Подборка новостей из цифрового мира - о чем надо знать специалисту по рекламе, маркетингу и PR, чтобы соблюдать законы и работать в правовом поле.
Закон о штрафах за умышленный поиск экстремистских материалов и рекламу сервисов по обходу блокировок вступит в силу с 1 сентября. Что это значит для пользователей? Спросили медиаюриста Светлану Кузеванову:
- Если я случайно зашёл на ресурс из списка? Предполагается наказание за умышленный поиск экстремистских материалов. То есть пользователь должен знать, что это запрещено и специально искать. Правоохранительные органы должны будут установить умысел.
- Если я ищу инфо для работы или учебы? Проект закона запрещает любой поиск, вне зависимости от цели. Научные, исследовательские, учебные цели не учитываются.
- А меня точно накажут или не заметят? Как повезет. Информация о действиях пользователей не находится в свободном доступе. Соответственно наказать могут только в случае, если полиция получит доступ к устройству пользователя и посмотрит в нем историю интернет-запросов.
- Можно ли пользоваться Facebook* и Instagram*? Ссылки на запрещенный Instagram* не являются экстремистскими материалами. То есть ссылаться, читать и пользоваться этими сетями всё ещё можно. Экстремистские - только те, которые указаны в реестре, а также, указанные в ч. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности
Какие штрафы за поиск за поиск в сети экстремистских материалов? от 3 до 5 тысяч рублей для физлиц. Так же вводится ответственность за рекламирование средств обхода блокировок. Штраф для граждан от 50 до 80 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц - 80-150 тысяч и для организаций - 250-500 тысяч.
С 1 сентября 2025 года вступают в силу ограничения на рекламу в запрещённых социальных сетях. И главный вопрос, который тревожил блогеров: нужно ли удалять рекламу, опубликованную в запрещенных соцсетях до принятия закона о ее запрете?
Ответ: по общему правилу, нет (ФАС). При этом важно не предпринимать попытки повторного распространения такой рекламы после вступления закона в силу: любые отсылки на неё, закрепы или активность, позволяющая такой рекламе подняться вверх рекомендаций.
Да, старые рекламные посты из запрещенных соцсетей удалять не надо. Но если реклама будет повторно распространяться, это будет считаться нарушением запрета. На это указала ФАС в своем ответе на запрос АБА: Факт нахождения в сети рекламы после 1 сентября ничего не нарушает, если не осуществляется ее повторное распространение после 1 сентября. Что такое повторное распространение по мнению ведомства?
- наличие отсылки (гиперссылка, хештег и т. п.) к рекламе в ином посте, публикации в социальной сети или ином информационном ресурсе, где была размещена реклама, владельцем страницы или иным лицом
- репост (публикация с сохранением указания адреса предыдущего размещения) рекламы, ранее размещенной в социальной сети, владельцем страницы или иным лицом, в том числе на информационные ресурсы, на которых не запрещается размещение рекламы
- размещение рекламы в закрепленных сообщениях, распространение рекламы с помощью рекомендательных механизмов социальных сетей после 1 сентября 2025 года
- указание в рекламе на предложения, акции и скидки, действующие на товары и услуги после 1 сентября 2025 года.
Это не исчерпывающий перечень, примеры исключительно. К ответственности может быть привлечен как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Если репост или размещение ссылки на размещенную до 1 сентября рекламу сделает лицо, не являющееся владельцем страницы соцсети или сайта, где реклама была размещена ранее, то к ответственности может быть привлечено именно оно. Что сейчас нужно проверить рекламодателю и рекламоспространителю? Указан ли конкретный срок размещения рекламы и не предусматривается ли размещение после 1 сентября (например, с 15 июля по 15 сентября 2025 года). Если срок размещения предполагается после 1 сентября, то свяжитесь с контрагентом и договоритесь об изменении сроков размещения или расторжении договора.
Так же напомним, что с 1 июня 2025 года пользоваться иностранными мессенджерами Telegram и WhatsApp запрещено для: государственных органов, органов местного самоуправления и их подведомственных организаций, ЦБ РФ, органов государственных внебюджетных фондов Государственных и муниципальных компаний с долей участия РФ свыше 50%, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, субъектов национальной платежной системы, операторов связи, владельцев агрегатов информации о товарах (услугах), то есть маркетплейсы Ozon, Wildberries, Л’Этуаль и др., владельцев соцсетей, владельцев сервисов размещения объявлений (Авито, HeadHunter). Ну, а всем остальным, соответственно, можно.
*Meta признана экстремистской и запрещена в РФ
Telegram-канал Маркировочная - правовые новости в digital и Telegram-канал Кузеванова рассказывает
Дайджест подготовлен PR-агентством Mediacom.Expert, Telegram-канал @mediacom_pr