Рейтинг российских медиаагентств и холдингов 2016

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Sostav.ru представляют результаты исследования российского рынка медиазакупок за 2015 год. По его итогам традиционно составлены рейтинги крупнейших агентств и холдингов в сфере медиабаинга.

Смотрите также: Сводный рейтинг российских медиаагентств и холдингов включая медиазакупки в интернете

 

Рейтинги составлены на основании данных TNS Russia по размещению крупнейших рекламодателей на ТВ (национальном, региональном, кабельном), радио, в наружной рекламе и печатной прессе, включая спонсорские размещения без хронометража. В этом году рабочая группа продолжила работу над совершенствованием методологии рейтинга и внесла ряд существенных дополнений:

  • Национальное ТВ было разделено на орбитальное и сетевое, поскольку имеет место значительная разница в стоимости размещения. Орбитальное ТВ, согласно экспертной оценке, оценивается минимум втрое ниже сетевого. Вследствие чего объем биллингов на национальном ТВ стал точнее, но ниже по сравнению с прошлым годом.

  • Был применен более дифференцированный подход к кластерной оценке категорий рекламодателей в рамках каждого национального телеканала, что позволило увеличить точность объемов затраченных рекламных средств.

  • Было введено деление телеканалов на три группы близких по стоимости за пункт рейтинга спонсорских участий.

Ключевой особенностью рейтинга является его полная прозрачность и равный доступ к результатам исследования любого участника рынка. Специально созданная технологическая платформа позволяет каждому из фигурантов рейтинга проследить весь цикл расчета и самому убедиться в справедливости собственной позиции.

Методология расчета была утверждена рабочей группой, в которую вошли ведущие эксперты индустрии коммуникаций и аналитики нашего портала. В числе специалистов рынка, принимавших участие в разработке методологии - Марат Куникеев (Starlink), Евгений Балдин (Media Instinct), Андрей Агафонов (BrandScience), Алексей Корсаков (Dentsu Aegis Network), Светлана Воробьева (ADV).

Значительный вклад в точность расчетов рейтингов внесла экспертиза аналитиков АЦ Vi. Благодаря их неоценимой помощи, оценочные данные по стоимости CPP при подсчетах национального и регионального ТВ были максимально приближены к рыночным.

Марат Куникеев
Марат Куникеев

Сопредседатель рабочей группы
Генеральный директор Starlink

В рейтинге 2015 года сделан большой шаг вперед в точности оценки биллингов на национальном ТВ.
Впервые за всю историю рейтингов оценка произведена не по единой для всех каналов средней стоимости за рейтинг «Все 18+ Россия», а поканально, по баинговым аудиториям каналов. В рейтинге за 2014 определялись 6 базовых стоимостей для разных кластеров рекламодателей, к которым далее применялись наценки и скидки за качество и сезон. В рейтинге 2015 было определено уже 114 базовых стоимостей – для 6 кластеров рекламодателей и 19 каналов. Отдельно оценены орбитальные размещения, также поканально и по баинговым аудиториям.

Значимо улучшена оценка телевизионного спонсорства: все каналы были разбиты на группы по стоимости за пункт спонсорского рейтинга, и расчеты произведены для каждой группы отдельно. Ранее оценка ТВ спонсорства производилась по единой для всех каналов усредненной стоимости.

Для радио, прессы и наружной рекламы изменений в методологию не внесено, мы считаем механизм оценки данных медиа оптимальным в текущем моменте.

К огромному сожалению, рабочая группа не смогла выработать методологию измерения интернет. Сегодня невозможно сделать оценку, которая базировалась бы на доступных нам данных независимых измерений (один из принципов рейтинга) и имела бы погрешность в каких-то разумных рамках. Мы надеемся, что в ближайшем будущем будет найдено приемлемое для всех участников рынка решение.

Результаты

По сравнению с 2015 годом, топ-3 рейтинга претерпел изменения: лидерство сохранило агентство Starcom (VivaKi), за которым расположилось OMD Optimum Media (OMD OM Group). Третью строчку теперь занимает агентство Media Instinct (OMD OM Group), а ZenithOptimedia (VivaKi) переместилось на четвертую позицию. Замыкает первую пятерку агентство MEC (GroupM).

