Объединенные Арабские Эмираты лидируют в регионе MENA (Средний Восток и Северная Африка) по количеству стартапов-скейлапов – компаний, которые с момента своего запуска привлекли более $1 млн инвестиций. В 2023 году в Эмиратах насчитывается более 300 таких успешных предприятий. Однако конкуренция стартапов за финансирование достигла высокого уровня, и количество доступных ниш для новых проектов уменьшилось.
Global Growth Director из E-Promo Group Ася Тихомолова в анализе рынка исходит из личного опыта общения со стейкхолдерами из сферы недвижимости, финансов и E-commerce в рамках работы агентства в ОАЭ с 2020 года. Она объясняет, почему бизнесы, улучшающие потребительский опыт в электронной торговле, все еще остаются актуальными.
Есть бизнес, который заходит на потенциально огромный рынок, но требует высоких стартовых вложений и больших усилий для дистрибуции и брендинга.
Когда в 2016 году компания Pure Harvest начала разрабатывать технологии агрокультуры в контролируемой среде для производства овощей и фруктов в теплицах, ей пришлось убедить потребителей в том, что местные продукты могут предложить качество, которое не уступает импортным аналогам, к которым все уже успели привыкнуть.
Недавно такая идея казалась невероятной, и понятие «локальное» часто обесценивалось по сравнению с «зарубежным». Для сельского хозяйства пустынные районы страны также считались несостоятельными.
Компания построила в Эмиратах три фермы, на которых круглый год выращивает помидоры, листовую зелень и клубнику без использования пестицидов и теперь поставляет их на полки крупнейших сетей супермаркетов. С учетом затрат на строительство ферм, компании на старте понадобились инвестиции в размере $45 млн.
Когда ваш бизнес выходит на рынок без прямых конкурентов, это может предоставить вам первичное преимущество. Вы сможете установить цены, диктовать условия и внедрять свои инновации без непосредственного давления конкурентов.
Однако отсутствие конкурентов также может указывать на отсутствие спроса на ваш продукт или услугу. В этом случае важно провести исследование рынка, чтобы понять, есть ли реальная потребность в вашем предложении.
Подобным образом начинала свой путь каршеринговая платформа Ekar, которая изначально хотела предоставить арабским потребителям доступную мобильность без обязательного владения автомобилем. В итоге она стала пионером и лидером в собственной нише, которую сама создала в стране.
Компания сразу же предложила разные формы личной мобильности, включая каршеринг, подписку и карпулинг, и получила большой отклик среди аудитории. Сегодня этот бизнес объединяет владельцев автопарков и крупнейших автопроизводителей внутри приложения для аренды и лизинга.
Ekar стала первым в мире каршерингом, предоставляющим в аренду автомобили Tesla. Бизнес получил взрывной рост с момента запуска в 2016 году до 250 тыс. постоянных пользователей в 2021 году. На сегодняшний момент никто из новых игроков в каршеринге не приблизился к этому результату.
Один из обязательных критериев сегментации целевой аудитории в Эмиратах – национальность и принадлежность к той или иной национальной культуре. В стране проживает почти 200 национальностей.
Все население можно поделить на три большие группы:
Большой потенциал для нового бизнеса представляет англоязычный сегмент, особенно, если речь идет о корпоративных заказчиках. Все, что связано с FinTech, рассрочками потребительских платежей, управления электронной торговлей, является востребованным и актуальным.
Скорее всего, вы будете работать с этим сегментом, если ваш бизнес зарегистрирован в одной из свободных зон, где базируются офисы компаний с иностранными основателями и англоязычными командами.
Отличным примером работы с сегментом национальных сообществ является OTT-платформа Starzplay Arabia. Поняв, что арабский видеоконтент не пользуется спросом у индийских экспатов, компания приобрела права на трансляции Индийской премьер-лиги по крикету, что привело к росту новых подписок в 10 раз накануне трансляции первого матча.
С другой стороны, платформа инвестировала в контент, который актуален для местной аудитории. Как локальный игрок Starzplay решила производить сериалы, с которыми себя может идентифицировать арабское население - поэтому запустила производство своего первого оригинального сериала на арабском языке на основе народных преданий.
Выявление болей клиентов и потенциальных потребителей – первостепенный этап разработки успешной стратегии маркетинга и продаж. Для этого нужно понять, с какими проблемами и неудобствами сталкиваются частные и бизнес-клиенты в своей повседневной жизни и как продукт или услуга компании помогут.
Выявление реальных потребностей пользователей при этом является перманентным процессом в силу их изменчивости и развития технология.
Современный маркетинг исходит из того, что боль клиента первична по отношению к продукту, а не наоборот. При этом масштабирование основного и уже зарекомендовавшего себя продукта может привести к «узким» местам, ответом на что станет внедрение улучшений и, как следствие, рост бизнеса компании и ее партнеров.
Бизнес-модель B2B2C дает наиболее креативные возможности для создания новых решений, так как поиск улучшений ведется сразу в двух направлениях: решаются боли компаний и людей.
Компания Postpay, предоставляющая почти миллиону онлайн-покупателей рассрочку, обнаружила, что пользователи во время завершения покупки корзины теряют терпение из-за количества требуемых усилий по заполнению множества информационных полей в форме.
Чтобы облегчить путь пользователей, компания разработала решение для экспресс-покупок, что привело к росту конверсии в покупку на 35%. Онлайн-магазинам разработчик предложил простую API-интеграцию.
Объемы онлайн-продаж товаров с 2018 по 2022 годы росли в среднем на 23% в год. Сектор e-commerce также предоставляет ценные уроки в области клиентоориентированного маркетинга.
Компания из Эмиратов Quipup является логистическим партнером для ритейлеров и онлайн-магазинов. Успеха ей помогла добиться ставка на упрощение логистических цепочек и привнесение в автоматизированную индустрию человеческого подхода. Они подстроились под потребителей и предложили гибкий подход при выборе времени доставки, а также круглосуточную клиентскую поддержку своим бизнес-заказчикам.
Интернет-магазины могут столкнуться со своей главной проблемой – выходом на плато, когда больше не удается достичь прежних темпов роста. Причиной замедления могут быть как финансовые ограничения, так и неэффективное операционное управление и провалы в логистических цепочках.
На такую проблему обратила внимание Opontia, которая покупает подобные бизнесы, вкладывается в их развитие и получает кратный рост продаж. Их портфель включает бренды детской одежды, премиальных детских качелей и ортопедических подушек.