06.06.2012

Российский ритейл: регионалы крепчают

В 2011 году совокупная выручка Топ-100 розничных компаний составила 3 трлн рублей

Обложка исследования
Топ-100 ритейлеров

Агентство INFOLine совместно с ИД Retailer презентовали ежегодный рейтинг Top-100 ритейлеров России. Список самых крупных компаний в этом году пополнили новые игроки, а сам рейтинг показал, как складывается ситуация в российской розничной торговле и какие тренды ожидают ее в 2012 году.

Рейтинг стал определенным показателем уровня концентрации розничной торговли в нашей стране. По данным INFOLine, фактически каждый пятый рубль, который тратит россиянин, он тратит в одном из магазинов, перечисленном в рейтинге.

Что касается непосредственно сетей, то, если в 2010 году на долю лидеров приходилась половина выручки розницы, то в 2011 году этот показатель составил 55%, в том числе благодаря сделкам по поглощению компаний.

Как сообщил гендиректор INFOLine Иван Федяков, в прошлом году одним из самых бурноразвивающихся сегментов стала категория «компьютерная техника». Страну буквально захлестнула «гаджетомания», в то же время достаточно скромными оказались показатели в сегменте бытовой техники и электроники, косметики. По мнению эксперта, это те сегменты, которые больше всего ощущают влияние дистанционной торговли, онлайн-торговли, поэтому вынуждены сдерживать свое развитие в открытии новых магазинов.

Несмотря на то, что в рейтинг включены довольно зрелые компании, 36 из них показывают отрицательную динамику изменения рыночной доли. Их рост ниже, чем рост розничной торговли в целом.

Самый крупный сегмент - FMCG - сохранил темпы роста на уровне оборота розничной торговли в целом, отмечает гендиректор INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров. В Топ-100 вошли 49 компаний данного сегмента, их доля в общем обороте розницы составила 24%.

Лидеры

Пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с прошлым годом. Первое место по-прежнему у X5 Retail Group. Чистая выручка компании по итогам года составила 452,53 млрд рублей, а ее темпы роста – 32,5%. Общая торговая площадь ритейлера - 1727,3 тысячи кв м, а темпы роста площадей – 11,1%. Главный конкурент компании – краснодарский «Магнит» - по выручке уступает X5 (335,70 млрд рублей), а вот по темпам ее роста, общей торговой площади и темпам прироста площадей является безусловным лидером в первой пятерке.

Самые низкие темпы прироста выручки в первой пятерке у «Ашана» - 9,5%, причем, сеть впервые снизила долю на рынке. Темпы прироста торговых площадей примерно на уровне X5 Retail Group – 10,1%. Менее всего торговые площади росли у Metro Group – на 7,5% до 499,5 тысяч кв м.

За прошлый год лидеры торговли открыли 3 млн кв м новых площадей, совокупность Топ-100 превысила 15 млн кв м, 36 тысяч магазинов покрывают наши лидеры. Совокупная выручка сотни крупнейших розничных компаний составила более 3 трлн рублей.

В пятерке, оккупированной представителями FMCG, стабильно держится компания сегмента БТиЭ – «М.видео». Она же стала лидером в своем сегменте по выручке, которая по итогам 2011 года составила 111,86 млрд рублей.

Новички

В этом году в рейтинг вошли 12 новых игроков, причем не просто вошли, а ворвались. Так, одним из таких новичков стала компания ГК Merlion (бренды «Ситилинк», «Ситилинк mini», «Позитроника»), попавшая сразу на 52 место с выручкой в 11,4 млрд рублей (темп роста – 142,6%). Одной из причин такого стремительного восхождения стало активное расширение торговых площадей сети более чем в два раза.

В рейтинге также дебютировала аптечная сеть A5, во многом благодаря покупке «Мособлфармации». Сеть занимает 64 строчку рейтинга с выручкой в 9,8 млрд рублей. Среди других новичков сети «Юлмарт», Fix Price, «Метрика», «Кораблик», InCITY и другие. Многие из дебютантов за счет высоких темпов роста выручки вошли также в число самых динамичных сетей.

Крепкие регионалы

Большой рывок в развитии показала дальневосточная сеть компьютерной техники DNS. За год она нарастила выручку и торговые площади более чем на 50% поднявшись на 4 строчки по сравнению с предыдущим рейтингом до 16 места. Все это позволило сети стать лидером в своем сегменте, оставив позади «Ситилинк» (52), «Белый ветер цифровой» (65) и другие.

Среди сильнейших региональных сетей сегмента FMCG также выделяются екатеринбургская «Монетка», барнаульская «Мария-Ра», новосибирская «Холидей Классик». Из операторов fashion-ритейла прибавила Gloria Jeans, поднявшаяся сразу на 20 строчек и занявшая 38 место. В 2011 году торговые площади сети выросли в полтора раза, а темпы роста выручки составили 72,8%.

