Все больше бизнесов обращаются к ведению каналов в Telegram, особенно в преддверии запрета рекламы в Instagram* с 1 сентября этого года. Для брендов каналы заменяют популярную соцсеть, позволяя оставаться на связи с аудиторией. Давайте разберемся, как победить алгоритмы ранжирования мессенджера, чтобы привлечь как можно больше органического трафика.
**Принадлежит Meta, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Давайте разберемся, для чего каналам в Telegram требуется поисковая оптимизация. Дело в том, что глобальный поиск в мессенджере схож по принципам работы с механизмам поисковых систем.
Основываясь на алгоритмах «Телеграм» выдает пользователям результаты поиска, ранжируя их исходя из нескольких факторов.
Как и в случае с органическим трафиком, ведущим на сайт, компоненты каналов можно оптимизировать для достижения лучших позиций на выдаче.
Что такое SEO для «Телеграм»-канала? Поисковая оптимизация внутри мессенджера — это комплекс мероприятий, направленный на улучшение позиций канала в результатах поиска. Среди различных факторов, влияющих на ранжирование, можно с уверенностью сказать, что оптимизация направлена на проработку семантики, рост вовлеченности аудитории, увеличение числа подписчиков и регулярное ведение канала.
Поиск внутри мессенджера устроен схожим образом, как и в поисковых системах, например, Яндекс и Google. Официально Telegram не раскрывает, какие именно критерии успешности попадания в топ результатов поиска. Однако известны несколько факторов, которые больше всего оказывают влияние на поисковые результаты:
· Релевантность имени и названия канала — самый важный аспект: чем больше ваше название совпадает с ключевыми поисковыми запросами пользователей, тем выше ваш канал окажется на выдаче.
· Количество подписчиков: для мессенджера важна популярность и авторитетность канала для юзеров. Чем больше у вас подписчиков, тем более подходящим его определяет алгоритм поиска. Неофициально считается, что значение имеет и число премиум-подписчиков, таким образом алгоритмы борются с растущим числом ботов среди подписок.
· Коэффициент учета просмотров: если у вас 300 тысяч подписчиков, но при этом меньше 400 просмотров постов, коэффициент будет низким. А в ситуации, когда у вас 500 подписчиков и 300 просмотров, ваш коэффициент существенно выше, алгоритмы могут посчитать ваш канал интересным и полезным для пользователей, предлагая его в результатах выдачи на позициях выше.
· Кроме того, отмечают, что активность в канале, например, регулярность постов, реакции пользователей и взаимодействие с подписчиками в комментариях, оказывают влияние на популярность канала. Условно, даже если у вашего канала 10 тысяч подписчиков, но под постами ноль реакций, алгоритмы могут подвергнуть сомнению пользу вашего контента для пользователей, подвинув вас на более низкие позиции выдачи.
Давайте подробнее разберемся, как проработать семантику и использовать ключевые слова в рамках поисковой оптимизации канала в мессенджере.
Традиционно в фокусе SEO находится проработка ключевых запросов и их вхождение в тексты. Для раскрутки канала необходимо определить, по каким ключам пользователи ищут каналы по вашей тематике в поиске. От проработанности ключевых фраз зависит, найдут ли подписчики ваш канал в мессенджере среди конкурентов.
С помощью различных сервисов можно собрать ключевые запросы и изучить их частотность, например:
· Яндекс Вордстат показывает статистику по запросам поисковой системы:
· По Keys.so можно проанализировать запросы конкурентов, необходимо ввести сайт или ссылку на канал конкурентов:
· Keyword Tool помогает собрать семантическое ядро по фразам из Google, Bing, eBay, AppStore, Amazon и YouTube:
Итак, мы собрали ключевые запросы, что теперь? Первый шаг SEO для «Телеграм» — проработка имени, названия и описания канала.
Эти текстовые атрибуты вашего канала — первостепенное поле для оптимизации. Именно в них необходимо учитывать ключевые запросы по тематике вашего канала:
· Используйте короткое, емкое и запоминающееся название канала. Учитывайте ключи по вашей тематике. Чем более точно ваше название совпадает с запросом пользователей, тем выше канал займет место в поисковой выдаче.
· Имя канала лучше сделать уникальным и легко читаемым. Добавьте ключевой запрос в имя канала транслитом.
· Описание канала должно привлекать аудиторию, четко излагая тематику и цель ведения канала, подсветите пользу для подписчиков. Не забудьте включить в него ключевые запросы, чтобы облегчить поиск канала.
Несмотря на то, что содержание постов не анализируется поисковыми алгоритмами мессенджера, уделять внимание ключевым запросам в самих постах также важно.
