Маркировка рекламы: будут ли штрафы и каков план действий паблишеров.

2023-02-15 10:05:24 Время чтения 7 мин 741

1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон о рекламе. С этого момента прошло уже 5 месяцев, утекло “много воды”: изменилась передача данных в ЕРИР, появилась система токенов рекламы. Маркетинговый бизнес до сих пор находится в неопределенности — и сегодня мы расскажем последние новости закона маркировки рекламы в 2023.

Как только в сентябре 2022 вышли поправки, мы сразу же написали базовую статью об этом здесь. Тем не менее, давайте освежим в памяти ключевые моменты. Суть нового закона “О рекламе” заключается в том, что все участники рынка обязаны передавать данные о рекламе своему оператору рекламных данных. Под участниками рынка понимаются:

  1. Рекламодатели (лица, предоставляющие креативы).
  2. Рекламораспространители (маркетинговые агентства и паблишеры).
  3. Операторы рекламных систем (партнерские сети, ssp/dsp).

Кто такие ОРД?

Под оператором рекламных данных подразумевается организация, которая собирает и подает данные о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Она уполномочена и утверждена Роскомнадзором. Ознакомиться с полным списком ОРД можете . Компания уже зарегистрирована в разных ОРД, например, в “МедиаСкаут”. Советуем пабам пойти по нашим стопам — в первую очередь зарегистрироваться там. Кстати, ответственность за регистрацию и предоставление информации о креативах, размещенных на площадке, возлагается на рекламодателя.

Задача паблишеров — делать разаллокацию по актам (данные о том, какая реклама на какой платформе размещена) в выбранном ОРД. Так как работает с оператором рекламных данных “МедиаСкаут”, нашим паблишерам рекомендуем передавать информацию через них.

Что такое рекламный токен?

Токен представляет собой комбинацию букв и цифр, которая выдается программой ОРД. Он свидетельствует о том, что ваша реклама была зарегистрирована в ЕРИР. В ближайшем будущем, этот код позволит любому пользователю Интернета подать жалобу на рекламодателя в Роскомнадзор. В случае изменения креатива, нужно обратиться в ОРД и получить новый токен. Но это не распространяется на размеры креативов — их можно менять неограниченное количество раз, не запрашивая новый токен.

Подытожим базу. Этапы запуска рекламы по всем правилам:

  1. Подача информации о рекламодателе, креативах и ОРД.
  2. Получение токена от ОРД.
  3. Добавление токена к каждому рекламному объявлению.

Далее в течение одного месяца нужно передать оператору рекламных данных отчеты по рекламе.

Система штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы

До 1 марта 2023 года Роскомнадзор установил тест-драйв системы. На текущий момент нет штрафов за нарушения и ошибки при маркировки интернет-рекламы. Дело в том, что сейчас происходит апробация закона, чтобы рынок успешно адаптироваться к изменениям. По словам Марии Смелянской, начальника Управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора, с 1 марта правила игры не поменяются. Но это не значит, что нужно халатно относиться к поправкам:

“Призываем с полной серьёзностью относиться к регулированию, которое содержится в ст. 18.1 закона "О рекламе". Роскомнадзор сообщает, что сейчас активно разрабатываются проекты КоАПа и составов административных правонарушений”.

Из последних новостей: за нарушение законодательства о рекламе в части исполнения требований о подаче сведений в ЕРИР РКН проектируется отдельная статья Кодекса об административных правонарушениях. Пока что текста статьи нет, законопроект не внесен на расстрометрение в Государственную Думу и не принят. Это значит, что беспокоиться не о чем — сейчас идет процесс апробации, как только появятся какие-нибудь новости, мы сообщим.

Что нужно делать паблишерам?

Чтобы все сделать “по уму” и не беспокоиться по поводу штрафов, паблишеры должны передать в ЕРИР через ОРД следующую информацию:

  1. Данные доходного договора.
  2. Данные акта к доходному договору.
  3. Данные изначального договора между рекламодателем (или брендом) и первым рекламным агентством.
  4. Данные статистики по креативам (если паб регистрировал креатив). Поддержка МедиаСкаут подтвердила нам, что отчитываться по креативам должен тот кто регистрирует рекламу. Соответственно, паблишеры такого отчета не делают. Мы делаем такой отчет, если регистрируем креативы.

Повторимся: система пока не отлажена. Как сообщает юрист Павел Боткин: “Есть нюансы с получением данных у наших партнеров-рекламодателей об изначальных договорах и регистрацией креативов рекламодателями.“

Мы заинтересованы в том, чтобы рекламодатели регистрировали все креативы и передавали нам необходимую информацию, которая требуется для полного отчета в ЕРИР. На данной стадии мы ведем переговоры с нашими рекламодателями и пытаемся выработать конкретные решения.

Хорошая новость

В личном кабинете МедиаСкаут появился функционал, который позволяет отчитываться за наших паблишеров. Данные за декабрь будут загружены и поданы в ЕРИР в ближайшее время. Чтобы делать все вовремя, нам нужно, чтобы и паблишеры соблюдали сроки предоставления отчетности. Закрытие предыдущего месяца происходит ежемесячно до 10 числа месяца текущего.

Что касается передачи данных в части разаллокации по изначальным договорам, то мы обсуждаем с нашими партнерами как добиться исполнения закона в этой части.

Рекламный рынок сейчас находится в подвешенном состоянии, отлаживаются механизмы взаимодействия с Роскомнадзором, ФНС, ФАС и другими участниками цепочки. готов оказать юридическую поддержку паблишерам, которые столкнулись с запросами, требованиями или штрафами со стороны РКН или ФАС относительно исполнения закона о рекламе и передаче данных в ЕРИР. Формально УФАС может оштрафовать тех, кто обязан маркировать за отсутствие токена или пометка "реклама", но пока нам неизвестно ни об одном прецеденте.

Если появятся вопросы — пишите, мы на связи в любое время :)

Если вам нравится, как и о чем мы пишем – то будем благодарны за подписку на наш Telegram-канал Аукцион без молотка (так вы точно не пропустите новые статьи).