Всего в рейтинге медиаагентств присутствуют 60 компаний, тогда как годом ранее их было 56. Новичками рейтинга являются как независимые агентства iMars и Группа ИНО, так и сетевые - Synergy Media и Media Wise (оба входят в Media Direction Group). Рейтинг открыт для участия новых игроков: если вы хотите участвовать в проекте, напишите irina.t@akarussia.ru.

Совокупный биллинг представленных в рейтинге агентств по результатам 2015 года составил почти 216 млрд. рублей (напомним, что по сегменту ATL в расчетах не учитывался интернет, indoor, а также реклама в кинотеатрах).

Рейтинг крупнейших российских агентств
по объему медиазакупок в 2015 году

млн. руб. с НДС

# Агентство Все медиа ТВ Радио Пресса OOH
1 Starcom 16 491 15 136 110 604 641
2 OMD Optimum Media 15 567 12 514 648 635 1 770
3 Media Instinct 14 223 9 654 1 458 497 2 614
4 ZenithOptimedia 14 118 12 423 394 1 065 236
5 MEC 11 379 9 586 417 638 738
6 Carat* 10 765 9 033 1 046 340 346
7 Havas Media**** 9 852 8 575 285 875 117
8 MediaVest 9 593 8 473 58 131 931
9 Initiative 9 371 8 585 270 215 301
10 Vizeum** 7 659 5 843 480 641 695
11 OMD Media Direction 5 994 4 168 751 179 896
12 АЛЛЕН-МЕДИА 5 894 2 294 1 637 511 1 452
13 PHD 5 446 3 941 244 73 1 188
14 Maxima 5 239 4 186 338 20 695
15 РОССТ 4 906 3 249 380 1 158 119
16 Mindshare 4 822 3 146 799 275 602
17 MediaCom 4 453 2 830 549 560 514
18 StarLink 4 058 3 699 67 251 41
19 STRONG 3 861 3 030 200 499 132
20 Dentsu Smart 3 647 2 747 616 194 90
21 Ad'oclock*** 3 616 2 840 466 180 130
22 MAXUS 3 573 2 763 203 330 277
23 OMD AMS 3 434 2 165 513 243 513
24 LBL Media 3 132 2 053 292 357 430
25 Arena 2 606 2 047 206 253 100
26 HIDALGO 2 389 1 936 205 103 145
27 Deltaplan 2 192 1 428 87 63 614
28 ТоталВью 2 118 1 086 317 458 257
29 MAGMA 2 041 1 029 521 170 321
30 Media First 1 827 976 98 667 86
31 Media Wise 1 730 1 539 63 77 51
32 MIXOLOGY 1 597 1 155 65 179 198
33 UM Russia 1 590 1 319 107 107 57
34 Artcom WP 1 563 1 331 67 81 84
35 Innocean Worldwide Rus 1 336 686 194 103 353
36 Mediaplan 1 293 1 054 43 38 158
37 Игроник Медиа 1 118 155 204 52 707
38 Easy Media 1 096 772 76 113 135
39 Audio Art 1 013 524 221 117 151
40 MediaNet 997 795 41 27 134
41 Сорек Медиа 939 755 55 7 122
42 Prior 928 642 36 38 212
43 Медиа-Шторм 776 418 29 20 309
44 Multitec 687 534 102 49 2
45 MediaSelection 581 - - - 581
46 INO Group 554 74 159 67 254
