Российский ритейл: регионалы крепчают
В 2011 году совокупная выручка Топ-100 розничных компаний составила 3 трлн рублей
 |
Обложка исследования Топ-100 ритейлеров |
Агентство INFOLine совместно с ИД Retailer презентовали ежегодный рейтинг Top-100 ритейлеров России. Список самых крупных компаний в этом году пополнили новые игроки, а сам рейтинг показал, как складывается ситуация в российской розничной торговле и какие тренды ожидают ее в 2012 году.
Рейтинг стал определенным показателем уровня концентрации розничной торговли в нашей стране. По данным INFOLine, фактически каждый пятый рубль, который тратит россиянин, он тратит в одном из магазинов, перечисленном в рейтинге.
Что касается непосредственно сетей, то, если в 2010 году на долю лидеров приходилась половина выручки розницы, то в 2011 году этот показатель составил 55%, в том числе благодаря сделкам по поглощению компаний.
Как сообщил гендиректор INFOLine Иван Федяков, в прошлом году одним из самых бурноразвивающихся сегментов стала категория «компьютерная техника». Страну буквально захлестнула «гаджетомания», в то же время достаточно скромными оказались показатели в сегменте бытовой техники и электроники, косметики. По мнению эксперта, это те сегменты, которые больше всего ощущают влияние дистанционной торговли, онлайн-торговли, поэтому вынуждены сдерживать свое развитие в открытии новых магазинов.
Несмотря на то, что в рейтинг включены довольно зрелые компании, 36 из них показывают отрицательную динамику изменения рыночной доли. Их рост ниже, чем рост розничной торговли в целом.
Самый крупный сегмент - FMCG - сохранил темпы роста на уровне оборота розничной торговли в целом, отмечает гендиректор INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров. В Топ-100 вошли 49 компаний данного сегмента, их доля в общем обороте розницы составила 24%.
Лидеры
Пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с прошлым годом. Первое место по-прежнему у X5 Retail Group. Чистая выручка компании по итогам года составила 452,53 млрд рублей, а ее темпы роста – 32,5%. Общая торговая площадь ритейлера - 1727,3 тысячи кв м, а темпы роста площадей – 11,1%. Главный конкурент компании – краснодарский «Магнит» - по выручке уступает X5 (335,70 млрд рублей), а вот по темпам ее роста, общей торговой площади и темпам прироста площадей является безусловным лидером в первой пятерке.
Самые низкие темпы прироста выручки в первой пятерке у «Ашана» - 9,5%, причем, сеть впервые снизила долю на рынке. Темпы прироста торговых площадей примерно на уровне X5 Retail Group – 10,1%. Менее всего торговые площади росли у Metro Group – на 7,5% до 499,5 тысяч кв м.
За прошлый год лидеры торговли открыли 3 млн кв м новых площадей, совокупность Топ-100 превысила 15 млн кв м, 36 тысяч магазинов покрывают наши лидеры. Совокупная выручка сотни крупнейших розничных компаний составила более 3 трлн рублей. |
В пятерке, оккупированной представителями FMCG, стабильно держится компания сегмента БТиЭ – «М.видео». Она же стала лидером в своем сегменте по выручке, которая по итогам 2011 года составила 111,86 млрд рублей.
Новички
В этом году в рейтинг вошли 12 новых игроков, причем не просто вошли, а ворвались. Так, одним из таких новичков стала компания ГК Merlion (бренды «Ситилинк», «Ситилинк mini», «Позитроника»), попавшая сразу на 52 место с выручкой в 11,4 млрд рублей (темп роста – 142,6%). Одной из причин такого стремительного восхождения стало активное расширение торговых площадей сети более чем в два раза.
В рейтинге также дебютировала аптечная сеть A5, во многом благодаря покупке «Мособлфармации». Сеть занимает 64 строчку рейтинга с выручкой в 9,8 млрд рублей. Среди других новичков сети «Юлмарт», Fix Price, «Метрика», «Кораблик», InCITY и другие. Многие из дебютантов за счет высоких темпов роста выручки вошли также в число самых динамичных сетей.