Тенденции

В секторе FMCG, полагают эксперты, усиление позиций федералов в регионах и низкая эффективность большинства региональных игроков могут привести к увеличению сделок M&A и повышению популярности закупочных союзов. Продолжится развитие магазинов малых форматов, а также произойдет переориентация на небольшие населенные пункты.

В сегменте БТиЭ год ожидается рекордным по объему рынка. Развитие получат мультиканальные сети. В аптечном ритейле сохранится снижение спроса и сокращение продаж дешевых и рост продаж дорогих препаратов, продолжится консолидация рынка, а темпы роста в физическом выражении не превысят 2-3%.

Продолжит расти и рынок одежды, но уже не такими большими темпами как раньше. Потребители начнут обращать более пристальное внимание на альтернативные форматы – интернет-магазины, шопинг-клубы, сервисы коллективных покупок и т.д.


Топ-20 розничных сетей

Место в 2010 году Место в 2011 году Основное операционное юридическое лицо Группа компаний Бренд Сегмент Данные Чистая выручка в 2011 году, млрд руб. без учета НДС Темпы роста выручки в 2011 году, % Количество магазинов на конец 2011 года, единиц Общая торговая площадь по состоянию на конец 2011 года, тыс. кв. м.
1 1 ТД Перекресток, ЗАО X5 Retail Group Карусель, Пятерочка, Перекресток и др.  FMCG МСФО 452,53 32,5% 3002 1727,3
2 2 Тандер, ЗАО ГК "Магнит" Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик FMCG МСФО 335,70 42,1% 5309 1970,2
3 3 Ашан, ООО Auchan Group Ашан, Ашан-Сити, Радуга, Ашан-сад FMCG РСБУ, оценка 195,00 9,5% 49 498,1
4 4 МЕТРО Кэш энд Керри, ООО Metro Group Metro C&C FMCG МСФО 139,96 18,6% 62 499,5
5 5 М.видео менеджмент, ООО ГК "М.Видео" М.Видео бытовая техника и электроника УО 111,86 29,5% 261 650,0
9 6 Дикси групп, ОАО ГК "Дикси" Мегамарт, Минимарт, Дикси, Виктория, Квартал, Дешево, Кэш FMCG МСФО 102,32 59,3% 1119 405,1
7 7 О'Кей, ООО ГК "О'Кей" О'Кей, О'Кей-Экспресс FMCG МСФО 93,13 12,7% 71 346,0
6 8 Эльдорадо, ООО ГК "Эльдорадо" Эльдорадо бытовая техника и электроника РСБУ, УО, оценка 89,00 7,3% 355 583,5
8 9 Лента, ООО Лента, ООО Лента FMCG УО, оценка 84,90 20,4% 42 306,0
10 10 Евросеть-Ритейл, ООО ГК "Евросеть" Евросеть, Билайн мобильные телефоны УО, оценка 75,10 21,2% 4789 215,9
12 11 Связной Логистика, ЗАО ГК "Связной" Связной мобильные телефоны МСФО 70,12 24,4% 2821 123,1
13 12 Седьмой Континент, ОАО Седьмой Континент, ОАО Седьмой Континент, Наш гипермаркет FMCG МСФО, оценка 53,00 14,4% 155 249,1
15 13 Леруа Мерлен Восток, ООО Leroy Merlin Leroy Merlin строительные материалы и товары для дома РСБУ, оценка 50,10 29,7% 18 182,3
14 14 ИКЕА-Дом, ООО IKEA IKEA мебель РСБУ, УО, оценка 48,55 21,5% 14 280,6
17 15 Спортмастер, ООО ГК "Спортмастер" Спортмастер спорт РСБУ, УО, оценка 47,00 42,5% 238 410,0
20 16 Компьютерный центр ДНС, ООО Компьютерный центр ДНС DNS компьютерная техника УО, оценка 38,70 50,0% 350 122,3
19 17 SPAR (ряд юридических лиц) SPAR Spar, Spar-Express FMCG УО 32,98 15,1% 291 132,7
18 18 Медиа Маркт Сатурн, ООО Media Markt Media Markt, Saturn бытовая техника и электроника МСФО 35,67 27,5% 36 157,8
21 19 Элемент-Трейд, ООО ГК "Элемент-Трейд" Монетка, Монетка Супер, Райт FMCG РСБУ, УО, оценка 31,90 24,1% 328 210,6
23 20 ОБИ Россия Obi OBI строительные материалы и товары для дома РСБУ, оценка 30,91 22,0% 19 222,1

 

Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по выручке

Группа компаний Основное операционное юридическое лицо Бренд Основные форматы Сегмент Данные по выручке Выручка, млрд.руб. без учета НДС







