Вдохновляемся этим летом лучшими итальянскими комедиями

2022-07-17 19:28:49 Время чтения 12 мин 893

Эту прекрасную подборку для вас сделала Лиза Улитенко, художник, арт-директор, дизайнер, фотограф, режиссер. Во всех этих качествах Лиза делает потрясающие фестивальные работы. Лиза сейчас живет в Италии и советует нам всем этим летом вдохновляться юмором и прекрасными итальянскими комедиям. Передаю ей слово...

Делюсь списком любимых зарубежных ретро–комедий. Сейчас они кажутся чем то из другого мира. Первая - ИТАЛЬЯНСКАЯ часть – с гениальной Моникой Витти, звездой итальянского неореализма, ушедшей от нас в феврале. Всем известная по фильмам, в первую очередь Антониони, обладающая магическим комедийным талантом и красотой.
Лиза Улитенко

Не промахнись, Ассунта! / La ragazza con la pistola (1968).

Приз «Серебряная лента», приз «Давид ди Донателло» и награда в Сан-Себастьяне за Лучшую женскую роль. Любимая сцена прямо в начале. Сицилия, глухая провинция. Мужчин нет, поэтому женщины танцуют друг с другом на самоорганизованной вечеринке. По дороге домой, среди белого дня на них нападают, Монику Витти похищают и привозят в какую то пещеру к первому парню на деревне. Он расстроен, ведь он хотел другую, "коренастую толстуху" а не эту, - в общем, ошибка. А похитители говорят: "Нет никакой ошибки, она сама залезла в машину!" А Витти говорит: "Потому что я видела, как он на меня смотрел (с вожделением)!" Потом она с одним пистолетом едет за ним в Шотландию, отомстить за поруганную честь, убить или женить на себе, как пойдет. 

Не промахнись, Ассунта! / La ragazza con la pistola. 1968

Утка под апельсиновым соусом / L'anatra all'arancia (1975).

В этом и в следующем кино по сюжету Моника Витти, будучи глубоко в удачном замужестве, влюбляется и пытается покинуть мужа. Все богатые и красивые, у бассейна и в ночном клубе. Ругаются достойно и смешно. Нравы богемы. Про подросших детей вспоминают, увидев фото на стене, то есть редко. Такой жизнью (а не в "Служебном романе") хотели жить мои родители. 

Утка под апельсиновым соусом / L'anatra all'arancia. 1975

Любовь моя, помоги мне / Amore mio aiutami (1969).

Режиссер, сценарист, и муж – Альберто Сорди, так странно и отчаянно любящий, что в конце я плачу. Но мне много не надо. 

Любовь моя, помоги мне / Amore mio aiutami. 1969

Драма ревности / Dramma della gelosia (tutti i particolari in cronaca, 1970).

Там про любовный треугольник Витти с Мастроянни и голубоглазым Жанкарло Джаннини, очень, как по мне, сексуальным.

Драма ревности / Dramma della gelosia (tutti i particolari in cronaca). 1970

Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе / Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto (1974).

Сатира на тему социальных противоречий. Богатая “строптивая” влюбляется в бедного рыбака, коммуниста, который ведет себя с ней как мачо, в результате чего происходит “укрощение строптивой”.  Там много шуток именно на тему партий, идеологии, правых и левых и тд., все это с красочной экстравагантностью и на фоне лазурного моря. Режиссёр - Лина Вертмюллер, также скончавшаяся совсем недавно год назад, аристократка из Рима шведского происхождения. Вертмюллер - яркая фигура и первая женщина, номинированная на премию «Оскар”. Начинала помощницей режиссера у Феллини. Джаннини был её музой во многих фильмах.Этот Фильм был переснят потом с Мадонной в главной роли — «Унесённые» и уже с сыном Жанкарло Джанннини, очень на него похожим. Но, как говорится, “почувствуйте разницу”! Сразу скажу, что фильм Гая Риччи очень плох как всегда. Всё это про мой любимый период в Итальянской новейшей истории, период ее экономического подъема. Все оправились от последствий войны, а до нефтяного кризиса еще далеко. Эпоха свободы и гедонизма. В этом эстетическом раю прекрасно все, но особенно автомобили, веспы, костюмы и очки. Эта мода вернулась, а дух свободы и аристократизма старой Европы - нет. Поэтому смотрим на Европу, которую мы потеряли.

Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе. 1974

Доктор Стрейнджлав, или как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу» / «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb» (1964).

(все фильмы С. Кубрика Must see). Занимает третье место в списке лучших комедий по версии Американского института киноискусства. Антимилитаристская сатира. Черный юмор. Актуально, и не переставало быть. В Главной роли очень смешной Питер Селлерс. Мы его знаем также по Розовой пантере, которая идет следом.

До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л волноваться и полюби́л атомную бо́мбу», 1964.

Розовая пантера.

И в ретро варианте (1963 года Блейка Эдвардса), и в новом (со Стивом Мартином) - это хорошо. Ибо смешно. Поэтому, как говорит инспектор Клузо: “Я вам советӮю!”

Розовая пантера. 1963 г.

Продююсеры / The Producers (1968).

Американская комедия Мела Брукса, также известная под названием «Весна́ для Ги́тлера», за сценарий к которой он получил Оскара. Включена в Национальный реестр фильмов, имеющих «культурное, историческое или эстетическое значение». Впоследствии ее оригинальная бродвейская постановка в 2001 г. получила 12 премий «Тони» (в том числе, в номинации за лучший мюзикл). Понять, насколько это смешно, можно, прочтя сюжет в Википедии. Продюсер мюзиклов на Бродвее погряз в неудачах. Чтобы как то выбраться из долгов, с бухгалтером они придумывают аферу: поставить заведомо провальное шоу. Для этого они выбирают один из самых, по их мнению, безумных сценариев, трагический мюзикл «Весна для Гитлера», написанный свихнувшимся нацистом (Кеннет Марс). Далее цитирую отрывок Википедии: "Франц живёт на крыше в окружении голубей, названных немецкими именами, и продюсеры заключают с ним контракт. Затем отправляются к режиссёру–гомосексуалу, чтобы тот поставил его со своей труппой. Тот приходит в неописуемый восторг и сразу же начинает выдумывать феерическое исполнение, совершенно не вяжущееся с серьёзностью темы. Для окончательного провала на главную роль приглашают сумасшедшего фрика и рок-музыканта Лоренцо Сан-Дюбуа (Дик Шоун), сокращённо ЛСД." Резонно предположить, что той же схемой пользуются продюсеры мюзиклов у нас, но я не специалист. 

Продю́серы / The Producers. 1968.

Робин Гуд: Мужчины в трико (1993).

Второй фильм любимого мной Брукса. Это пародия на хиты «Приключения Робин Гуда» и многие другие, включая Крестного отца. Мел Брукс специализируется на пародиях. Здесь этот фильм потому, что когда-то видеокассету VHS с ним (и Молчанием ветчины) мы не сдали обратно в прокат (киоск то ли сгорел, то ли закрылся), и мы отсмотрели ее раз тысячу – все лето после 10 класса. Поэтому я могу рассказывать его по ролям. А Мел Брукс – друг семьи, практически родственник. 

Робин Гуд: Мужчины в трико. 1993

Большой Лебовски братьев Коэнов

Cамый смешной фильм! Но вы его конечно видели.

Большой Лебовски братьев Коэнов

Лиза Улитенко – Креативный партнер маркетинг агентства fingertips.ru, Соавтор и соорганизатор фестиваля New Opera World. Кинолюбитель и Италиялюбитель. Сайт – https://cargocollective.com/ulitenko