Десятка арт-директорских фильмов

2022-08-15 23:03:03 Время чтения 11 мин 1689

Эта десятка объединена тем, что ее непременно надо посмотреть. И еще она очень арт-директорская. Ее собрала для вас Лиза Улитенко, художник, фотограф, режиссер, арт-директор, проживающая в Италии. Если вы не читали ее пост про старые добрые итальянские комедии, то вам надо обязательно это сделать. А если вы не смотрели что-то из этой "десятки", то это непременно надо исправить. Передаю слово...

Лиза Улитенко: "Это подборка очевидная и субъективная. Очевидная потому, что все фильмы – признанные. А субъективная потому, что их нельзя объединить по какой то одной теме. Просто если меня спросят, какое кино посмотреть, я назову, скорее всего, эти фильмы. Чем–то они мне запали в душу сильнее остальных...

1.Принцесса Мононоке. 1997г. и 2.Унесённые призраками. 2001г.  

Два полнометражных аниме-фильма - сказки режиссёра Хаяо Миядзаки, выпущенные студией «Гибли». Есть фильмы талантливые, а есть гениальные. Миядзаки – общепризнанный гений, величайший из живущих, поэтому все его и цитируют. Это – сказки, как почти все его фильмы, то есть миры выдуманные. В этих выдуманных, но правдивых мирах много важных деталей, которые хочется рассматривать бесконечно. Герои второго (и третьего, и десятого) плана такие же яркие, как и первого. Про них можно снимать отдельные фильмы. И мне очень импонирует его философия – в этих сказках нет плохих и хороших персонажей. "Добро и зло" - что это, как это померить? И на фоне такого дискурса даже крутые пиксаровские фильмы выглядят очень плоско. 

3.Дракула Брэма Стокера \ Bram Stoker's Dracula. 1992 г.   

Режиссер - Френсис Форд Коппола. В этом фильме много красивых неожиданных визуальных решений, поэтому это очень арт-директорский фильм. "Дракула" – страшный, но страшнокрасивый. В роли Дракулы – Гери Олдмен, но, помимо него, там много прекрасных акетеров. В том числе, молодые Кеану Рив и Вайнона Райдер. Особое внимание обратите на костюмы и опять же визуальные эффекты. Прекрасная семья Копполы, богатая талантами, подарила Голливуду много выдающихся людей – актёров, сценаристов, музыкантов, продюсеров. Среди них я особенно люблю Джейсона Шварцмана (постоянно и плодотворно сотрудничающего с Уэсом Андерсоном) и Софию Копполу. Поэтому, если бы этот список фильмов был чуть больше, туда бы точно вошли созданные при их непосредственном участии: «Академия Рашмор», «Мария-Антуанетта», "Моцарт в Джунглях" (сериал), «Трудности перевода». 

4.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен. 1964 г.   

Элен Климов снял черно-белый фильм про жизнь пионера Кости Иночкина в Пионерском лагере, в котором (то есть в лагере) ваша непокорная слуга тоже бывала (прочувствовала, так сказать, изнутри). "Берите пример со второго отряда, что ни день - сто грамм". Это обаятельная и искренняя комедия. На самом деле, это гимн свободе и антиханжеский манифест. С детства люблю...

5.Меланхолия \ Melancholia. 2011 г.

Меланхолия \ Melancholia Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях.Во-первых, это красиво. Первый фильм Триера, который понравился всем. Видимо, благодаря тому, что смешаны сложная психологическая драма и масштабные голливудские эффекты (в духе Дж. Кэмерона), привносящие зрелищность в непонятный артхаус. Красота каждого кадра под музыку Вагнера наглядная и очевидная. Это фильм–катастрофа. То, что Земля погибнет, столкнувшись с планетой–убийцей по имени Меланхолия (еще более прекрасной, чем Земля), говорится с самого начала. Чтобы зрители смирились и не отвлекались от совершенства мира на фоне несовершенства человеческой природы перед неизбежностью смерти. Это замечательное спокойствие является для меня самой шокирующей чертой фильма.   

