Современная медицина постоянно совершенствуется: внедряются инновационные технологии, оптимизируются рабочие процессы, специалисты непрерывно повышают свою квалификацию.
Но вот парадокс. С одной стороны, изменения позволяют большему числу пациентов попасть на прием к квалифицированному опытному специалисту. А с другой - врачи вынуждены работать в интенсивном режиме, что неизбежно сказывается на качестве приема и его продолжительности.
В связи с этим люди все чаще обращаются к альтернативным способам получения медицинской помощи: телемедицине, поиску информации в интернете и искусственному интеллекту.
Если два первых варианта уже можно назвать традиционными, то последний только начинает внедряться в сферу медицины и порождает немало вопросов. Один из них - сможет ли искусственный интеллект в ближайшем будущем полностью заменить квалифицированного специалиста?
Команда аналитиков агентства MRF попыталась приблизиться к ответу на этот вопрос и проанализировала более 14 тысяч пользовательских сообщений про опыт взаимодействия с искусственным интеллектом по вопросам здоровья.
Наша команда проанализировала социальные и демографические характеристики пользователей, которые обсуждали сервисы ИИ в контексте здоровья.
Чаще всего за медицинской помощью к искусственному интеллекту обращаются люди с высшим образованием в возрасте от 25 до 59 лет.
Что касается гендерного распределения, здесь была выявлена интересная статистика: традиционно в вопросы здоровья оказались чаще вовлечены женщины, но доля мужчин тоже оказалась высокой: 56% и 44% соответственно. На основании этих данных можно сделать вывод, что мужчины охотнее обсуждают свое здоровье с искусственным интеллектом, нежели с реальным специалистом в рамках телемедицины.
Обобщая полученную информацию, можно сказать, что среднестатистический пользователь, который готов доверить свое здоровье не только квалифицированному врачу, но и искусственному интеллекту, - это зрелый в плане возраста и образованный человек, склонный к рациональному обсуждению преимуществ и недостатков использования сервисов ИИ.
Изучая отзывы и комментарии пользователей, специалисты нашего агентства определили шесть сервисов ИИ, к которым люди обращались по вопросу здоровья чаще всего.
В тройку лидеров вошли ChatGPT, DeepSeek и Gemini. Значительно реже люди обращались к Claude, GigaChat и Яндекс.Нейро.
Что касается удовлетворенности результатом, наибольшее количество положительных оценок получил DeepSeek, сместив ChatGPT на второе место. На третьем месте оказался GigaChat.
Меньше позитивных отзывов получили Gemini и отечественный Яндекс.Нейро. Самым «неквалифицированным цифровым доктором», согласно соотношению негативных и позитивных оценок, оказался Claude.
Лидирующую позицию по частоте обращений к искусственному интеллекту заняли вопросы, связанные с ментальным здоровьем. Но несмотря на высокий уровень заинтересованности данным видом психологической помощи, из-за отсутствия у ИИ эмпатии и этической ответственности, пользователи относилиськ нему с опасением.
Также люди нередко предпочитали искусственный интеллект консультациям с реальным специалистом для получения расшифровки анализов и назначений. Сервисы закрывали потребность пациентов в получении более детальных объяснений.
Еще одной популярной причиной обращения к ИИ стало желание получить дополнительную информацию о выписанных препаратах. Пользователи просили искусственный интеллект перепроверить правильность назначения, уточнить дозировку и совместимость лекарств, а также предложить альтернативные препараты для лечения.
В целом пользователи благосклонно воспринимают ИИ в качестве медицинского помощника. Они заинтересованы в использовании сервисов для получения определенной медицинской помощи, но к идеи полноценной замены врача искусственным интеллектом относятся крайне негативно.
Большая часть считает, что для лечения любых заболеваний, вне зависимости от их тяжести, необходим контакт с реальным специалистом. Основные причины - потребность в физикальном осмотре, риск выдачи ошибочных данных и отсутствие у ИИ юридической ответственности.
«В настоящее время мы наблюдаем этап адаптации и «притирания» технологий искусственного интеллекта к реальным потребностям пациентов в сфере медицины. Постепенно формируется осознание того, что ИИ - это в первую очередь интеллектуальный помощник, способный систематизировать данные, расшифровывать назначения и разъяснять сложные медицинские термины»