентством, если вы не видите результата долгое время. А тут, кстати, писали о том как отличить хорошее seo от плохого.
Минусы у агентства, по сравнению с инхаусом, конечно есть, и некоторые из них могут оказаться фатальными, например выбор плохого подрядчика. Но, по большей части, это не минусы с точки зрения эффективности продвижения, а скорее неудобства и, иногда, надуманные стереотипы.
Как пример, можно записать в минусы агентства всё то, что является плюсами инхауса. Но минусы ли это?
Может показаться, что полноформатная связка агентства и инхауса – это суперэффективно ведь они перекрывают недостатки друг друга. На практике это не совсем так, по крайне мере в полноформатном режиме – когда обе команды занимаются именно продвижением.
Совсем другое дело привлечь агентскую команду на поддержку. В таком формате все стратегические и основные работы происходят на стороне инхауса, а агентство находится “на подхвате”. Также агентство привносит свежий и объективный взгляд со стороны, отвлечённый от затуманивающих внутренних процессов и ограничений бизнеса.
Вот несколько примеров, когда можно объединить инхаус и агентство:
Опять же, подробно раскрывали эту тему в отдельной статье.
А по итогу таблица. Тут всё перед глазами удобно и наглядно, она, конечно, обесценивает весь тот текст выше, но почему бы и нет?
Если говорить о рекомендациях, то агентство выглядит как что-то необходимое всегда. И это примерно так и есть. Можно выстроить инхаус так, что он будет эффективнее и экономичнее агентства, но это больше похоже на утопию и реализуемо в единичных компаниях.
На деле же, агентское seo – это относительно безопасный (помним про недобросовестных подрядчиков) способ как и для непосредственного продвижения в поиске, так и для поддержки существующего seo-отдела.
При этом инхаус остается эффективным инструментом для бизнеса. Но, чтобы обеспечить максимальную эффективность внутреннего seo-отдела, всё равно нужно обращаться к внешним специалистам.