Их нужно знать в лицо: как самостоятельно провести экспресс-аудит конкурентов и что потом делать с этой информацией

2025-06-05 14:37:57 Время чтения 12 мин 1372

Рынок не существует без конкуренции. Если 20 лет назад возможности конкурента оценивались по размеру магазина, ассортимента или размеру наружной рекламы, то сейчас по позициям его сайта и масштабу онлайн-маркетинга.

Недостаточно перелопатить десяток сайтов, чтобы составить представление о своих конкурентах. Тут очень важен системный подход, который поможет собрать нужную информацию и построить грамотную стратегию.

Мы — SEO-агентство Rocket Business. Наша команда знает все о мониторинге конкурентов вашего бизнеса. Здесь мы расскажем, как вам самостоятельно провести анализ представителей нужной ниши. А также о том, что потом делать с этой информацией.

В этой статье нужно последовательно двигаться от пункта к пункту. В конце вас ждет сюрприз, который ускорит анализ конкурентов в несколько раз.


Сначала давайте разберемся, чем вам будет полезен аудит конкурентов. Для этого мы ответим на самые распространенные вопросы и возражения, которые не раз получали от клиентов:

С какой периодичностью нужно проводить анализ конкурентов?

В идеальной картине мира – раз в месяц. Можно установить собственный график. Главное, делать это регулярно. Обратим внимание на особые случаи, когда анализ точно необходим:

  1. вы только начинаете работать над проектом/продуктом – скорректировать УТП, продумать лучшую стратегию продвижения;
  2. используемая стратегия перестала работать – определить новые ключевые запросы и пробелы в стратегии;
  3. проект остановился в развитии – выявить пути, которые принесут новые результаты.

Конкурентов так много, с чего мне начать?

1. Определяем ваших конкурентов 

На первом этапе мониторим и выписываем ваших прямых и косвенных конкурентов. Но кто есть кто?

Прямые — те, кто предлагает такие же или очень похожие товары или услуги. Они работают в той же нише, ориентированы на ту же аудиторию и используют аналогичные каналы продвижения. 

Косвенные — компании, предлагающие альтернативные товары или услуги, которые также могут закрывать потребности ваших клиентов.

Недостаточно быть осведомленным о делах только прямых конкурентов. Косвенные могут использовать не менее эффективные стратегии продвижения, при этом привлекая добрую часть вашей аудитории.

2. Погружаемся в SEO

Даже если вы ничего не понимаете в SEO-оптимизации, по этим пунктам вы сможете повести первичный аудит. Он поможет определить, почему ваш конкурент находится на той или иной позиции в выдаче.

  1. Зайдите на сайт вашего конкурента и посмотрите на его коммерческие факторы.

Коммерческие факторы — элементы сайта и бизнеса, которые напрямую влияют на решение пользователя совершить покупку или заказать услугу. Они показывают поисковым системам, насколько ресурс полезен и удобен для клиентов — это напрямую влияет на позиции в поисковой выдаче. Самые распространенные КФ:

  1. чат-боты и онлайн-консультанты;
  2. отзывы и оценки;
  3. контактные данные;
  4. упакованные соц.сетей и мессенджеры;
  5. доступная информация о продукте;
  6. условия доставки и гарантии.

Чем больше на сайте коммерческих факторов, тем выше вероятность, что пользователь останется и совершит целевое действие. 

Оценить трафик без специальных инструментов не может даже SEO-специалист. Для начального анализа подойдет SimilarWeb. С его помощью можно узнать, сколько посетителей приходит из поиска, рекламы и соцсетей; как долго они остаются на сайте и насколько высок процент отказов. Этой информации будет достаточно, что соотнести с ней свои ресурсы и позиции на рынке.

А если хотите идти дальше — комплексное продвижение вашего сайта всегда можно доверить Rocket Business. Входим в ТОП-10 лучших SEO-агентств России по версии Рейтинга Рунета.  

3. Оцениваем маркетинг

Анализировать маркетинговые стратегии конкурентов непросто, особенно если перед вами компания-гигант. Без паники! Учимся фокусироваться на том, что принесет максимум полезной информации:

  1. Воронки продаж

Изучите путь клиента от первого контакта до совершения покупки. А еще лучше — пройдите его сами под маской тайного покупателя. Обычно этот путь строится из следующих этапов:

  1. Привлечение внимания (реклама, контент).
  2. Рост интереса (лендинги, блоги).
  3. Принятие решения (страницы товаров, отзывы).
  4. Совершение покупки (корзина, оформление заказа).
  5. Удержание (email-маркетинг, программы лояльности).

Обратите внимание на качество реализации каждого этапа, а также на элементы, которые влияют конверсию. Это могут быть:

  1.   чёткие призывы к действию (CTA);
  2.   онлайн-консультанты;
  3.   подробные описания товаров/услуг;
  4.   гарантии и условия возврата;
  5.   удобство оформления заказа.

Эти нюансы вы сможете использовать для улучшения собственного сервиса.

  1. Скидки и акции

Чтобы проанализировать промо конкурентов, пройдитесь о этому мини чек-листу и ответьте на вопросы:

Какие виды скидок и акций используют ваши конкуренты, чтобы повысить лояльность клиентов?

  1.   Скидки на первый заказ
  2.   Скидки за подписку на рассылку
  3.   Сезонные распродажи
  4.   Скидки на определённые категории товаров
  5.   Программы лояльности
  6.   Бесплатная доставка

Как часто конкуренты проводят акции? Как долго они длятся?

На какую аудиторию чаще направлены акции? Например, акции для новых клиентов, акции для постоянных покупателей.

Оцените, какие акции наиболее эффективны в вашей нише. Это поможет разработать собственные предложения, которые привлекут внимание вашей целевой аудитории.

  1. Офферы

Попробуйте определить уникальное торговое предложение ваших конкурентов. Что они предлагают такого, чего нет у вас и у других? Какую ценность получают клиенты, выбирая продукт/услугу конкурентов? Это может быть:

  1.   высокое качество;
  2.   низкая цена;
  3.   удобство использования;
  4.   престиж;
  5.   отличный сервис.

Также обратите внимание, как другие компании формулируют свои УТП. Достаточно ли убедительны их аргументы, сильны ли преимущества? Закрывают ли они реальные потребности клиентов?

На основе этой информации подумайте, какое УТП можете предложить вы, чтобы выделиться на фоне конкурентов.


Что даст вам такой анализ конкурентов, особенно если вы пока в бизнесе новичок:

  1. лучше поймете рынок: вы получите более глубокое понимание своей ниши, целевой аудитории и основных трендов;
  2. усовершенствуете стратегии: сможете оптимизировать свой сайт, продумать воронки продаж, разработать более эффективные офферы и промо;
  3. получите конкурентное преимущество: у вас появится понимание, как выделиться на фоне конкурентов. Например, предлагая более качественные продукты/услуги или лучший сервис.

В результате вы сможете повысить конверсию своего сайта и, как следствие, увеличить прибыль. Главное  обращайте внимание на детали, тестируйте разные подходы и постоянно улучшайте свой маркетинг.

Чтобы анализ ваших конкурентов был максимально эффективным, мы создали таблицу-шаблон. В нее можно внести всю необходимую информацию, которую мы описали выше.

Она уже ждет вас в нашем открытом ТГ-канале — вот в этом посте. А еще там мы публикуем полезные материалы, анонсы мероприятий и наши новости. Надеемся, вам там понравится и вы останетесь с нами надолго:)