Telegram не существует в вакууме, сегодня ссылки на каналы регулярно можно встретить на выдаче поисковых систем. По данным исследования, Яндекс гораздо лучше индексирует «Телеграм»-каналы, на поисковую систему приходится 90% показов ссылок на мессенджер, а в Google отображаются всего 10%.
Наш совет — пользуйтесь индексацией каналов поисковыми системами. Все посты канала не загружаются для анализа на соответствие ключам, речь идет о последних 10–15 постах канала, поэтому, создавая новый контент, не забывайте изучать ключевые слова по теме поста. Чем больше ключевых слов совпадет с запросами пользователей Яндекса или Google, тем выше вероятность попасть в результаты поисковой выдачи.
Как мы уже говорили, один из ключевых факторов попадания в топ выдачи мессенджера — количество подписчиков. Поэтому раскрутка канала необходима для привлечения новых пользователей. Давайте посмотрим, какие способы продвижения каналов доступны в Telegram сегодня.
Наполняйте канал полезным контентом по теме, которая привлекла ваших подписчиков. Кроме проработки ключевых слов и фраз, необходимо уделять внимание и качеству текстов. При создании релевантного контента можно использовать различные механики по привлечению подписчиков:
· Коллаборации с другими каналами или гостевые посты: находите единомышленников и пользователей, которые ведут каналы на схожие темы, придумайте спецпроект или серию постов по актуальной теме. Таким образом, про вас узнает аудитория другого канала, а репосты пользователей привлекут новых подписчиков. Если вы готовите экспертный контент, не ограничивайте его только своим каналом, делитесь знаниями на площадках коллег по цеху:
· Подборка в популярных каналах: будьте активны и налаживайте общение с крупными каналами в своей и смежных отраслях. Попасть в тематическую подборку каналов авторитетного автора — отличный способ привлечь и увеличить число подписчиков.
· Сателлит-каналы: ведите каналы-спутники вашего основного Telegram-канала. Представьте, ваш основной канал — это соцсеть магазина с товарами для правильного питания. Заведите несколько каналов не на основную тему магазина, а, например, на тему ПП-рецептов или советов по ведению здорового образа жизни. У этих каналов непременно будет пересечение целевой аудитории с вашим основным каналом. Добавляйте полезный контент на каналы-сателлиты со ссылкой на ваш основной канал. Например, на вспомогательном канале вы выкладываете ПП-рецепты, ссылаясь на подборку релевантных продуктов из вашего основного канала.
Раскручивайте ваш канал не только внутри Telegram, но и за его пределами. Размещайте ссылки на «Телеграм»-канал в различных местах:
· Убедитесь, что в контактах вашего сайта есть ссылка на канал, а также баннер или иконку можно разместить в футере сайта:
· Ссылайтесь на канал в других своих соцсетях, например, в Дзене или VK. Вы можете не только уведомлять подписчиков, что у вас есть канал, но и дистрибутировать посты канала на других площадках.
· Делайте рассылки со ссылками на канал. Можно включить в ваш план рассылок дайджест самых популярных постов за определенный период на регулярной основе:
С платным трафиком на канал привлечь подписчиков гораздо проще. Существуют разные способы для запуска рекламы:
· Продвижение внутри мессенджера: запуск таргетированной рекламы на собственной платформе Telegram Ads. Несомненным плюсом является возможность точных таргетингов рекламных объявлений, однако нужно помнить, что прохождение модерации в Telegram Ads — задача, которая требует внимательности и усидчивости.
· Реклама у блогеров: это отличный способ привлечь целевую аудиторию. Проведите анализ блогеров, портрет аудитории которых похож на вашу. На рекламе у популярных авторов положительно сказывается доверительное отношение аудитории к каналу блогера и информации на нем.
· Внешний трафик на каналы: в Мастере кампаний Директа доступно продвижение постов канала в «Телеграм». При запуске такого продвижения пользователю показывается промостраница продвигаемого поста, и если пользователю актуален ваш контент, он переходит с нее в сам канал. Такие переходы считаются вовлеченными. При помощи бота Директа легко отслеживать подписку таких пользователей на канал.
Как мы разобрались ранее, контент — ключ к взаимодействию с аудиторией. Несмотря на отсутствие прямого влияния на ранжирование в поиске Telegram, качественный контент помогает улучшать важные показатели.
Не забывайте, что пользователи подписываются на ваш канал не для того, чтобы читать продающие посты. Конечно, узнать о начале распродажи или акции на оказание услуги будет полезно, но в целом вам необходимо предоставлять качественный контент:
· Помните о ключевых словах по вашей тематике, добавляйте их в посты для индексации поисковыми системами.
· Сопровождайте тексты качественным визуальным контентом, будьте информативными.