6.Королевство полной Луны \ Moonrise Kingdom. 2012 г. 

Конечно, Уэс Андерсон специфичный. Его надо очень любить, чтобы смотреть. Мне близок его киноязык. Я понимаю, некоторые говорят: "Ой, «Французский вестник» - нуниочем". Понимаю, но простить не могу, ведь очевидно, что он о любви к Франции. Я люблю Уэса Андерсона давно, еще с «Академии Рашмор», поэтому мне трудно было выбрать один фильм. И на этом месте могли быть также: «Водная жизнь Стива Зиссу», «Семейка Тененбаум», «Отель „Гранд Будапешт“» и «Французский вестник». 

7.Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума \ Eternal Sunshine of the Spotless Mind. 2004 г.  

Сюрреалистическая история про несчастливую пару влюбленных, в исполнении Джима Керри и Кейт Уинслет, где Джим Керри не в комедийном амплуа. После череды скандалов ОНА обращается в фирму, чтобы стереть из памяти ЕГО и все, что с ним связано. Особенно мне нравится линия с командой "стирателей": Уилкинсон и влюбленная в него Кирстен Данст. Режиссер Мишель Гондри - большой художник, пришедший в кино из рекламы. Этим объясняется, откуда в «Вечном сиянии» многие новаторские техники манипулирования изображением, с которыми он экспериментировал, снимая музыкальные видео для: Бьорк, Daft Punk, Radiohead, The White Stripes, The Rolling Stones, The Chemical Brothers, Бек, Уэст, Канье и еще много кого.

8.Солярис. 1972 г.  

Гениальное произведение тем и гениально, что в нем бесконечно много смыслов. И каждый находит там свои. И по мере взросления они могут меняться. Для меня этот фильм был о том, что "человеку нужен человек". То есть человек для другого человека так велик, что он больше, чем космос. И вот ты "достиг" космоса, но не нашел ничего. И отсюда мучения Хари и других героев. 

9.Космическая одиссея  2001 года \ 2001: A Space Odyssey. 1968 г.   

Глядя на фантастически эффектный дизайн картинки и звука, невозможно поверить, что это было снято в 1961 году.  За этот фильм Стэнли Кубрик был прозван формалистом. Все настолько же красиво, сколько и непонятно. Но это нормально. Некоторые вещи трудно обьяснить, но мы их чувствуем. Саундтрек состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Не знаю, что еще можно сказать. Надо увидеть, непременно в отличном качестве. 

10.Майкл Клейтон \ Michael Clayton. 2007 г.   

Я случайно посмотрела его недавно. И меня поразили две сцены. Одна из них - это убийство второстепенного персонажа адвоката в исполнении Тома Уилкинсона. Чудо в кино происходит тогда, когда ты не можешь поверить, что это не происходит по-настоящему, что это только кино. Поэтому мне очень трудно смотреть фильмы Анны Меликян. Когда я смотрела "Мой друг Иван Лапшин", я реально не могла поверить, что Миронова не убивают на самом деле. В моем присутствии уголовник убивал интеллигентного Миронова очень страшно... ножом. До сих пор мороз по коже... И в сцене с убийством наемниками адвоката - очень детальном - также страшно. И вторая сцена. Главный герой (Джорж Клуни) едет в машине и видит пасущихся в тумане лошадей. Иногда боженька являет нам чудо. И оно не в превращении воды в вино, а во всем, например, в появлении лошади... И тогда ты останавливаешься, потому что никуда больше не надо идти. И в этом есть твое спасение". 

Лиза Улитенко – Креативный партнер маркетинг агентства fingertips.ru, Соавтор и соорганизатор фестиваля New Opera World. Кинолюбитель и Италиялюбитель. Сайт – https://cargocollective.com/ulitenko

Что еще почитать?

Вдохновляемся лучшими итальянскими комедиями