47 ГРК ACG 533 385 7 72 69
48 Sigma 482 349 63 26 44
49 Лидер Медиа 445 - 11 3 431
50 Таргет-медиа (РА) 432 292 40 36 64
51 Made 427 195 200 20 12
52 New Channel 409 362 10 10 27
53 Media Impact 356 255 2 14 85
54 Synergy Media 257 179 49 27 2
55 Медиа Анлимитед 178 157 8 13 -
56 iMARS Communications 97 6 21 46 24
57 Zen Media 69 7 16 1 45
58 TTMedia 66 - - 34 32
59 Таргет-медиа (КГ) 65 57 2 6 -
60 Aviator 55 29 19 2 5
# Агентство Total Нац. ТВ Рег. ТВ. Каб. ТВ Спонс.
1 Starcom 15 136 13 588 651 505 392
2 OMD Optimum Media 12 514 10 710 1 107 181 516
3 ZenithOptimedia 12 423 10 156 1 128 571 568
4 Media Instinct 9 654 5 003 3 640 145 866
5 MEC 9 586 7 539 1 764 138 145
6 Carat* 9 033 7 496 798 129 610
7 Initiative 8 585 6 993 1 020 366 206
8 Havas Media**** 8 575 7 529 300 389 357
9 MediaVest 8 473 7 940 191 167 175
10 Vizeum** 5 843 3 184 1 489 75 1 095
11 Maxima 4 186 3 227 739 129 91
12 OMD Media Direction 4 168 1 483 2 205 15 465
13 PHD 3 941 2 616 1 159 29 137
14 StarLink 3 699 2 864 499 34 302
15 РОССТ 3 249 1 934 353 48 914
16 Mindshare 3 146 2 889 135 57 65
17 STRONG 3 030 790 1 360 23 857
18 Ad'oclock*** 2 840 2 125 312 107 296
19 MediaCom 2 830 2 372 247 83 128
20 MAXUS 2 763 1 992 605 119 47
21 Dentsu Smart 2 747 1 774 228 53 692
22 АЛЛЕН-МЕДИА 2 294 560 1 533 22 179
23 OMD AMS 2 165 1 601 400 61 103
24 LBL Media 2 053 1 379 263 52 359
25 Arena 2 047 1 925 - 10 112
26 HIDALGO 1 936 329 42 1 479 86
27 Media Wise 1 539 1 207 277 34 21
28 Deltaplan 1 428 - 1 424 4 -
29 Artcom WP 1 331 513 755 30 33
30 UM Russia 1 319 372 815 18 114
31 MIXOLOGY 1 155 174 589 7 385
32 ТоталВью 1 086 - 1 037 8 41
33 Mediaplan 1 054 243 782 21 8
34 MAGMA 1 029 659 153 20 197
35 Media First 976 169 650 5 152
36 MediaNet 795 263 438 62 32
37 Easy Media 772 218 394 33 127
38 Сорек Медиа 755 206 540 9 -
39 Innocean Worldwide Rus 686 610 7 38 31
40 Prior 642 149 461 3 29
41 Multitec 534 481 43 3 7
42 Audio Art 524 6 399 19 100
43 Медиа-Шторм 418 107 286 25 -
44 ГРК ACG 385 8 343 - 34
45 New Channel 362 249 76 1 36
46 Sigma 349 193 108 32 16
47 Таргет-медиа (РА) 292 26 200 9 57
48 Media Impact 255 45 81 9 120
49 Made 195 188 7 - -
50 Synergy Media 179 154 25 - -
51 Медиа Анлимитед 157 93 54 10 -
52 Игроник Медиа 155 123 30 2 -
53 INO Group 74 - 74 - -
54 Таргет-медиа (КГ) 57 13 41 - 3
55 Aviator 29 11 13 - 5
56 Zen Media 7 - 7 - -
57 iMARS Communications 6 6 - - -