Крепкие регионалы
Большой рывок в развитии показала дальневосточная сеть компьютерной техники DNS. За год она нарастила выручку и торговые площади более чем на 50% поднявшись на 4 строчки по сравнению с предыдущим рейтингом до 16 места. Все это позволило сети стать лидером в своем сегменте, оставив позади «Ситилинк» (52), «Белый ветер цифровой» (65) и другие.
Среди сильнейших региональных сетей сегмента FMCG также выделяются екатеринбургская «Монетка», барнаульская «Мария-Ра», новосибирская «Холидей Классик». Из операторов fashion-ритейла прибавила Gloria Jeans, поднявшаяся сразу на 20 строчек и занявшая 38 место. В 2011 году торговые площади сети выросли в полтора раза, а темпы роста выручки составили 72,8%.
Тенденции
В секторе FMCG, полагают эксперты, усиление позиций федералов в регионах и низкая эффективность большинства региональных игроков могут привести к увеличению сделок M&A и повышению популярности закупочных союзов. Продолжится развитие магазинов малых форматов, а также произойдет переориентация на небольшие населенные пункты.
В сегменте БТиЭ год ожидается рекордным по объему рынка. Развитие получат мультиканальные сети. В аптечном ритейле сохранится снижение спроса и сокращение продаж дешевых и рост продаж дорогих препаратов, продолжится консолидация рынка, а темпы роста в физическом выражении не превысят 2-3%.
Продолжит расти и рынок одежды, но уже не такими большими темпами как раньше. Потребители начнут обращать более пристальное внимание на альтернативные форматы – интернет-магазины, шопинг-клубы, сервисы коллективных покупок и т.д.
Топ-20 розничных сетей
Место в 2010 году |
Место в 2011 году |
Основное операционное юридическое лицо |
Группа компаний |
Бренд |
Сегмент |
Данные |
Чистая выручка в 2011 году, млрд руб. без учета НДС |
Темпы роста выручки в 2011 году, % |
Количество магазинов на конец 2011 года, единиц |
Общая торговая площадь по состоянию на конец 2011 года, тыс. кв. м. |
1 |
1 |
ТД Перекресток, ЗАО |
X5 Retail Group |
Карусель, Пятерочка, Перекресток и др. |
FMCG |
МСФО |
452,53 |
32,5% |
3002 |
1727,3 |
2 |
2 |
Тандер, ЗАО |
ГК "Магнит" |
Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик |
FMCG |
МСФО |
335,70 |
42,1% |
5309 |
1970,2 |
3 |
3 |
Ашан, ООО |
Auchan Group |
Ашан, Ашан-Сити, Радуга, Ашан-сад |
FMCG |
РСБУ, оценка |
195,00 |
9,5% |
49 |
498,1 |
4 |
4 |
МЕТРО Кэш энд Керри, ООО |
Metro Group |
Metro C&C |
FMCG |
МСФО |
139,96 |
18,6% |
62 |
499,5 |
5 |
5 |
М.видео менеджмент, ООО |
ГК "М.Видео" |
М.Видео |
бытовая техника и электроника |
УО |
111,86 |
29,5% |
261 |
650,0 |
9 |
6 |
Дикси групп, ОАО |
ГК "Дикси" |
Мегамарт, Минимарт, Дикси, Виктория, Квартал, Дешево, Кэш |
FMCG |
МСФО |
102,32 |
59,3% |
1119 |
405,1 |
7 |
7 |
О'Кей, ООО |
ГК "О'Кей" |
О'Кей, О'Кей-Экспресс |
FMCG |
МСФО |
93,13 |
12,7% |
71 |
346,0 |
6 |
8 |
Эльдорадо, ООО |
ГК "Эльдорадо" |
Эльдорадо |
бытовая техника и электроника |
РСБУ, УО, оценка |
89,00 |
7,3% |
355 |
