Что представляет собой корпоративная культура?

2017-02-09 15:52:05 1711

Сущность корпоративной культуры следует понимать, как сложившуюся систему отношений между работниками компаний, позволяющую отличить данного работодателя от прочих организаций. В чем проявляется эта особенность:

  • В коллективных ценностях (важных ориентирах);
  • В убеждениях (твердом понимании того, как следует поступать в различных ситуациях);
  • В нормах поведения (ежедневном деловом поведении работников).


Иначе говоря, корпоративная культура проявляется в характере действий работников, оценке ситуации и методах принятия решений, манере передавать приказы и исполнять их, особенностях организации труда и отдыха, традициях компании, передаваемых от одного поколения работников – другому и т.п.

Следовательно, корпоративная культура выполняет функцию индивидуализации компании, носителем сложившихся традиций. Развивая традиции, передаваемые по поколению, корпоративная культура является культурно-психологическим гарантом стабильности компании.

Ответственные за формирование культуры

От учредителей и руководящего состава предприятия на 40% зависит успех построения корпоративной культуры. Практика показала, что в большинстве случаев работу по формированию корпоративной культуры возлагают на руководителя службы по персоналу. Однако этот сотрудник сможет решить поставленную задачу только в том случае, если он является полноценным и полноправным специалистом управленческой команды и имеет реальное влияние на сотрудников компании. В противном случае его деятельность не приведут к ожидаемым результатам.

Локальные субкультуры

В подразделениях (планово-производственном отделе, бухгалтерии, отделе механизации, техническом и транспортном отделе и т.п.) формируются локальные субкультуры разных уровней (высший, средний, низший). В некоторых случаях эти субкультуры могут заметно отклоняться от общей корпоративной культуры компании. Особенно остро эта разница очевидна в филиалах, работающих обособленно.

Надо отметить, что такое отличие субкультур неизбежно в крупных компаниях неизбежно, хотя бы потому, что велика разница в профессиональной культуре, не говоря уже о личностях. Поэтому необходимо принять факт таких различий, главное, чтобы эти различия не противоречили друг другу.

Культура, рассматриваемая в качестве управленческого ресурса

Корпоративная культура рассматривается психологами, как инструмент коллективного программирования поведения сотрудников. Важно отметить, что культурные стереотипы передаются работникам извне, в силу чего корпоративные стереотипы становятся продуктом влияния внешних источников.

Социальная психология детально изучает вопросы зависимости личности от коллектива. Известно, что каждому человеку присущи 3 базовые потребности:

  • В социальных связях и общении;
  • В признании коллективом, в оценке собственного достоинства;
  • В принадлежности к какому-то социуму (семье, коллективу, группе и т.п.).


Если у человека нет ощущения принадлежности к какому-то целому сообществу, он чувствует себя незащищенным, невостребованным. Все перечисленные потребности могут быть реализованы только посредством других людей. Только внутри коллектива человек может общаться, быть признанным и востребованным.

Корпоративная культура формируется на базе этих потребностей. Благодаря высокой корпоративной культуре работодатель имеет возможность увеличить стоимость собственного HR-бренда на рынке труда.

Факторы, влияющие на корпоративную культуру

Ежедневное поведение первых лиц (учредителей, руководителя) является примером и основой поведения работников. Чем крупнее масштаб личности, тем больше сплоченность специалистов, тем выше вероятность сплочения вокруг себя талантливых единомышленников.

Для работников предприятия поведение руководства определяет их отношение к работе, рабочему времени, к деньгам, инициативе, к переменам и т.п. Никакой, даже самый опытный специалист кадровой службы, не сможет так негласно влиять на людей, как руководитель.

Корпоративная культура зарождается и развивается не изолировано, а во взаимодействии с культурой страны, историей развития региона, менталитетом ведущих специалистов и прочими составляющими.

Элементы корпоративной культуры


Уровень корпоративной культуры определяется двумя условными уровнями: внешним (одежда работников, символика предприятия, рабочая обстановка) и внутренним (ценности, определяющие регламент поведения работников). Надо отметить, что внешние, видимые элементы втекают из внутренних, находящихся на более глубоком уровне понимания ценностей.

В связи с этим, корпоративную культуру предприятия можно охарактеризовать по присущим ей объективным и субъективным элементам.

К объективным элементам, в частности, относятся:

  • Организационные ценности;
  • Обряды, традиции, ритуалы;
  • Внутренняя символика;
  • Нормы поведения;
  • Девизы, слоганы.


К объективным элементам корпоративной культуры можно отнести:

  • Эмблему компании;
  • Товарные знаки;
  • Символику;
  • Униформу персонала;
  • Внешнее оформление помещений (офиса, цеха и т.п.).


Для развития корпоративной культуры компании следует отработать и привести в надлежащее соответствие каждый из перечисленных элементов.