· Подумайте, какие боли ваших подписчиков вы можете закрыть с помощью экспертного контента, будьте полезны своей аудитории.
· Используйте интерактивные форматы общения: задавайте вопросы, запускайте опросы, побуждайте аудиторию оставлять реакции и комментарии.
· Подписывайте фото и видео с использованием ключевых слов.
· Заведите удобную систему хештегов для разметки постов, это создаст навигацию по постам и рубрикам, пользователи смогут быстро находить интересные для них посты внутри канала.
Один из важных методов ведения канала — регулярность публикаций. Она поможет поддерживать интерес текущих подписчиков и привлекать новых. Помощь в постинге на постоянной основе окажет контент-план, который будет отвечать следующим критериям:
· План постов на месяц с указанием примерных тем и форматов;
· Подробный план с точными публикациями на ближайшую неделю;
· Список ответственных за производство контента — тексты, видео, иллюстрации;
· Чередование тем и форматов контента для удовлетворения нужд разных сегментов аудитории.
Для повышения активности на канале используйте вовлекающие форматы взаимодействия с аудиторией:
· Разработайте задания и акции для генерации пользовательского контента, например, узнайте маркетинговые лайфхаки и неочевидные решения из личного опыта подписчиков, устраивайте челленджи.
· Используйте удобные для подписчиков форматы получения контента — формы, чаты или боты.
· Поощряйте участие пользователей — награждайте участников активности полезными подарками, например, делитесь полезным гайдом или чек-листом. Делайте репосты и выделяйте лучшие ответы пользователей.
· Благодарите свою аудиторию, чтобы они чувствовали важность участия в ваших активностях.
Помните, что каналы с высокой вовлеченностью алгоритмы Telegram расценивают как перспективные и полезные. Давайте разберемся, как улучшить взаимодействие с аудиторией для эффективной поисковой оптимизации:
· Выстраивайте диалог с пользователями: в постах задавайте вопросы подписчикам, побуждайте их делиться своим мнением и опытом. Обязательно отвечайте на комментарии вовлеченно, не используйте стандартные ответы, а покажите пользователю, что отвечаете именно на его высказывание.
· Не игнорируйте пользователей: регулярно проверяйте посты на наличие вопросов от пользователей, отвечайте на них развернуто и со смыслом, а не для галочки.
· Прорабатывайте негатив в комментариях: всегда будьте вежливы и разберитесь, почему у пользователя сложилось отрицательное впечатление о вашем контенте, продемонстрируйте заботу и желание разрешить конфликт дружеским путем. Используйте наши советы по работе с негативом в комментариях и отзывах.
· Выходите в онлайн: анонсируйте и проводите прямые трансляции. Выход в прямой эфир позволит вам взаимодействовать с аудиторией в моменте, собирая комментарии и вопросы для спикера.
Конечно, когда речь идет об инструменте вашего продвижения, нельзя упускать из виду важность анализа результатов. В зависимости от цели ведения Telegram-канала, можно отслеживать различные метрики и интерпретировать результаты:
· До начала поисковой оптимизации зафиксируйте свое положение в поиске Telegram, а также место на выдаче поисковых систем. После применения изложенных выше SEO-советов регулярно замеряйте, как изменились эти показатели.
· Используйте статистику вашего канала: сделайте срез по источникам новых подписок канала, анализируйте, как меняется прирост в зависимости от вашей оптимизации и использования тех или иных способов привлечения пользователей на ваш канал.
· Создавайте различные пригласительные ссылки для разных площадок, чтобы иметь возможность разделять источники трафика. Например, для упоминания в рассылке — одну, для сайта — другую, для размещения в постах сателлит-каналов — третью. Так вы сможете понимать, какой из источников наиболее результативный, по аналогии с работой UTM-меток.
· Используйте сервисы по анализу Telegram-каналов, например, TGStat. Он позволяет отслеживать прирост подписчиков, динамику отписок, соцдем-характеристики пользователей, охваты ваших публикаций и другие важные показатели канала.
· Если вы запускаете платный трафик, то отслеживание результативности кампаний по вашим целям — ключевой шаг продвижения.
SEO для «Телеграм»-каналов — это способ попасть не только в топ поисковой выдачи мессенджера, но и на выдачу поисковых систем Яндекс и Google.
При грамотной оптимизации вы сможете точно соответствовать ключевым запросам целевой аудитории. Но стоит учесть, что для поддержания канала в топе требуется высокая вовлеченность пользователей, а значит, постоянная работа над качеством контента.
Кроме того, если ваш сайт имеет качественную поисковую оптимизацию, он может стать отличным источником трафика на ваш канал. Если вы заинтересованы в SEO, мы с радостью ответим на ваши вопросы и обсудим возможности сотрудничества.