Повтор, градация, тиражирование, чтобы было не скучно

Повтор имеет много разновидностей. И сегодня мы поговорим о градации и о тиражировании. Градация - это трехкратный повтор. Тиражирование - это многократный повтор. Зачем они? И как с их помощью делается литература, реклама, мода, брендинг, искусство?

Градация – троекратный повтор с усилением результата. Градация — это средство художественной выразительности, в которой один предмет описывается последовательно несколько раз. Эта разновидность повтора пришла из фольклора. В сказках этот прием используется для создания особого напряжения действия. Как правило, все ситуации в сказках повторяются три раза - и именно с эффектом градации (усиления). Например, герой сначала встречается с драконом, у которого 3 головы, потом 6, потом 9. Каждый раз победить чудище становится труднее и труднее. Чудо-юдо вгоняет Ивана сначала по колено, потом по пояс и потом по самую шею в землю. Но каждый раз герой придумывает все новые и новые хитрости, чтобы победить дракона. А теперь посмотрим, как этот прием используется в слове.

Детская игра «Колечко-колечко, выйди на крылечко» названа с помощью приема «градации». Дважды повторяется слово «колечко», а в третий раз слово рифмуется с фразой - «выйди на крылечко». Это одновременно и красиво, и запоминается, и кратко описывает последовательность действий в игре.

Как видим, третья часть в градации должна отличаться от первых двух и быть более эффектной.

Название американского мюзикла «Ла-Ла Ленд|La La Land» также построено по принципу градации. И также третья часть отличается от первой и второй. Она длиннее и имеет смысл. Если первые два (ла-да) – это напевание/вокализ, то третья часть (land) – это уже существующее слово и место действия.

Похожий прием я использовала для названии центра детского творчества Clap-clap-club. Название можно перевести, как "хлоп-хлоп-клуб". Клуб объединяет маленьких детей и их родителей, которым хорошо и весело вместе. Когда деткам что-то нравится, они хлопают в ладоши. Последнее слово - club - звучит звонче предыдущих слов, за счет звонкого звука [b]. 

Крекс-пекс-фекс – это заклинание из сказки. Третье слово звучит глуше (за счет звука [ф]). И поэтому кажется, что каждая последующая часть произносится тише, ниже, глуше, «страшнее» и сказочнее.

Слоган «Вкусно. Вкуснее. Вкуснотеево» усиливает эффект за счет удлинения слов. Каждое последующее слово в слогане звучит длиннее, а значит, вкуснее и «превосходнее» предыдущего.

Повтор - для переноса в другое время и пространство. В повторе есть магия. Именно поэтому мы смотрим на огонь, морские волны, деревья. И нам не скучно. А японцы видят в этом основу культуры и включают уроки созерцания (ханами – наблюдение за цветением сакуры) в расписание занятий в школе. Чтобы почувствовать красоту, надо создать настроение. Надо отвлечься от рутины. А это лучше всего делается за счет созерцания повторяющегося действия. Например,

В некотором царстве, в некотором государстве…

Так мы входим/попадаем в сказочный мир. Этим же приемом пользуется литература/поэзия, чтобы перенести нас из сумасшедшего современного ритма сегодня в красивый мир искусства. Чтобы попасть в этот мир, надо остановиться, замедлиться, настроиться… И для этого как нельзя лучше подходит повтор фразы или ситуации.


Борис Пастернак «Зимняя ночь», 1946 г.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
**********
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещения ног,
Судьбы скрещения .


В стихотворении Пастернака повторяющиеся слова переносят нас в прошлое столетие. Зима. Метель. Хаос в природе. И хаос в истории страны и в человеческой жизни. И контрастом этому хаосу - свеча на окне как символ жизни, красоты и любви. Она не дает герою сбиться с пути. Она - знак того, что он все еще жив и любим...

Повтор как тренд эпохи постмодернизма.

Мы живем в мире, где все тиражируется - даже то, что когда-то было символом уникальности, единственным и неповторимым шедевром... Например, картина Энди Уорхола, посвященная феномену Джоконды, - «Тридцать лучше, чем одна». Образ Джоконды проходит сквозь всю историю человечества. "Версию" Джоконды делают практически все известные современные художники. И Уорхол не исключение. Он показал своей работой и тридцатикратным повтором изображения, что в нашем мире все тиражируется и теряет свою индивидуальность и уникальность. А название картины - Тридцать лучше, чем одна - звучит с грустью и едкой иронией. 

Энди Уорхол Тридцать лучше, чем одна, 1963
Энди Уорхол Тридцать лучше, чем одна, 1963

Повтор уже давно в моде - причем, в высокой моде. Последний тренд - это повтор логотипа, или логомания. Повторение известного имени модного бренда/модного дома встречается сегодня во многих колекциях от кутюр. 

Итак, делаем вывод. Повторяйтесь, т.к. это простой, но испытанный веками прием. Повторяйтесь, т.к. это красиво, понятно, выразительно. Повторяйтесь буквально, т.к. это запоминается и продается. Повторяйтесь с нюансами, т.к. это эффектно. Рифмуйте и играйте словами. Усиливайте смысл, используя градацию. Тиражируйте слова и образы. Хороший повтор – это не скучно. Это традиция. Это ритуал. Мой знакомый каждый раз дарит мне на день рождения 5 темных роз. Сначала это было странно, потом скучно, потом не понятно. А сейчас это всех восхищает... Ведь повтор – это необъяснимая магия.