Советы для продвижения малого бизнеса: как расти без больших бюджетов на рекламу

2025-10-24 13:15:20 Время чтения 12 мин 347

Продвигать малый бизнес непросто — постоянно чувствуешь себя, как в тисках: из-за жесткой конкуренции с крупными брендами, ограниченного бюджета, отсутствия знаний в продвижении. Приводим 10 идей продвижения, которые уже успешно используют небольшие компании для роста без больших бюджетов.

Что важно

  1. Сколько: В 2025 году небольшим компаниям рекомендуется выделять на маркетинг от 5 до 10% от оборота.
  2. На что: контекстная и таргетированная реклама, социальные сети, работа с комьюнити и локальные коллаборации.
  3. Нельзя: игнорировать первичный сбор данных о ЦА и конкурентах, не учитывать сезонность, вкладываться только в один канал продвижения.
  4. Нужно: выстроить план со стратегией продвижения своего бизнеса и четко его придерживаться.
  5. В плюс: тестирование гипотез, которые помогают улучшить маркетинговые кампании.

Работа с лояльной базой

Рассылка Email, таргетирование рекламы, SEO и продающий контент будут малоэффективны, если не работать с клиентской базой и изучением портрета покупателя. Создавать офферы наобум для малого бизнеса — всё равно что стрелять из пушки по воробьям.

Эти советы помогут вам экономить и без того небольшой бюджет перед запуском любой маркетинговой кампании:

1. Сегментируйте аудиторию

Собирайте информацию о потенциальных клиентах и делите их на группы или сегменты. Так вы сможете персонализировать предложения. Делите по: 

  1. демографии и привычкам,
  2. стадии воронки (еще не были на сайте, уже были, совершили 1 заказ),
  3. истории покупок,
  4. по сезонности.

Пропишите к каждой группе боли и мотивации, чтобы лучше понять ЦА и адаптировать под них свой призыв. Это поможет говорить с аудиторией на её языке.

Например, перед запуском рекламы для бизнеса, который занимается продажей детских товаров через маркетплейсы, сегментация может выглядеть так:

Сегментация поможет вам создавать точные офферы рекламных объявлений, которые затронут ЦА. 

Используйте эти бесплатные инструменты для поиска информации об аудитории:

  1. Яндекс Метрика — информация о посетителях вашего сайта.
  2. Wordstat — с какими запросами люди обращаются к поисковой системе.
  3. Форумы и отзовики — для составления списка длинных и более точных запросов, поиска мнения о конкурентах и их продукции.
  4. Соцсети и мессенджеры.

Поговорите с существующими клиентами: почему они вас выбрали, что им больше нравится, а что нет, что можно было бы улучшить. Честные и персональные отзывы помогут вам скорректировать свою стратегию продвижения или улучшить продвигаемые услуги или товары.

2. Прогревайте клиентскую базу

Если у вас уже есть база лояльных клиентов, прибегайте к Email-маркетингу: отправляйте регулярные полезные рассылки с новостями, спецпредложениями, напоминаниями. Многие сервисы предлагают бесплатные тарифы по небольшому списку контактов.

3. Создавайте клиентоориентированный подход

Малый бизнес — это тесное общение с покупателями и заказчиками. Постарайтесь создать уникальный клиентский опыт.

Предлагайте «мягкий» и гибкий сервис: дарите поощряющие бонусы, создавайте персонализированные предложения. Есть вероятность, что такой подход будет стимулировать покупателей рассказывать о вас своим друзьям и знакомым — эффект сарафанного радио.

На что будут реагировать положительно:

  1. быстро реагируйте на запросы,
  2. выстраивайте индивидуальный подход,
  3. облегчайте возвраты и обмены,
  4. дарите скидки и бонусы за повторные покупки и рекомендации друзьям,
  5. создавайте позитивные эмоции через вежливость, заботу, дополнительное внимание,
  6. используйте максимальное количество каналов коммуникации: мессенджеры, онлайн-чаты, email, телефон, соцсети,
  7. предлагайте бесплатно: первичные консультации, чек-листы, диагностику для сбора лидов, которые в дальнейшем можно прогревать и превращать в реальных клиентов.

Такой подход поможет вам повысить лояльность аудитории и снизить их отток, будет мотивировать на положительные отзывы и стимулировать на повторные заказы, а также снижать барьер для первой покупки.

Видимость на локальном рынке

Если вы привлекаете ЦА онлайн, постарайтесь сделать так, чтобы клиентам было проще вас найти.

1. Оптимизация сайта под региональное SEO

Без SEO-оптимизации под региональный поиск не обойтись. Важно выполнить хотя бы базу:

  1. Включите ключевые слова с топонимами в заголовки, мета-теги, тексты и URL. Например: тюнинг авто в Пскове.
  2. Создайте отдельные страницы для каждого района или соседних станций метро, чтобы расширить охват и повысить релевантность. Например: терапевт спб приморский район или парикмахер у метро Невский проспект т. п.
  3. Уделите внимание скорости загрузки страниц и мобильной адаптации. Используйте Google PageSpeed Insights для анализа и улучшения производительности. Зачем: если сайт компании медленно грузится, есть риск потерять клиентов — медленная загрузка будет раздражать пользователей и вынуждать их покидать страницу.
  4. Создайте описание для главной и разделов и включите в них запросы с топонимами.
  5. Продумайте навигацию. Попробуйте разделить каталог на более узкие офферы. Например, «маникюр» можно делить на японский маникюр, классический маникюр, маникюр с покрытием, маникюр без покрытия, французский… Это позволит увеличить шанс выхода в топ по низкочастотным ключевым запросам в вашем регионе и привлечь целевую аудиторию.