*     Баинг стратегического партнера группы, агентства adActum, осуществляется через Carat

**    Баинг стратегического партнера группы, агентства 171 Meridian, осуществляется через Vizeum

***   Баинг стратегического партнера группы, агентства Aaron Lloyd media, осуществляется через Ad O’clock

**** На позиции Havas Media и Maxima повлияла интеграция Maxima в АДВ. На текущий момент Maxima осуществляет обслуживание клиентов МТС, Детский Мир, Озон и т.д., которые ранее обслуживались в Havas Media. По решению АКАР биллинг включает только 50% бюджетов KIA и Hyundai, обслуживаемые по поручению агентства Innocean, остальные 50% отнесены к биллингам Innocean.

Евгений Балдин
Евгений Балдин

Директор по стратегии
и исследованиям
Media Instinct Group

Рейтинг агентств, безусловно, является крайне полезным инструментом для всех игроков рынка – и для самих агентств, которые могут оценивать свою конкурентоспособность, и для рекламодателей в процесс выбора агентства или проведения тендеров, и для аналитиков, которые занимаются оценкой тенденций и развития российского рекламного рынка.

В целом, как мы видим на основании своего опыта и понимания рынка, рейтинг достаточно точно отражает реальную ситуацию. При этом, разумеется, нужно принимать во внимание неизбежные ограничения (региональность мониторинга по СМИ, включенным в оценку, отсутствие информации по многим значимым каналам коммуникации - Интернету, indoor-рекламе и другим, ограниченный список периодических изданий в мониторинге и т.д.). Рейтинг, конечно же, не дает стопроцентного понимания биллинга агентств, важно отдавать себе в этом отчет, при этом учитывая, что принцип объективности расчетов (использование только данных независимых измерений) не может быть принесен в жертву стремлению к максимальной полноте оценок.

В данном случае главная проблема – это, без сомнения, отсутствие релевантных данных по оценке Интернет-бюджетов и методики, которая могла бы проводить эту оценку на том же высоком уровне объективности, что и по другим СМИ. Надеюсь, в следующем году рабочая группа АКАР и эксперты индустрии смогут найти решение этого вопроса.

Агентство Media Instinct показало по 2015 году очень хорошие результаты, и мы рады тому, что наши достижения были достаточно корректно зафиксированы в рейтинге, по итогам которого мы продемонстрировали лучшую положительную динамику среди Топ 10 агентств, перейдя в первую тройку игроков рынка.

Лидером рейтинга крупнейших по объемам медиазакупок холдингов на российском рынке является VivaKi, представляющий интересы французской Publicis Groupe. Совокупный биллинг четырех медийных агентств, входящих в группу (Starcom, ZenithOptimedia, MediaVest и StarLink) составляет свыше 44 млрд. руб.

Вторую строчку рейтинга занимает OMD OM Group (представляет интересы Omnicom) с 37,2 млрд. руб., затем расположились АДВ (IPG и Havas) с 28,7 млрд. руб., Dentsu Aegis Network с 25,7 млрд. руб., GroupM (WPP)с 24,3 млрд. руб. и Media Direction Group (Omnicom) с 13,2 млрд. Уточним, что, как в с рейтинге медиаагентств, в рейтинге холдингов не учитывались бюджеты на интернет-размещение, а также indoor и рекламу в кинотеатрах.

В совокупности, шесть компаний, возглавляющих рейтинг медиабаинговых холдингов, контролируют распределение рекламных бюджетов в размере почти 172 млрд. рублей из 216 млрд., учтенных в рамках рейтинга медиаагентств. В процентном соотношении это порядка 80%. Крупнейшим холдингом с российским капиталом является Media Arts (2,45 млрд. руб.), занимающий седьмую строчку рейтинга.

Рейтинг крупнейших холдингов
по объему медиазакупок в 2015 году

млн. руб. с НДС

# Группа Общий биллинг Биллинги агентств
1 VIVAKI 44 260
Starcom 16 491
ZenithOptimedia 14 118
MediaVest 9 593
StarLink 4 058
2 OMD OM GROUP 37 210
OMD Optimum Media 15 567
Media Instinct 14 223
OMD AMS 3 434
MIXOLOGY 1 597
Mediaplan 1 293
Easy Media 1 096
3 ADV 28 658
Havas Media 9 852
Initiative 9 371
Maxima 5 239
Arena 2 606
UM Russia 1 590
4 DENTSU AEGIS NETWORK* 25 687
Carat 10 765
Vizeum 7 659
Dentsu Smart 3 647
Ad'oclock 3 616
5 GROUPM 24 227
MEC 11 379
Mindshare 4 822
MediaCom 4 453
MAXUS 3 573
6 MEDIA DIRECTION GROUP 13 427
OMD Media Direction 5 994
PHD 5 446
Media Wise 1 730
Synergy Media 257
7 MEDIA ARTS 2 450
MAGMA 2 041
New Channel 409
8 TWIGA 1 893
Media First 1 827
TTMedia 66
9 RAIN GROUP 983
Prior 928
Aviator 55

