Как нарушают закон о рекламе: учимся на ошибках бизнеса

2025-11-12 13:57:03 Время чтения 6 мин 317

Инфополе вокруг Закона о рекламе постоянно преподносит примеры ошибок. Часто рекламодатели не подозревали, что нарушают законодательство, но тем не менее, попадают на штрафы. Новая порция кейсов с разбором от юридического департамента Ingate Group.

Использование “gos” в доменном имени

Обозначения “gos” в доменном имени может вызывать пользователей ложное впечатление об особой связи участника рынка с органами государственной власти. 

Кейс: В Санкт-Петербургское УФАС поступило заявление на недобросовестные действия участника рынка ритуальных услуг. Предприниматель использует с своей деятельности сайт «gosritual».

Что решили: УФАС выдало нарушителю предупреждение и обязало изменить доменное имя.

Запрет на пропаганду чайлдфри 

Еще в конце 2024 года был принят закон о запрете пропаганды чайлдфри.

Кейс: Жительница Севастополя опубликовала в своих соцсетях посты на тему отказа от деторождения.

Что решили: Ей выписали первый штраф за пропаганду чайлдфри размере 50 тысяч рублей. 

Нарушение запретов на распространение в сети Интернет, СМИ и рекламе информации, пропагандирующей отказ от деторождения, карается рублем и первый штраф уже выписан.

Заигрывания с формулировками на грани

Некоторые рекламодатели любят экспериментировать с языковыми каламбурами. Иногда слоганы и призывы к действию граничат с пошлостью и непристойными выражениями. Как на это реагируют власти?

Кейс: экспертный совет при ФАС рассмотрел рекламу застройщика: «Ах, у ели во дворе, безопасно детворе».

Что решили: в данном случае, большинство экспертов пришло к выводу, что в баннере присутствуют непристойные выражения в завуалированной форме, что запрещено Законом о рекламе.

Важно: это не единичный случай использования провокационных фраз («Смотри, не обострись», «Какое-то наедалово»).

Во многом исход дела зависит от мнения привлеченных лингвистических экспертов.

Кейс: в аэропорту Калининграда был размещен рекламный баннер с текстом:

«Не вы ли забыли, являясь гурманом,

На Прусскую землю приехав,

Название фабрики, что марципаном

Известна тут два с лишним века?

Так я подскажу вам, любезные гости,

Древнейшую фабрику, кстати,

Всё лишнее сразу, прошу вас, отбросьте

Запомните имя – Pomatti»

Что решили: Калининградское УФАС признало недостоверной и оскорбительной рекламой этот креатив.

ООО «Поматти» зарегистрировано 29.12.2022, а не 200 лет назад.

А фраза «На Прусскую землю приехав», - оскорбительная информация относительно принадлежности земли прилета и задевает национальные, гражданские и патриотические чувства граждан, что является недопустимым в отношении исторических событий Великой Отечественной войны. 

Отсутствие рекламной маркировки

Самая популярная причина штрафов за нарушение рекламного законодательства — отсутствие маркировки.

Кейс: СМИ, как рекламораспространитель, разместило на своем сайте рекламный баннер от рекламодателя без маркировки.

Что решили: В свою защиту СМИ заявило, что маркировка была, но цвет текста совпадал с фоном. Такая легенда не убедила УФАС - СМИ (рекламораспространитель) признан виновным в отсутствии метки Рекламы и названия рекламодателя.

Важно: не забываем ничего маркировать и делаем это так, чтобы текст был видимым и легко читался.

Реклама должна проявлять уважение

Кейс: в Якутии был размещен рекламный баннер с текстом «Надоела жена? Езжай на вахту!»

Что решили: якутское УФАС выявило нарушение Закона о рекламе.

Было установлено, что реклама дает возможность проявления неуважительного отношения к образу супруги, обесценивает семейные ценности, задевает чувства семейных пар.

Kind reminder

Ну и напоследок — наши юристы напоминают, что реклама на любых площадках (соцсетях) у иностранных агентов запрещена Законом о рекламе.

Также нельзя сотрудничать с ресурсами, где учредитель является иноагентом.

Список иноагентов есть в открытом доступе на сайте Минюста.