Эта десятка объединена тем, что ее непременно надо посмотреть. И еще она очень арт-директорская. Ее собрала для вас Лиза Улитенко, художник, фотограф, режиссер, арт-директор, проживающая в Италии. Если вы не читали ее пост про старые добрые итальянские комедии, то вам надо обязательно это сделать. А если вы не смотрели что-то из этой "десятки", то это непременно надо исправить. Передаю слово...
Лиза Улитенко: "Это подборка очевидная и субъективная. Очевидная потому, что все фильмы – признанные. А субъективная потому, что их нельзя объединить по какой то одной теме. Просто если меня спросят, какое кино посмотреть, я назову, скорее всего, эти фильмы. Чем–то они мне запали в душу сильнее остальных...
Два полнометражных аниме-фильма - сказки режиссёра Хаяо Миядзаки, выпущенные студией «Гибли». Есть фильмы талантливые, а есть гениальные. Миядзаки – общепризнанный гений, величайший из живущих, поэтому все его и цитируют. Это – сказки, как почти все его фильмы, то есть миры выдуманные. В этих выдуманных, но правдивых мирах много важных деталей, которые хочется рассматривать бесконечно. Герои второго (и третьего, и десятого) плана такие же яркие, как и первого. Про них можно снимать отдельные фильмы. И мне очень импонирует его философия – в этих сказках нет плохих и хороших персонажей. "Добро и зло" - что это, как это померить? И на фоне такого дискурса даже крутые пиксаровские фильмы выглядят очень плоско.
Режиссер - Френсис Форд Коппола. В этом фильме много красивых неожиданных визуальных решений, поэтому это очень арт-директорский фильм. "Дракула" – страшный, но страшнокрасивый. В роли Дракулы – Гери Олдмен, но, помимо него, там много прекрасных акетеров. В том числе, молодые Кеану Рив и Вайнона Райдер. Особое внимание обратите на костюмы и опять же визуальные эффекты. Прекрасная семья Копполы, богатая талантами, подарила Голливуду много выдающихся людей – актёров, сценаристов, музыкантов, продюсеров. Среди них я особенно люблю Джейсона Шварцмана (постоянно и плодотворно сотрудничающего с Уэсом Андерсоном) и Софию Копполу. Поэтому, если бы этот список фильмов был чуть больше, туда бы точно вошли созданные при их непосредственном участии: «Академия Рашмор», «Мария-Антуанетта», "Моцарт в Джунглях" (сериал), «Трудности перевода».
Элен Климов снял черно-белый фильм про жизнь пионера Кости Иночкина в Пионерском лагере, в котором (то есть в лагере) ваша непокорная слуга тоже бывала (прочувствовала, так сказать, изнутри). "Берите пример со второго отряда, что ни день - сто грамм". Это обаятельная и искренняя комедия. На самом деле, это гимн свободе и антиханжеский манифест. С детства люблю...
Меланхолия \ Melancholia Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях.Во-первых, это красиво. Первый фильм Триера, который понравился всем. Видимо, благодаря тому, что смешаны сложная психологическая драма и масштабные голливудские эффекты (в духе Дж. Кэмерона), привносящие зрелищность в непонятный артхаус. Красота каждого кадра под музыку Вагнера наглядная и очевидная. Это фильм–катастрофа. То, что Земля погибнет, столкнувшись с планетой–убийцей по имени Меланхолия (еще более прекрасной, чем Земля), говорится с самого начала. Чтобы зрители смирились и не отвлекались от совершенства мира на фоне несовершенства человеческой природы перед неизбежностью смерти. Это замечательное спокойствие является для меня самой шокирующей чертой фильма.
Конечно, Уэс Андерсон специфичный. Его надо очень любить, чтобы смотреть. Мне близок его киноязык. Я понимаю, некоторые говорят: "Ой, «Французский вестник» - нуниочем". Понимаю, но простить не могу, ведь очевидно, что он о любви к Франции. Я люблю Уэса Андерсона давно, еще с «Академии Рашмор», поэтому мне трудно было выбрать один фильм. И на этом месте могли быть также: «Водная жизнь Стива Зиссу», «Семейка Тененбаум», «Отель „Гранд Будапешт“» и «Французский вестник».
Сюрреалистическая история про несчастливую пару влюбленных, в исполнении Джима Керри и Кейт Уинслет, где Джим Керри не в комедийном амплуа. После череды скандалов ОНА обращается в фирму, чтобы стереть из памяти ЕГО и все, что с ним связано. Особенно мне нравится линия с командой "стирателей": Уилкинсон и влюбленная в него Кирстен Данст. Режиссер Мишель Гондри - большой художник, пришедший в кино из рекламы. Этим объясняется, откуда в «Вечном сиянии» многие новаторские техники манипулирования изображением, с которыми он экспериментировал, снимая музыкальные видео для: Бьорк, Daft Punk, Radiohead, The White Stripes, The Rolling Stones, The Chemical Brothers, Бек, Уэст, Канье и еще много кого.
Гениальное произведение тем и гениально, что в нем бесконечно много смыслов. И каждый находит там свои. И по мере взросления они могут меняться. Для меня этот фильм был о том, что "человеку нужен человек". То есть человек для другого человека так велик, что он больше, чем космос. И вот ты "достиг" космоса, но не нашел ничего. И отсюда мучения Хари и других героев.
Глядя на фантастически эффектный дизайн картинки и звука, невозможно поверить, что это было снято в 1961 году. За этот фильм Стэнли Кубрик был прозван формалистом. Все настолько же красиво, сколько и непонятно. Но это нормально. Некоторые вещи трудно обьяснить, но мы их чувствуем. Саундтрек состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Не знаю, что еще можно сказать. Надо увидеть, непременно в отличном качестве.
Я случайно посмотрела его недавно. И меня поразили две сцены. Одна из них - это убийство второстепенного персонажа адвоката в исполнении Тома Уилкинсона. Чудо в кино происходит тогда, когда ты не можешь поверить, что это не происходит по-настоящему, что это только кино. Поэтому мне очень трудно смотреть фильмы Анны Меликян. Когда я смотрела "Мой друг Иван Лапшин", я реально не могла поверить, что Миронова не убивают на самом деле. В моем присутствии уголовник убивал интеллигентного Миронова очень страшно... ножом. До сих пор мороз по коже... И в сцене с убийством наемниками адвоката - очень детальном - также страшно. И вторая сцена. Главный герой (Джорж Клуни) едет в машине и видит пасущихся в тумане лошадей. Иногда боженька являет нам чудо. И оно не в превращении воды в вино, а во всем, например, в появлении лошади... И тогда ты останавливаешься, потому что никуда больше не надо идти. И в этом есть твое спасение".
Лиза Улитенко – Креативный партнер маркетинг агентства fingertips.ru, Соавтор и соорганизатор фестиваля New Opera World. Кинолюбитель и Италиялюбитель. Сайт – https://cargocollective.com/ulitenko
Что еще почитать?