2009 2010 2011
1 X5 Retail Group ТД Перекресток, ЗАО Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. С, Г, М FMCG МСФО 275,2 341,6 452,5
2 Магнит Магнит, ОАО Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик М, Г FMCG МСФО 169,9 236,2 335,7
3 Auchan Group Ашан, ООО Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед С, Г FMCG РСБУ, оценка 158,4 178,1 195
4 Metro Group  МЕТРО Кэш энд Керри, ООО Metro Cash&Carry Г FMCG МСФО 114,3 118,0 140,0
5 ГК "М. Видео" М.Видео менеджмент, ООО М.Видео С, Г БТиЭ УО 70,3 86,4 111,9
6 ГК "Дикси" Дикси груп, ОАО Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. С, Г, М FMCG МСФО 54,2 64,2 102,3
7 ГК "О'Кей" О'Кей, ООО О'Кей, О'Кей-Экспресс С, Г FMCG МСФО 67,9 82,7 93,1
8 ГК Эльдорадо Эльдорадо, ООО Эльдорадо С, Г БТиЭ УО, оценка 72,1 82,9 89,0
9 Лента, ООО Лента, ООО Лента Г FMCG УО, оценка 55,6 70,6 84,9
10 ГК "Евросеть" Евросеть - Ритейл, ООО Евросеть, Билайн С, М Моб. Тел. УО, оценка 55,2 61,9 75,1



Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по количеству магазинов

Группа компаний Основное операционное юридическое лицо Бренд Основные форматы Сегмент Количество магазиновна конец года






2009 2010 2011
1 X5 Retail Group ТД Перекресток, ЗАО Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. С, Г, М FMCG 1959 2469 3002
2 Магнит Магнит, ОАО Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик М, Г FMCG 3229 4055 5309
3 Auchan Group Ашан, ООО Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед С, Г FMCG 38 44 49
4 Metro Group  МЕТРО Кэш энд Керри, ООО Metro Cash&Carry Г FMCG 52 57 62
5 ГК "М. Видео" М.Видео менеджмент, ООО М.Видео С, Г БТиЭ 177 219 261
6 ГК "Дикси" Дикси груп, ОАО Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. С, Г, М FMCG 537 646 1119
7 ГК "О'Кей" О'Кей, ООО О'Кей, О'Кей-Экспресс С, Г FMCG 46 57 71
8 ГК Эльдорадо Эльдорадо, ООО Эльдорадо С, Г БТиЭ 435 331 355
9 Лента, ООО Лента, ООО Лента Г FMCG 36 39 42
10 ГК "Евросеть" Евросеть - Ритейл, ООО Евросеть, Билайн С, М Моб. Тел. 4236 4367 4789



Рейтинг "INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100" по торговой площади

Группа компаний Основное операционное юридическое лицо Бренд Основные форматы Сегмент Количество магазиновна конец года






2009 2010 2011
1 X5 Retail Group ТД Перекресток, ЗАО Карусель, Пятерочка.ю Перекресток и др. С, Г, М FMCG 1337,8 1555,1 1727,3
2 Магнит Магнит, ОАО Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик М, Г FMCG 1059,9 1422,3 1970,2
3 Auchan Group Ашан, ООО Ашан, Ашаи-Сити, Радуга, Ашан-сед С, Г FMCG 386,6 452,3 498,1
4 Metro Group  МЕТРО Кэш энд Керри, ООО Metro Cash&Carry Г FMCG 427,4 464,5 499,5
5 ГК "М. Видео" М.Видео менеджмент, ООО М.Видео С, Г БТиЭ 467,0 564,0 650,0
6 ГК "Дикси" Дикси груп, ОАО Мегамарт, Миммарт, Дикси, Виктория, Квартал и др. С, Г, М FMCG 206,0 227,9 405,1
7 ГК "О'Кей" О'Кей, ООО О'Кей, О'Кей-Экспресс С, Г FMCG 232,7 287,4 346,0
8 ГК Эльдорадо Эльдорадо, ООО Эльдорадо С, Г БТиЭ 625,0 568,8 583,5
9 Лента, ООО Лента, ООО Лента Г FMCG 260,9 281,7 306,0
10 ГК "Евросеть" Евросеть - Ритейл, ООО Евросеть, Билайн С, М Моб. Тел. 167,5 164,6 215,9

 

Читать также:
SOSTAV.RU: Рост рынка электроники в РФ замедляется
SOSTAV.RU: Дрогери и аптеки осваивают косметический рынок
SOSTAV.RU: Россияне предпочитают Bosco Di Ciliegi
SOSTAV.RU: Фарма выходит в плюс
SOSTAV.RU: Треть продаж электроники совершается онлайн

Наталья Малютина, Sostav.ru