Университет учит одному, а на работе требуют совсем другое. Особенно остро это ощущают молодые специалисты в диджитале. В статье рассказываю, почему университетская подготовка не выдерживает темпа отрасли и как можно это исправить.
Академическое образование статично. Оно реагирует на изменения внешней среды с большим опозданием или не реагирует совсем. Диджитал-среда же, наоборот, чрезвычайно динамична: меняются подходы, появляются новые инструменты и ресурсы.
Из-за этого контраста часто складывается такая ситуация. Выпускник устраивается на работу в агентство. Ему говорят: «Забудь все, чему тебя учили. Это уже неактуально, мы научим работать по-новому». Молодой специалист паникует, ему кажется, что годы в университете были потрачены зря. Проходит пара месяцев испытательного срока, и выпускник понимает, что работа в агентстве не совпала с ожиданиями. Молодой специалист покидает работодателя — и агентство теряет не только сотрудника, но и те деньги, время и силы, которые вложило в его обучение.
Дело в том, что преподаватели в вузах не могут предсказать все грядущие изменения отрасли, да и мы, практикующие диджитал-специалисты, не всегда можем. Почему — объясню на примере.
Трансформацию инструментов в более инновационные решения спрогнозировать можно. Но происходят события, последствия которых сложно предугадать. Отток зарубежных компаний с российского рынка вынудил переходить на отечественное ПО или разрабатывать свои продукты, из-за ограничения доступа к некоторым соцсетям пришлось искать новые способы продвижения. К таким изменениям не были готовы представители диджитал, что же говорить о вузах.
Идеальный преподаватель для будущих диджитал-профессионалов ведет собственные проекты и понимает, как этот бизнес работает изнутри. На деле реальность пока все еще отстает от идеала.
Преподавателям нужна профпереподготовка и практика, чтобы быть в курсе тенденций цифровой отрасли. Бренды и агентства могут предложить им стажировку, обмен опытом и знаниями. Кроме того, компании могут брать на работу и педагогов, и их лучших студентов.
Можно действовать и в обратном направлении, то есть привлекать специалистов из бизнеса вести занятия в вузах, но этот путь сложнее. Во-первых, не у всех развиты педагогические навыки. Во-вторых, преподавание не сводится только к общению со студентами. Людей из бизнеса утомляет заполнение бесконечных отчетов и бюрократизм академической среды в целом.
В итоге молодежь идет за знаниями и навыками на онлайн-курсы, где всего за несколько месяцев обещают научить маркетингу, рекламе, управлению репутацией и многим другим специальностям, соответствующим реальным требованиям рынка труда.
Академическое образование хорошо прокачивает хард скилс — базовые знания по наукам и предметам. Когда молодой специалист устраивается на работу в диджитал, оказывается, что на одних хардах далеко не уедешь. Гибкие навыки нужны молодому специалисту на всех этапах построения карьеры, начиная с самопрезентации на собеседовании и заканчивая взаимодействием с командой. Почти каждый день приходится вести переговоры с партнерами или клиентами, делегировать задачи, задавать вопросы и разрешать кризисные ситуации.
Рано или поздно в ход пойдут навыки презентации. Большинство людей пугается, когда перед ними встает задача что-то продать. Успех продаж в немалой степени зависит от коммуникативного мастерства, а это софт скилс в чистом виде. С одной стороны, специалист должен привлекательно презентовать продукт клиенту. С другой — обосновать свои решения перед руководством и защитить отчет. В вузах этому если и учат, то на самом поверхностном уровне.
Развивать харды немного легче. Можно пройти курс, где педагоги все расскажут и покажут, а студент сдаст экзамен, который закрепит полученные знания. Софт скилс приходится развивать долго и тщательно, преодолевая страхи и сомнения. Вузам следовало бы помогать этому процессу: моделировать реальные ситуации, с которыми могут столкнуться будущие выпускники, предлагать пути разрешения. Например, на факультативном курсе можно дать задание пройти собеседование, а после проанализировать результаты. Столкновение с рабочей реальностью не даст выпускникам выйти на рынок труда в розовых очках.
Основываясь на опыте SL, предлагаю пять шагов по преодолению разрыва между академическим образованием и рынком диджитал-профессий.
Диджитал-сфера испытывает колоссальный кадровый голод. Нам нужны молодые таланты, и мы готовы предложить им хорошие условия. И бизнес, и академическое образование только выиграют, если научатся работать в связке.
Подписывайтесь на мой тг-канал и Тенчат — там я рассказываю много полезного о бизнесе в диджитале и управлении репутацией в сети.