Я вас не узнаю (почти): как изменилось управление репутацией в сети

2025-02-17 14:06:13 Время чтения 8 мин 377

За 15 лет существования Sidorin Lab (SL) изменились не только мы, но и сама услуга управления репутацией. В статье расскажу, как работает современный ORM (Online Reputation Management) и почему как раньше уже не будет.

Как изменилось отношение к управлению репутацией

Из точечной и нишевой услуги ORM стал отдельным направлением и неотъемлемой частью коммуникационной стратегии бизнеса. Для брендов, которые стремятся опередить конкурентов и стать top-of-mind, репутация — ключевой актив. Основных причин для этого две:

  1. Онлайн- и офлайн-репутацию больше нельзя разделять. Даже термин ORM (Online Reputation Management) уже не совсем корректен. Потребители активно транслируют в сети свое взаимодействие с миром, поэтому офлайн-события, попадая в соцмедиа, одновременно формируют и онлайн-, и офлайн-репутацию.
  2. Появляется много новых площадок. Каждая из них — потенциальная платформа для репутационных рисков, а значит, объект, который нужно контролировать.

Как изменилась онлайн-аудитория брендов

Во-первых, аудитория в сети стала требовательнее и недоверчивее. Обычный маркетинг уже не работает, потому что пользователи за версту видят неаутентичность, 

Во-вторых, аудитория в сети стала одновременно моложе и старше. Раньше активным пользователям интернета было от 18 до 50 лет. Теперь возрастные границы размылись: дети еще не умеют читать, но уже смотрят YouTubе и запоминают логотипы брендов. Пожилые люди тоже активно пользуются смартфонами, генерируют контент и даже набирают миллионы просмотров. 

Поскольку у каждой возрастной группы свой паттерн поведения в сети, аудитория здесь сегментирована больше чем когда-либо. Предпочтения у нее тоже полярные: одного и того же блогера аудитория помладше отправит в рейтинг доверия, а постарше — антидоверия.

Как все это изменило управление репутацией

ORM десять лет назад и сегодня — разные вещи: изменились и смыслы, и инструменты. Раньше ORM занимался в основном работой с пользовательским мнением: мы собирали его с помощью мониторинга и реагировали на упоминания. Сегодня же каналы коммуникации настолько дифференцированы, что репутация брендов формируется сразу в нескольких плоскостях. Пройдусь по основным инструментам ORM и расскажу, как они трансформировались.

Сейчас в ORM можно выделить восемь направлений работы

Мониторинг

Раньше каналов для мониторинга было меньше. Мониторинг фокусировался только на упоминаниях бренда и их тональности. 

Теперь к привычным соцсетям добавились геосервисы, маркетплейсы, отзывы на ритейл-платформах. Например, у ритейлера косметики с 1,5 тыс. магазинов собираются сотни отзывов на одних только Яндекс Картах и 2ГИС. Все эти каналы нужно обрабатывать, поэтому к мониторингу добавился глубокий анализ аудитории, ее потребностей и полноценные исследования. Мы активно используем искусственный интеллект, автоматизацию и удобные дашборды, чтобы быстрее получать данные, формируем точную аналитику для каждого бренда и на ней строим репутационную стратегию.

Реагирование

Раньше бренды следовали постулату «Главное — отработать негатив», как именно обработать — уже не так важно. 

Теперь парковать негатив в личных сообщениях с недовольным клиентом недостаточно. Люди делают скриншоты ответов брендов, и любой из них может стать публичным кейсом. Конкуренты все чаще занимаются партизанским маркетингом — подметили подобный кейс и тут же предложили свой продукт, с которым проблем точно не будет. 

Сейчас реагировать нужно на любой негатив и в течение часа. Никаких суток и тем более пары дней. На позитивные и нейтральные упоминания также реагируем, все реакции — от лица официального представителя бренда. 

Повторюсь, что граница между офлайн- и онлайн-репутацией стирается. Впечатления из реального мира люди мгновенно несут в интернет. Если клиент пожаловался на продукт, можно не просто предложить замену или промокод, а отправить ему подарок офлайн.

SERM

Раньше SERM строился преимущественно на мониторинге и создании островов контента для продвижения бренда в поисковиках. 

Теперь SERM стал сложнее, поскольку поисковики превратились в гигантские экосистемы и в топе выдачи всегда будут их ресурсы. Больше нет смысла создавать сайты-сателлиты для заполнения выдачи, потому что их унесет на третью страницу в лучшем случае.

Современный SERM не пытается вытеснить доминирующие ресурсы, а работает с ними. Статей и постов с упоминанием бренда для этого мало, поэтому нужно работать с UGC (контент, сгенерированный пользователями).

  1. По поисковым запросам, особенно связанным с репутацией, в топе уже не сайты компаний, а отзовики — «Отзовик», banki.ru, iRеcommеnd, геосервисы. Они прочно заняли позиции, и вытеснить их практически невозможно. Поэтому компании должны не просто работать с поисковой выдачей, но и активно управлять репутацией на этих ресурсах.
  2. Тренд на UGC вытеснил накрученные отзывы. Особенно востребован пользовательский контент, который объясняет, как пользоваться товаром или услугой. Чтобы клиенты охотнее делились мнением об услуге, можно предлагать скидки, промокоды и другие бонусы за отзывы.

SMM и PR

Классический SMM жив и процветает, но SMM в репутационном менеджменте — это не только ведение соцсетей. 

Аудитория больше не верит топ-менеджерам, которые восхваляют бренды, поэтому продвижение в соцсетях мы осуществляем через лидеров общественного мнения (ЛОМ): блогеров и инфлюенсеров. Мы выбираем ЛОМ с хорошей репутацией под конкретную ЦА и транслируем через них смыслы и ценности бренда, контролируем продвижение и предупреждаем кризисы.

PR в рамках ORM тоже начал новую жизнь. У него появилось больше метрик, а в агентстве мы даже ввели услугу Digital PR. В отличие от классического, диджитал-пиар занимается целевым размещением имиджевых публикации в СМИ и прогнозирует охваты и рост трафика. 

Как меняемся мы 

Отрасль меняется, а мы адаптируемся и стараемся действовать на опережение. Для этого делаем ставку: 

  1. на IT-разработки. Сейчас мы разрабатываем собственную платформу для управления репутацией для наших клиентов;
  2. отслеживание и продвижение трендов в маркетинговой среде. Мы активно участвуем и организуем конференции, снимаем подкаст, знакомимся с новыми людьми, чтобы расширять свой кругозор и просвещать отрасль;
  3. реструктуризацию. Постепенно мы разбиваемся на нишевые отделы и запускаем новые услуги, но это тема для отдельной статьи.

Больше инсайтов про современный ORM даю в Нельзяграме и Тенчате.