583,5 |
8 |
9 |
Лента, ООО |
Лента, ООО |
Лента |
FMCG |
УО, оценка |
84,90 |
20,4% |
42 |
306,0 |
10 |
10 |
Евросеть-Ритейл, ООО |
ГК "Евросеть" |
Евросеть, Билайн |
мобильные телефоны |
УО, оценка |
75,10 |
21,2% |
4789 |
215,9 |
12 |
11 |
Связной Логистика, ЗАО |
ГК "Связной" |
Связной |
мобильные телефоны |
МСФО |
70,12 |
24,4% |
2821 |
123,1 |
13 |
12 |
Седьмой Континент, ОАО |
Седьмой Континент, ОАО |
Седьмой Континент, Наш гипермаркет |
FMCG |
МСФО, оценка |
53,00 |
14,4% |
155 |
249,1 |
15 |
13 |
Леруа Мерлен Восток, ООО |
Leroy Merlin |
Leroy Merlin |
строительные материалы и товары для дома |
РСБУ, оценка |
50,10 |
29,7% |
18 |
182,3 |
14 |
14 |
ИКЕА-Дом, ООО |
IKEA |
IKEA |
мебель |
РСБУ, УО, оценка |
48,55 |
21,5% |
14 |
280,6 |
17 |
15 |
Спортмастер, ООО |
ГК "Спортмастер" |
Спортмастер |
спорт |
РСБУ, УО, оценка |
47,00 |
42,5% |
238 |
410,0 |
20 |
16 |
Компьютерный центр ДНС, ООО |
Компьютерный центр ДНС |
DNS |
компьютерная техника |
УО, оценка |
38,70 |
50,0% |
350 |
122,3 |
19 |
17 |
SPAR (ряд юридических лиц) |
SPAR |
Spar, Spar-Express |
FMCG |
УО |
32,98 |
15,1% |
291 |
132,7 |
18 |
18 |
Медиа Маркт Сатурн, ООО |
Media Markt |
Media Markt, Saturn |
бытовая техника и электроника |
МСФО |
35,67 |
27,5% |
36 |
157,8 |
21 |
19 |
Элемент-Трейд, ООО |
ГК "Элемент-Трейд" |
Монетка, Монетка Супер, Райт |
FMCG |
РСБУ, УО, оценка |
31,90 |
24,1% |
328 |
210,6 |
23 |
20 |
ОБИ Россия |
Obi |
OBI |
строительные материалы и товары для дома |
РСБУ, оценка |
30,91 |
22,0% |
19 |
222,1 |
Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по выручке
№ |
Группа компаний |
Основное операционное юридическое лицо |
Бренд |
Основные форматы |
Сегмент |
Данные по выручке |
Выручка, млрд.руб. без учета НДС |
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
X5 Retail Group |
ТД Перекресток, ЗАО |
Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. |
С, Г, М |
FMCG |
МСФО |
275,2 |
341,6 |
452,5 |
2 |
Магнит |
Магнит, ОАО |
Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик |
М, Г |
FMCG |
МСФО |
169,9 |
236,2 |
335,7 |
3 |
Auchan Group |
Ашан, ООО |
Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед |
С, Г |
FMCG |
РСБУ, оценка |
158,4 |
178,1 |
195 |
4 |
Metro Group |
МЕТРО Кэш энд Керри, ООО |
Metro Cash&Carry |
Г |
FMCG |
МСФО |
114,3 |
118,0 |
140,0 |
5 |
ГК "М. Видео" |
М.Видео менеджмент, ООО |
М.Видео |
С, Г |
БТиЭ |
УО |
70,3 |
86,4 |
111,9 |
6 |
ГК "Дикси" |
Дикси груп, ОАО |
Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. |
С, Г, М |
FMCG |
МСФО |
54,2 |
64,2 |
102,3 |
7 |
ГК "О'Кей" |
О'Кей, ООО |
О'Кей, О'Кей-Экспресс |
С, Г |
FMCG |
МСФО |
67,9 |
82,7 |
93,1 |
8 |
ГК Эльдорадо |
Эльдорадо, ООО |
Эльдорадо |
С, Г |
БТиЭ |
УО, оценка |
72,1 |
82,9 |
89,0 |
9 |
Лента, ООО |
Лента, ООО |
Лента |
Г |
FMCG |
УО, оценка |
55,6 |
70,6 |
84,9 |
10 |
ГК "Евросеть" |
Евросеть - Ритейл, ООО |
Евросеть, Билайн |
С, М |
Моб. Тел. |
УО, оценка |
55,2 |
61,9 |
75,1 |
Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по количеству магазинов
№ |
Группа компаний |
Основное операционное юридическое лицо |
Бренд |
Основные форматы |
Сегмент |
Количество магазиновна конец года |
|
|
|
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
|
1 |
X5 Retail Group |
ТД Перекресток, ЗАО |
Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. |
С, Г, М |
FMCG |
1959 |
2469 |
3002 |
|
2 |
Магнит |
Магнит, ОАО |
Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик |
М, Г |
FMCG |
3229 |
4055 |
5309 |
|
3 |
Auchan Group |
Ашан, ООО |
Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед |
С, Г |
FMCG |
38 |
44 |
49 |
|
4 |
Metro Group |
МЕТРО Кэш энд Керри, ООО |
Metro Cash&Carry |
Г |
FMCG |
52 |
57 |
62 |
|
5 |
ГК "М. Видео" |
М.Видео менеджмент, ООО |
М.Видео |
С, Г |
БТиЭ |
177 |
219 |
261 |
|
6 |
ГК "Дикси" |
Дикси груп, ОАО |
Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. |
С, Г, М |
FMCG |
537 |
646 |
1119 |
|
7 |
ГК "О'Кей" |
О'Кей, ООО |
О'Кей, О'Кей-Экспресс |
С, Г |
FMCG |
46 |
57 |
71 |
|
8 |
ГК Эльдорадо |
Эльдорадо, ООО |
Эльдорадо |
С, Г |
БТиЭ |
435 |
331 |
355 |
|
9 |
Лента, ООО |
Лента, ООО |
Лента |
Г |
FMCG |
36 |
39 |
42 |
|
10 |
ГК "Евросеть" |
Евросеть - Ритейл, ООО |
Евросеть, Билайн |
С, М |
Моб. Тел. |
4236 |
4367 |
4789 |
|
Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по торговой площади
№ |
Группа компаний |
Основное операционное юридическое лицо |
Бренд |
Основные форматы |
Сегмент |
Количество магазиновна конец года |
|
|
|
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
|
1 |
X5 Retail Group |
ТД Перекресток, ЗАО |
Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. |
С, Г, М |
FMCG |
1337,8 |
1555,1 |
1727,3 |
|
2 |
Магнит |
Магнит, ОАО |
Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик |
М, Г |
FMCG |
1059,9 |
1422,3 |
1970,2 |
|
3 |
Auchan Group |
Ашан, ООО |
Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед |
С, Г |
FMCG |
386,6 |
452,3 |
498,1 |
|
4 |
Metro Group |
МЕТРО Кэш энд Керри, ООО |
Metro Cash&Carry |
Г |
FMCG |
427,4 |
464,5 |
499,5 |
|
5 |
ГК "М. Видео" |
М.Видео менеджмент, ООО |
М.Видео |
С, Г |
БТиЭ |
467,0 |
564,0 |
650,0 |
|
6 |
ГК "Дикси" |
Дикси груп, ОАО |
Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. |
С, Г, М |
FMCG |
206,0 |
227,9 |
405,1 |
|
7 |
ГК "О'Кей" |
О'Кей, ООО |
О'Кей, О'Кей-Экспресс |
С, Г |
FMCG |
232,7 |
287,4 |
346,0 |
|
8 |
ГК Эльдорадо |
Эльдорадо, ООО |
Эльдорадо |
С, Г |
БТиЭ |
625,0 |
568,8 |
583,5 |
|
9 |
Лента, ООО |
Лента, ООО |
Лента |
Г |
FMCG |
260,9 |
281,7 |
306,0 |
|
10 |
ГК "Евросеть" |
Евросеть - Ритейл, ООО |
Евросеть, Билайн |
С, М |
Моб. Тел. |
167,5 |
164,6 |
215,9 |
|
Читать также: SOSTAV.RU: Рост рынка электроники в РФ замедляется SOSTAV.RU: Дрогери и аптеки осваивают косметический рынок SOSTAV.RU: Россияне предпочитают Bosco Di Ciliegi SOSTAV.RU: Фарма выходит в плюс SOSTAV.RU: Треть продаж электроники совершается онлайн
|