Бесплатный сыр только в мышеловке: нет бюджетов — нет пиара

2023-06-28 19:50:48 Время чтения 9 мин 205

Привет. Меня зовут Анастасия Жданова, я отвечаю за PR-направление в веб-интеграторе «Осьминожка». А ещё веду свой канал про пиар, где рассказываю, кто из исторических деятелей был крутым пиарщиком, почему нормально быть душнилой и травлю анекдоты с коллегами. Сегодня в своей дебютной статье расскажу вам, что делать с PR, если у вас нет бюджетов.  

В среде пиарщиков существует шутка про то, что, мол, все могут сделать что-то крутое, когда в руках есть один миллион, а вы попробуйте, когда миллиона нет. В общем-то, это не шутка. Некоторые компании стопорят своё развитие и мнутся на пороге, думая, что без бюджетов им не светит ничего. А некоторые специалисты с гордо поднятой головой говорят, что без бюджетов не работают, и уходят. Ну и как в старом анекдоте, пока те и другие препирались, третьи пошли и сделали.

Сегодня поговорим, что и как можно сделать, если на вопрос «Ну как там с деньгами?» ответ «Не очень».

Развеиваем миф, что в СМИ только за деньги

В работе со СМИ можно пойти простым путём: занести денег и опубликовать материал. Вы можете написать, что хотите, добавить упоминание компании, ссылку на неё... Клиент будет доволен, все счастливы. А потом мы вспоминаем, что бюджетов нет. И не грустим! А делаем всё то же самое, но прилагаем чуть больше усилий.

Публиковаться в СМИ бесплатно можно. Для этого нужно учесть много нюансов, но, что самое главное, нужно подготовить такой материал, который будет интересен аудитории. Такой, какой она будет искать, какой ответит на сложные вопросы, подскажет решение проблемы, удивит и даже спровоцирует на жаркие споры.

Конечно, это небыстрый процесс: нужно подготовить пул СМИ, где есть ваша целевая аудитория, придумать несколько тем, пообщаться с редакторами, собрать фактуру с сотрудников компании, написать статью, пройти несколько этапов согласования и правок… Но никто ведь и не говорил, что будет легко :)

UGC-площадки в помощь: используем vc и не только

Если вы читаете этот текст, то рассказывать вам о том, как устроены UGC-площадки и что такое vc, не нужно. Да, каждая площадка имеет свои варианты платных дополнительных опций, и это совершенно нормально. Но для самураев, у которых нет бюджетов, хорошие новости тоже есть: качественный контент всегда найдёт своего зрителя.

Есть множество площадок, где компания может вести свой блог и публиковать статьи и кейсы. Можно публиковать материалы и в социальных сетях, и в блоге у себя на сайте, но тут мы упираемся в то, что нам понадобятся какие-то деньги на SEO или на таргет. Другие же площадки подразумевают, что ваш контент может распространяться и органически. А, значит, вы снова в плюсе.

Не бойтесь конференций, даже если они (или ваша компания) маленькие

С конференциями дело обстоит чуть сложнее. Существует ряд мероприятий, куда бесплатно попасть нельзя. И речь часто идёт не о нескольких десятках тысяч рублей, а о сотнях. Но сегодня я пришла сюда, чтобы радовать вас и не говорить ни слова про деньги, поэтому радую тем, что попасть на конференции бесплатно тоже можно.

Подводные камни? Давайте вернёмся к пункту первому про СМИ. Принцип тот же: уникальная тема, практический опыт, возможность помочь аудитории решить её проблемы. Немного изменим рецепт и добавим сюда щепотку харизмы и уверенности спикера. Дальше дело остаётся за малым: общайтесь с коллегами, знакомьтесь, подходите к журналистам, которые освещают мероприятие, предлагайте им поделиться полезной информацией. Коммуникации решают. Не бойтесь ходить на маленькие конференции. Потренируйтесь, наработайте опыт, а потом берите планку выше.

Рейтинги, где всё не куплено

Рейтинги нацелены на то, чтобы показать всему миру, в чём вы хороши. И участие в рейтинге (а уж попадание в него) — отличный повод для пиара. Многие клиенты выбирают, с кем им сотрудничать, опираясь исключительно на рейтинги. Да, выше определённых строчек подняться очень сложно: их стабильно занимают лидеры рынка. Но это не повод отчаиваться и опускать руки. Тем более что на рынке появляются и новые рейтинги, где у вас больше простора для манёвров (например, в этом году появился Digirate).

Составьте список ваших реализованных проектов, соберите по ним всю информацию, оформите и выложите на соответствующие площадки. Большинство рейтингов имеет прозрачную методологию, а их авторы терпеливо отвечают на все-все вопросы, даже если они очень глупые (нативно от души респектую ребятам из Рейтинга Рунета). Упорная работа и скрупулёзное оформление рано или поздно принесут свои плоды.

Коллаборации с коллегами и участие во флешмобах: один в поле не воин

Представители многих компаний и даже их пиарщики стесняются своей маленькости, якобы не доросли до того, чтобы что-то кому-то предлагать. Это негативная установка. Не бойтесь предлагать коллегам делать совместные проекты, участвуйте во флешмобах, креативьте, обменивайтесь опытом, организовывайте свои мини-ивенты, вебинары, профильные чаты. Рано или поздно вас будут больше узнавать, самостоятельно приглашать куда-то, обращаться за помощью или советом.

В этом году мы поучаствовали во флешмобе, который организовало агентство Апрель, а недавно я рассказала, как питчить в СМИ, на митапе ребят из Wemakefab (которые, кстати, максимально открыты ко всему).

Кстати, писать материалы и участвовать в конференциях можно тоже вместе. Мы, например, собрали опыт коллег по работе с нейросетями и выпустили материал в «Известиях». И возвращаемся к пункту номер 1 :)

Конечно, PR не ограничивается только этими пятью инструментами, а на практике всё получается куда сложнее. Но отсутствие бюджетов и небольшие размеры компании — не повод закрываться от возможностей и отказываться от того, чтобы на рынке о вас узнали. Больше о креативе, продвижении контента и работе с медиа буду рассказывать здесь и у себя на канале.

А какие инструменты используете вы? Есть ли опыт продвижения без бюджетов?