Что заставляет нас покупать? Почему мы покупаем именно этот продукт, а не другой? Ответ прост – нейромаркетинг. Такой себе коктейль из нейробиологии, психологии и маркетинга. Он помогает уговорить потребителя купить на уровне подсознания. Что важно – без навязчивой рекламы в лоб.
Самый простой пример использования нейромаркетинга – цена смартфона 19 990 вместо 20 000 рублей. Старая уловка, которая помогает легче решиться на покупку. Давайте разберем, что такое нейромаркетинг в современном мире, его примеры, исследования и способы использования на практике.
Это тандем нейробиологии и маркетинга. Наука о том, как человеческий мозг реагирует на рекламу. Нейромаркетинг помогает делать более-менее точные прогнозы касательно тех решений, которые принимают потребители. Его активно используют, чтобы манипулировать поведением целевой аудитории и мотивировать к покупке.
Именно благодаря нейромаркетингу люди тратят деньги на товары и услуги, которые им, по сути, не нужны: покупают одежду, которая им не идет, заказывают предметы роскоши, копят на айфон последней модели.
Нейромаркетинг позволяет спрогнозировать отношение потребителя к новинке, но это не самое интересное. Исследования показывают, что он способен влиять на наше желание купить. И в отличие от классического маркетинга, нейромаркетинг не требует глубокого анализа данных о предпочтениях покупателя. Он сам помогает формировать эти предпочтения.
Ключевая мысль – решения о покупке принимаются на подсознательном уровне. Поэтому маркетинговые активности должны воздействовать на пять каналов восприятия человека:
Увидеть реакции на разные стимулы помогают исследования и специализированное оборудование. Такие нейромаркетинговые «эксперименты» чаще всего заказывают крупные бренды. Они проводятся в специальных лабораториях или собственными силами компании. Это очень дорогое удовольствие, однако затраты на такого рода исследования всегда окупаются.
Результаты нейромаркетинговых исследований показывают уровень эффективности брендинга, дизайна, рекламы. Как аудитория взаимодействует с онлайн-сервисами. Как воспринимаются развлекательные активности. Современные компании все чаще заказывают исследования, чтобы проверить, как потенциальные покупатели отреагируют на рекламу, новый сайт или сериал.
Нейромаркетинг используют для:
Результаты нейромаркетинговых исследований часто бывают непредсказуемыми. Пример: изображения популярных брендов типа Apple стимулировали ту часть человеческого мозга, что и религиозная символика.
Среди ключевых методов можно выделить:
Всё вышеперечисленное оборудование позволяет выйти на 4 показателя эффективности в нейромаркетинге: внимание, запоминаемость, интерес, эмоции. В результате исследований можно понять бессознательную реакцию человека на визуал и протестировать рекламные ролики, сайты, торговые залы, 3D-модели, упаковку и т. д.
Будет интересно: Лучшие нейросети для маркетинга: как ИИ помогает маркетологам
А теперь пришло время привести конкретные примеры, как же используется данный вид маркетинга в разных сферах.
Яркий пример – исследование от Frito Lay, производителя чипсов Lays, которое показало, что фотографии натуральных и полезных для здоровья продуктов не стимулируют продажи. В результате компания выбрала блестящую упаковку в насыщенной цветовой гамме, где на первом месте – жареные в масле чипсы. Они вызывают аппетит и желание купить пачку вкусных, поджаренных до румяного цвета чипсов.
Еще один пример – нейромаркетинговые исследования компании Campbell’s, которые она проводила для повышения продаж супа. Участникам показывали разные варианты упаковки супа и измеряли биометрические данные с помощью инструментов нейромаркетинга, о которых писалось выше. В итоге бренд изменил дизайн упаковки: каждая разновидность супа получила свой цвет, размер банок уменьшился, а ложка, которая ранее использовалась в дизайне, исчезла – человеческий мозг на нее вообще не реагировал.
Примером может стать рекламная кампания Mercedes-Benz Daimler. В рекламе передняя часть автомобиля была выполнена в виде человеческого лица. Так было решено сделать после нейромаркетинговых исследований, которые показали, что мозг испытывает удовольствие от «очеловечивания» машины. Эффективность данного решения была доказана на практике – продажи выросли на 12% уже в первые месяцы.
Нейромаркетинг в кино позволяет проследить за тем, как реагирует человек на развитие сюжета фильма, спецэффекты и различные варианты финала. Пример – нейромаркетинговое исследование для съемок фильма «Хороший, плохой, злой» показало, что зрители реагировали на него спокойно.
Поэтому было решено искать более привлекательную и интересную концовку фильма.
Хотя интерес к нейромаркетингу растет с каждым годом, он остается малоизученной областью. Сегодня это слишком дорого и доступно только крупным компаниям. Но технология постоянно дорабатывается, совершенствуется, и в будущем обещает быть более доступной для бизнеса любого масштаба.
Ученые, которые проводят исследования в данной области, уверены в том, что важной частью нейромаркетинга станет виртуальная реальность. Можно объединить гарнитуру VR с устройством ЭЭГ, что в результате удешевит сбор неврологических данных и облегчит участие в нейромаркетинговых исследованиях.
Системы VR можно оснастить устройством отслеживания движения глаз и определять, на чём именно пользователи фокусируют внимание. Эксперты предрекают появление в будущем контактных линз для VR, способных измерять размер зрачка при просмотре рекламного ролика.
Читайте также: Inbound и Outbound-маркетинг: что это и в чем отличия стратегий
Источник: Aff1.ru