* закупки наружной рекламы Dentsu Aegis Network консолидированы в Posterscope

Мария Колосова
Мария Колосова

CEO, MEC

Любой индустриальный рейтинг- это своеобразная лакмусовая бумажка, чутко реагирующая на все изменения, происходящие на рынке коммерческих коммуникаций. Именно поэтому для всех игроков рынка важно, по какой методологии составляются подобные продукты и насколько в них учитывается независимая экспертиза. В данном случае, мы имеем дело с продуктом, реализованным в рамках комитета медиаагентств АКАР и независимых исследовательских компаний.

На мой взгляд, рейтинг, подкрепленный такой индустриальной поддержкой, может являться одним из ориентиров, позволяющим рекламодателям оценить позицию того или иного агентства на российском рынке, а агентствам –проанализировать свои сервисы.

Распределение бюджетов в холдингах

млн. руб. с НДС

Андрей Агафонов
Андрей Агафонов

Директор по медиаисследованиям
BrandScience (Media Direction Group)

Рейтинг отражает общий объем медийных закупок агентств, поэтому может расцениваться клиентами как один из показателей при выборе партнера. С другой стороны, не стоит забывать, что помимо чисто количественной составляющей в виде биллингов существуют и другие немаловажные критерии, как качество обслуживания, экспертиза и т.д.

Можно провести аналогию с ТВ, когда при выборе какой-то программы для размещения рекламы необходимо руководствоваться не только такими количественными показателями, как рейтинг и доля, но также соответствию содержания программы целевой аудитории.

UPDATE

После публикации рейтинга агентства IMMEDIA и Union Media Service выразили желание присутствовать в проекте.
Поскольку рейтинг 2016 года сформирован и обнародован, информацию об этих агентствах мы публикуем в виде дополнения.
Биллинги данных агентств подсчитаны в соответсвии с методологией, используемой в рейтинге.

Полученные биллинги соответсвуют следующим местам в рейтинге:

(млн. руб с НДС)

Агентство Все медиа ТВ Радио Пресса OOH
35 Юнион Медиа Сервис 1 393 965 - 353 75
36 IMMEDIA 1 375 1 211 29 57 78

Смотрите также: Сводный рейтинг российских медиаагентств и холдингов включая медиазакупки в интернете

Рейтинг открыт для участия новых игроков: если вы хотите участвовать в проекте, пишите irina.t@akarussia.ru.




Рейтинг@Mail.ru

Методология расчета данного рейтинга является общепризнанным стандартом для российского рекламно-коммуникационного рынка. В его разработке участвуют ведущие специалисты отрасли – представители крупнейших компаний в области медиазакупок и медиапланирования с многолетним опытом работы.

Механика расчета является наиболее прозрачной в истории российской рекламы: высокотехнологичная платформа обеспечивает равный доступ как к методологии подсчета, так и к представленным данным. Она же исключает любые дублирования и ошибки в зачислении объемов рекламных затрат.

Точность рейтинга гарантирована экспертизой медиакомитета Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), а также опытом специалистов ведущих медийных агентств, селлеров, исследовательских компаний и медиахолдингов. В проекте приняли участие специалисты Группы Vi, компании TNS Russia, «ЭСПАР-Аналитик», «Европейской медиагруппы» и др.

Ниже представлены формулы расчета рейтинга, кластеры рекламодателей и другая техническая информация.

Скачать методологию (docx, 57Kb)

Участники рейтинга медиабаинговых агентств предоставили списки своих клиентов, чью рекламу они размещали за отчетный период в сети Интернет. Речь идет о медийной баннерной рекламе, видеорекламе в интернете, включая размещения через Programmatic-платформы.

При составлении рейтинга не учитывалась контекстная реклама. Информация о размещениях клиентов была предоставлена компанией TNS Russia. Также была использована принятая TNS сегментация клиентов.

В результате были рассчитаны средние доли по категориям рекламодателей, а также доли медийной рекламы от общего объема рынка. Это позволило в дальнейшем рассчитать долю интернет размещения каждого агентства.