Используйте инструменты для подбора ключевых слов:

  1. Яндекс Вордстат,
  2. поисковые подсказки,
  3. связанные запросы.

Кластеризуйте запросы по географии и смысловой близости, учитывайте поисковый интент — что именно хочет получить клиент, например: купить, заказать, узнать цену и т. п.

Важно: не спамьте на сайте ключевыми словами и топонимами. Ваша задача — найти реального покупателя или заказчика, а не понравиться только поисковой системе ради позиций в выдаче.

2. Заявите о себе через региональные каталоги

Используйте региональные каталоги, соцсети, онлайн-карты и отраслевые СМИ для продвижения бизнеса. Это поможет вашей компании стать заметнее и увеличит шанс найти свою ЦА.

  1. Зарегистрируйтесь в Яндекс Бизнесе, это бесплатно. Добавьте основную информацию о компании, подробно пропишите услуги и график работы. Профиль автоматически появится в Яндекс Картах.
  2. Если у вас небольшой интернет-магазин, зарегистрируйтесь в сервисе Яндекс Товары, это тоже бесплатно. Создайте фид в формате XML и укажите информацию о магазине, чтобы продвигаться в локальном поиске.
  3. Размещайтесь в региональных и федеральных каталогах: 2ГИС, Zoon, Желтые страницы и другие. Они помогут привлечь целевой трафик. Бонусом будет идти наращивание ссылочной массы на сайт с региональными сигналами — это поможет повышать позиции в поисковой выдаче. 
  4. Размещайте объявления на досках, например Авито, RegTorg и других, для дополнительного привлечения покупателей.
  5. При выборе каталогов и площадок обращайте внимание на условия размещения и стоимость.

В профиле каталогов указывайте ссылки на сайт и соцсети своей компании, регулярно публикуйте новости, акции и рассказывайте о своих предложениях, чтобы всегда быть на виду.

3. Продвигайте себя в социальных сетях

Используйте платформы соцсетей для продвижения своих товаров и услуг. Создавайте контент и делитесь постами, которые не только рассказывают о вашей продукции, но и будут полезны в первую очередь ЦА.

Активно взаимодействуйте с подписчиками: отвечайте на комментарии, проводите опросы, вызывайте положительные эмоции, проводите прямые эфиры и создавайте видео.

Локальные коллаборации

Локальные коллаборации — один из самых эффективных и доступных способов расширить клиентскую базу для малого бизнеса, повысить узнаваемость и укрепить репутацию без значительных затрат.

Совместные проекты с соседними брендами или поставщиками помогают объединить аудитории и создавать уникальные предложения. Что делать:

  1. Постарайтесь найти партнеров с похожими ценностями, смежной, но не конкурирующей аудиторией, которые будут дополнять ваш бизнес. Например, салон красоты и местная кондитерская с розыгрышем сертификатов. Или коллаборация спа-салона и магазина здорового питания, когда при покупке в магазине спортпита покупателям дарят сертификат на сеанс в спа, а клиенты спа получают скидку в магазине.
  2. Используйте кросс-промо — предлагайте флаеры и другую промо-продукцию, которые будут интересны аудитории (вашей и вашего партнера).
  3. Проводите совместные мастер-классы и вебинары.

К примеру, используя локальную коллаборацию, маркетплейс Flowwow в 2024 году объединил 190 малых предпринимателей для сбора средств на поддержку НКО. Коллаборация без больших бюджетов позволила собрать почти 900 000 рублей и повысить лояльность к бренду.

Проверяйте, тестируйте и анализируйте

Тесты и анализ результатов дают понимание о реальных расходах и окупаемости рекламы, контента, SEO и SMM. В противном случае есть риск принятия ошибочных решений и неправильного распределения средств на продвижение.

1. Проверяйте гипотезы и проводите A/B-тесты

Проверка гипотез позволяет пробовать разные варианты объявлений, ключевых слов и стратегий, содержания писем, текстов на сайтах и постов в соцсетях, чтобы найти наиболее эффективные решения.

2. Анализируйте качество рекламного трафика

Анализ трафика, если вы запустили контекстную или таргетированную рекламу, помогает выявить недействительные визиты и вовремя найти источники, которые не приводят целевых клиентов. Блокировка ботов поможет защитить рекламный бюджет от бесполезных трат.

3. Оптимизируйте рекламу

На основе анализа результатов можно отключить неэффективные ключевые слова, площадки, объявления, снизить ставки там, где конверсия низкая, и увеличить бюджет на успешные кампании для максимального ROI.

Почему небольшой бюджет на продвижение — это не страшно

Продвижение малого бизнеса — это вызов, который можно превратить в преимущество. Минимизировать расходы легко, если следовать вышеприведенным советам и активно использовать бесплатные инструменты продвижения на рынке:

  1. Сегментируйте аудиторию.
  2. Используйте персонализированную рассылку и регулярно напоминайте о себе.
  3. Создавайте эффект «мягкого» сопровождения.
  4. Продвигайтесь в региональном поиске, оптимизируйте сайт хотя бы под базовый минимум.
  5. Регистрируйтесь в каталогах и размещайтесь на картах.
  6. Публикуйтесь в соцсетях и отвечайте на вопросы, взаимодействуйте с ЦА в комментариях.
  7. Найдите похожий бизнес и скооперируйте маркетинговые стратегии.
  8. Обязательно анализируйте полученный результат, оценивайте эффективность и убирайте источники слива бюджета.

Кто всё это будет делать: если самостоятельно закрыть эти работы у вас не получится, попробуйте найти специалистов с нужными знаниями и опытом. Например, можно найти фрилансеров в рамках своего бюджета, которые смогут создать SEO-базу для сайта + настроят рекламные кампании, копирайтеры — посты в соцсетях + SEO-контент.